Выступление на Ресурсном центре для заместителей заведующих ДОУ. Тема: «Использование проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников»
проект на тему

Кузнецова Ирина Владимировна

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данных задач наш педагогический коллектив считает использование в своей работе проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников в свете ФГОС.

Основной целью проектного метода в нашем ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со-вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе нашего ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги т используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

 Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

Хотелось бы напомнить основные этапы проектного метода:

I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов мы используем условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

 

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: нами с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Этапы работы над проектом (СЛАЙД)

        

Этапы

проекта        

Деятельность педагога         

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап        

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Примерный план работы педагога по подготовке проекта: (СЛАЙД)

1.     На основе, изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.     Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями.

3.     Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.     Составление плана – схемы проекта.

5.     Сбор накопление материала.

6.     Включение в план – схему проекта занятий. Игр и других видов детской деятельности.

7.     Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8.     Презентация проекта.

 

В настоящее время проекты классифицируются: (СЛАЙД)

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике.

В своей практике работы с детьми мы проводили различные проекты:

- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин», «Книжкина неделя»

- межгрупповые: «Времена года».

- творческие: « У нас в нескучном саду», «Любим сказки».

- групповые «Веселая астрономия».

- индивидуальные: «Я и моя семья».

- исследовательские: «Мир воды»

Все проекты были разные по продолжительности. Особенно запомнился проект «Здравствуй, Пушкин» - итогом этого проекта стала театрализованная постановка отрывка из «Руслана и Людмилы» (ВИДЕО) он длился 6 месяцев, в нем участвовали дети старшей группы.

Цель проекта: расширять знания ребёнка о творчестве А. С. Пушкина, разнообразии произведений. Формировать интерес к творчеству поэта. Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка.

Задачи проекта:

навыков коммуникативного общения

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование

формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности

развивать способность к прогнозированию будущих изменений

Формирование предпосылок учебной деятельности

произвольности в поведении и продуктивной деятельности

потребности в создании собственной картины мира

Познавательное развитие

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям

Этапы реализации

Подготовительный этап

изучить познавательную и методическую литературу, статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», по ознакомлению с художественной литературой

подготовили подборку литературы А. С. Пушкина для детей дошкольников

создание альбома «Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина»

подготовили оборудование для оформления стенда «Мой Пушкин»

подготовили предметы заместители для  драматизации.

оформили картотеку «Крылатых фраз из произведений А. С. Пушкина»

Основной этап

Работа с родителями

сбор материала (иллюстраций, картинок из произведений А. С. Пушкина) для создания альбомов и газет

оформление выставки семейных работ по теме «Любимая сказка»

привлечение родителей в поиске необходимой детям информации

пополнение фонотеки аудиозаписями сказок Пушкина

Работа с детьми:

чтение произведений А. С. Пушкина

использование заместителей при обыгрывании отрывков сказок

театр-драматизация по отрывкам сказки А. С. Пушкина

«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская

создание альбома «Мода Пушкинской эпохи»

художественно-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Примерные темы: «Моя любимая сказка», «Сказочный герой» и т. д. Тема выбирается по ситуации, исходя из интересов детей

литературная викторина

Оснащение предметно-развивающей среды

выставка совместных работ детей и родителей

выставка детского изобразительного творчества «Здравствуй, Пушкин»

выставка художественной литературы по произведениям А. С. Пушкина

картотека крылатых фраз из произведения А. С. Пушкина

Обобщающий этап

презентация результатов проекта в форме литературной викторины

обобщение материалов проекта

Ожидаемый результат

Расширение знаний детей, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Сегодня Вашему вниманию мы хотели предложить последние проекты, которые прошли в нашем ДОУ:

-

-

-

-

 

 

Анализируя работу нашего ДОУ по использованию проектного метода хочется сказать следующее:

Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками действительно дает высокий результат. Это метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательного процесса.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели социальные навыки. Дети стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развились навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях детей проявлялась их индивидуальность. В подгруппах были организованны различные исследования. Дети с интересом их обсуждали и сравнивали. Ярко проявлялись характеры детей, их психологические особенности.

В результате работы мы убедились, что проектная деятельность влияет на развитие коммуникативных навыков детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной. В процессе игры дети совместно сочиняли истории, рисовали, играли, трудились, строили и благодаря этому у них развились способности творчески мыслить и сотрудничать, то есть как раз те способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в современном мире.

Мы пришли к выводу, что работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Объяснив родителям смысл наших идей и целей, мы стали строить с ними активные и плодотворные партнерские отношения. Их интерес к нашей работе возрос, родители регулярно общаются снами и заходят на сайт дошкольного учреждения, чтобы увидеть продукты проектной деятельности. С помощью родителей мы узнаем, что делают дети дома и используем информацию в своей деятельности. Тесное сотрудничество с родителями позволяет нам строить образовательный процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов детей. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Степановой О.А. на тему: «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....

Опыт работы по теме «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»

Выступление на педсовете - обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников....

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»

Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

В воспитании и обучении активно использую проектную технологию, так как сегодня проектная деятельность является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных значимых методов. Проектная деятел...

Мастер - класс «Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель мастер - класса: повысить педагогическую компетентность педагогов по теме: Использование проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников....

Презентация на тему "Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников"

Материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, которые в своей работе активно используют метод проектов...