Взаимодействие педагогов ДОУ в воспитании детей с ОВЗ
статья на тему

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzimoodeystvie_pedagogov_dou_s_ovz.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов ДОУ в воспитании детей с ОВЗ

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.      

 Работа с родителями является  неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Учителя-логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях.  Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.

       Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

       Система работы учителя-логопеда с родителями  включает в себя следующие формы:

1. Анкетирование родителей.

       При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкету для учителя-логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка.

2. Общее групповое собрание.

       На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и распорядком дня в детском саду.  

       Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.      

Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной  и вопросы воспитания ребенка в семье.

3. Открытые занятия.

       Учитель-логопед группы показывает родителям открытые занятия. Ведь каждому родителю интересно увидеть,  как занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует со сверстниками.  На таких занятиях педагог  знакомит родителей с основными приемами постановки, автоматизации  звуков, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями к речи детей в процессе занятия.

4. Индивидуальные консультации.

       При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.

      Педагоги  дошкольного учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками  для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных  игрушек на развитие воздушной струи.  

5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.

       В индивидуальной тетради ребенка учитель-логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.  Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.

6. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.  

7. Информационный уголок (стенд).         

       Эта форма работы  знакомит родителей со следующей информацией:

- сотрудники группы и ДОУ;

- режим дня группы;

- расписание занятий;

- время консультаций специалистов;

- словарь логопедических терминов;

- советы  воспитателей, специалистов;

- рекомендации медицинских работников;

- текущие объявления.

      На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения,  которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.

8. Подготовка к мероприятиям дошкольного учреждения.

       Совместно с учителем-логопедом родители принимают активное  участие  в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по  изготовлению костюмов, атрибутов.

9. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.

       Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы учителя-логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

10. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ.  Второй год в работе с детьми логопедической группы мы используем проектную деятельность.        Работа над проектом в нашей  группе осуществляется при участии воспитателей и учителя - логопеда, привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и конечно же с привлечением родителей.

В нашей группе мы разработали и реализовали несколько проектов: «Моя мама лучше всех», «Знакомим детей с творчеством К.И. Чуковского», посвященный 130- летию поэта, «Наш Маршак»,   «Если добрым быть», который был приурочен ко Дню доброты.  В 2013 году было реализовано 2 проекта: Домашние питомцы и мое имя.

      Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.

Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительск...

Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»

Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формир...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Система взаимодействия педагогов в процессе воспитания воспитанников с ОВЗ. В рамках проекта «Это я и моя семья».

Формирование и развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями в проектно - исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее резуль...

" «Взаимодействие педагогов в инклюзивном обучении детей с нарушением речи»

В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и взрослыми. Значительная часть ...

Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...