Главные вкладки

    Игры по развитию речи
    консультация (старшая группа) на тему

    Шашкова Светлана Александровна

    Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

    Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

    Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.

    У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.

    Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

    -настольно-печатные;

    -дидактические;

    -подвижные игры;

    -сюжетно – ролевые;

    -компьютерные игры.

    При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

    Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

     

     

    Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

    1. Игра «Один –много»

    Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

    Оборудование: картинки с разными предметами.

    Ход игры:

    Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

    Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

    Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

    2. Игра «Почини сломанные игрушки»

    Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

    Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

    Ход игры:

    Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

    Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

    3. Игра «Накорми животное»

    Цель: Закрепление форм дательного падежа

    Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

    Ход игры:

    Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

    (Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .

    Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

    ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

    Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.

    4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

    Цель: закрепление форм винительного падежа.

    Ход игры:

    Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

    Речевой материал:

    - Я вижу стол, окно, стул …

    -Я вижу столы, окна, стулья…

    5. Игра «Подскажи Незнайке»

    Цель: Закрепление форм творительного падежа.

    Оборудование: предметные картинки или игрушки.

    Ход игры:

    Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

    Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

    Пилить (пилой) ;

    Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… .,

    А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

    -Дополните предложение и повторите его полностью.

    -Знайка рисует (что? чем)

    -Пончик намазывает (что? чем)

    -Винтик грозит (кому чем)

    -Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

    -Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

    -Синеглазка стирает (кому? что? чем)

    6. Игровое упражнение «Забота».

    Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети? ».

    7. Игра «Что делают птицы»

    Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

    Оборудование: картинки ласточки и скворцов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

    8. Игра «Морские сокровища»

    Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

    Оборудование: предметные картинки или игрушки.

    Ход игры:

    Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

    9. Игра в лото «Два и пять»

    Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .

    Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

    Ход игры:

    Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

    10. Игра «Займи свой домик»

    Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

    Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

    Ход игры:

    Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками .

    11. Дидактическая игра «Три рейки».

    Цель: определение рода имени существительного.

    Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .

    Ход игры:

    Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

    12. Игровое упражнение «Закончи предложения».

    Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

    Ход игры:

    Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

    Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;

    Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;

    Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;

    Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;

    Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .

    Литература

    1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.

    2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

    3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.

    4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.

    5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_razvitiyu_rechi.docx18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк».

            

    Игры по развитию речи

                     Выполнила:

    Логопед:

                                              Шашкова Светлана Александровна

                                                   

    г. Бердск — 2015 г.

    Игры по развитию речи

    Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.

    Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

    Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.

    У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.

    Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

    -настольно-печатные;

    -дидактические;

    -подвижные игры;

    -сюжетно – ролевые;

    -компьютерные игры.

    При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

    Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

    Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

    1. Игра «Один –много»

    Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

    Оборудование: картинки с разными предметами.

    Ход игры:

    Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

    Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

    Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

    2. Игра «Почини сломанные игрушки»

    Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

    Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

    Ход игры:

    Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

    Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

    3. Игра «Накорми животное»

    Цель: Закрепление форм дательного падежа

    Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

    Ход игры:

    Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

    (Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .

    Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

    ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

    Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.

    4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

    Цель: закрепление форм винительного падежа.

    Ход игры:

    Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

    Речевой материал:

    - Я вижу стол, окно, стул …

    -Я вижу столы, окна, стулья…

    5. Игра «Подскажи Незнайке»

    Цель: Закрепление форм творительного падежа.

    Оборудование: предметные картинки или игрушки.

    Ход игры:

    Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

    Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

    Пилить (пилой) ;

    Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… .,

    А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

    -Дополните предложение и повторите его полностью.

    -Знайка рисует (что? чем)

    -Пончик намазывает (что? чем)

    -Винтик грозит (кому чем)

    -Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

    -Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

    -Синеглазка стирает (кому? что? чем)

    6. Игровое упражнение «Забота».

    Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети? ».

    7. Игра «Что делают птицы»

    Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

    Оборудование: картинки ласточки и скворцов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

    8. Игра «Морские сокровища»

    Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

    Оборудование: предметные картинки или игрушки.

    Ход игры:

    Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

    9. Игра в лото «Два и пять»

    Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .

    Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

    Ход игры:

    Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

    10. Игра «Займи свой домик»

    Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

    Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

    Ход игры:

    Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками .

    11. Дидактическая игра «Три рейки».

    Цель: определение рода имени существительного.

    Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .

    Ход игры:

    Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

    12. Игровое упражнение «Закончи предложения».

    Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

    Ход игры:

    Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

    Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;

    Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;

    Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;

    Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;

    Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .

    Литература

    1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.

    2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

    3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.

    4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.

    5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие одаренности детей с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).

    Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное   значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться...

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

    Совместная деятельность с детьми 3-4лет. Тема: «Дидактическая игра - играем в…» - игра по развитию речи (с использованием ИКТ)

    В совместной деятельности показывается использование дидактической игры по развитию речи детей. ...

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....