Занятия по математике с блоками Дьенеша
план-конспект занятия на тему

Бакина Надежда Александровна

 умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина); развивать умение классифицировать предметы по четырем свойствам; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Программное содержание:

Помочь научиться правильно называть части, на которые обручи делят плоскость; закрепить названия времен года, обратный счет, умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина); развивать умение классифицировать предметы по четырем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям , самостоятельность; доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

 Материалы к занятию:

Иллюстрации по временам года: девочка-осень, девочка-зима, девочка-весна, девочка-лето;

 Образец изображения «Машины времени»;

 Игра «Танграм» (один комплект на двоих детей);

 Игра «Блоки Дьенеша» (один комплект на двоих детей и один комплект для воспитателя);

 Корзинка с набором овощей и фруктов;

 Картинки для игры «Четвертый лишний»;

 Карточки для игры «Сделай бусы»;

 Карточки  для игры «Засели птичек в домики»;

 Карточки-символы, соответствующие свойствам блоков:  цвет  (красный, желтый, синий),  форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий);

–Три обруча: красный, синий, желтый.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к воспитателю.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем люди улыбаются? (Ответы детей)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

Игра «Приветствие»

Друг к другу лицом повернулись,

Улыбнулись.

Руку правую подали,

И потом ее пожали,

И друг друга мы обняли, Отошли и поклонились,

И немного покружились,

Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться

 Я желаю вам хорошего настроения и приглашаю в веселое путешествие по временам года на «Машине времени». Дети, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей).

раз у нас путешествие необычное, я предлагаю вам превратиться в блоки. Вы хотите?  (ответы детей ) Выбирайте каждый себе из корзинки блок и расскажите, кто вы. ( дети рассказывают: «Я блок синего цвета ,большой, толстый, квадрат)

 Как я уже сказала, мы сегодня будем путешествовать на «Машине времени». Для этого вам необходимо ее построить. От того, какие вы будете дружные и внимательные друг к другу, зависит успех путешествия.

Дети, подойдите к столу и постройте свою «Машину времени» из геометрических фигур по этому образцу. (Воспитатель выставляет образец на мольберте, дети строят по нему фигуру-силуэт).

Игра «Танграм»

Не забывайте, что «совершать прыжки» из одного времени года в другое вы будете на своей «Машине времени» порами, поэтому работайте дружно.

Основная часть.

Воспитатель: Построили? Молодцы! Теперь подойдите ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Чтобы ваши машины пришли в движение, надо посчитать обратным счетом от 20 до 1. (Дети считают, после чего садятся на стульчики).

Воспитатель: Кто нас встречает? (Показ картинки: изображение девочки-осени). Ответы детей.

Осень приготовила нам корзинку с овощами и фруктами. (Показ корзинки)

 Найдите блоки, похожие по форме и цвету на овощи и фрукты. (Дети выбирают нужные блоки) А теперь опишите их и найдите карточки-символы, соответствующие выбранным блокам. (Далее дети находят блоки и карточки-символы, соответствующие овощам и фруктам)

Дети, посмотрите, Осень приготовила нам еще одну игру.

Игра «Четвертый лишний» (Воспитатель показывает картинку, дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний). Гимнастика для глаз. (Дети зрачками глаз рисуют круг, квадрат, треугольник).

Воспитатель: Хорошо! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в следующее время года. Кто нас встречает после осени? (зима) (Показ картинки: изображение девочки-зимы) За что вы любите зиму? Какой сказочный праздник бывает зимой? (Ответы детей) Закройте глаза, представьте, что настал Новый год.  Откройте глаза. Какой главный символ Нового Года? (елка)

Угадайте, какую елку принес Дед Мороз на праздник?

Она -  не маленькая, не синяя, не красная, не желтая, не прямоугольная, не квадратная, не круглая, не тонкая  (ответ: большая, зеленая, треугольная, толстая).  Дети находят данный блок.

Что нужно сделать, чтобы елка стала новогодней? (Высказывания детей) Давайте украсим елку и сделаем для нее бусы по схемам, которые лежат у вас на столе  (по выбору).

Игра «Сделай бусы»

( дети рисуют бусы из блоков по четырем свойствам). После того, как дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы:

 Сколько всего блоков использовали для строительства бус?

 Сколько использовали блоков желтого цвета? красного? синего?

 Сколько использовали прямоугольников? квадратов? кругов? треугольников?

 Каких фигур больше: желтых или красных? На сколько?

Молодцы!  Сейчас произойдет прыжок в следующее время года. Закройте глаза. (Вывешивается картинка: изображение девочки-весны) А теперь, посмотрите, кто нас встречает? (Весна) Весной к нам возвращается много птиц из теплых краев.

  Физкультминутка (по выбору детей)

Воспитатель: Дети, давайте птичкам поможем найти свои домики.

Игра «Засели жильцов в домики»

(Детям раздаются изображения домиков; необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам; блоки – это «птички»).

Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какая птичка здесь живет? (показывает)

Почему эту птичку поселил именно сюда? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо! Мы отправляемся дальше, в следующее время года. Кто нас встречает? (Лето) (Показ картинки: изображение девочки – лета) Вспомните, как летом бывает красиво, сколько цветов распускается на клумбах. Давайте и мы высадим цветы на клумбы.

Игра с тремя обручами «Посади цветы на клумбы»

Дети, посчитайте, сколько всего клумб. (7) Давайте их назовем.

Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так: внутри красного обруча – все красные цветы; внутри синего обруча – все большие цветы; внутри желтого обруча – все треугольные цветы.

 Внутри синего обруча, вне красного и желтого (все большие)

 Внутри красного обруча, вне синего и желтого (все красные)

 Внутри желтого обруча, вне красного и синего (все треугольные)

 Внутри синего и красного, вне желтого обруча -  все не треугольные, не прямоугольные, не круглые (квадратные)

 Внутри синего и желтого, вне красного обруча – все желтые

 Внутри красного и желтого, вне синего обруча – все блоки, которые не толстые (тонкие)

 Внутри синего, красного и желтого обручей – синие, маленькие, тонкие блоки 

 Какие цветы остались снаружи клумбы?

 Заключительная часть.

 Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось наше путешествие? А какое время года ваше любимое? Какие задания сегодня для вас были легкими? А какие трудными?

Какое сейчас время года? (Ответы детей) Мы с вами остаемся пока в этом времени года, а «Машина времени» отправляется в другой детский сад. Какое у вас настроение после нашего путешествия? Возьмите каждый себе радостный смайлик, и пусть он  дарит вам всегда хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация математика с блоками Дьенеша старшая группа.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возроста с использованием блоков Дьенеша....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по математике с блоками Дьенеша на тему: «Чудо-дерево».

Цели:1.Формировать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Задачи:1.Учить анализировать свойства предметов; соотносить предметы по форме, цвету....

Конспект НОД по математике по блокам Дьенеше

продолжать знакомить с логическими блоками Дьенеша, кодовыми карточками, развивать умение декодировать информацию....

Открытое занятие по математике с блоками Дьенеша

Цель: Развитие памяти, сравнение, умение анализировать, принимать решение, объяснять свой выбор, использовать союзы (и, или, не).Задачи:Умение ориентироваться в пространстве;Закрепить навыки вычислите...

Конспект занятия в младшей группе по математике с блоками Дьенеша на тему: «Чудо-дерево».

Конспект занятия в младшей группе по математике с блоками Дьенеша на тему:  «Чудо-дерево»....

Конспект по математике с Блоками Дьенеша в старшей группе

Формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий....