ИГРА как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Консультация для родителей.
консультация (средняя группа) по теме

Мирошникова Елена Александровна

ИГРА

как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА

как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности

Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Ребенок учится игре, в каждой из семи её видов (сюжетно – ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава). Когда воспитанник овладевает игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальности своей неповторимости. Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых коллективах. Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла, который обозначается графическими моделями (сначала воспитателем, а потом и старшим дошкольником – в сюжетно – ролевых, театральных играх), схемами (в строительно-конструктивных играх), формулировкой правил (в дидактических, «подвижных играх). Таким образом, игра обладает огромными возможностями для формирования «детского общества»         (А.П. Усова).

Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Поэтому технология «Детский сад – дом радости» предлагает не рецепты организации игры, но лишь регулярные принципы, в направлении которых программная игра должна быть организованна каждый раз по-новому, творчески. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

  • Во-первых, её нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок  - нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает её как свою цель;
  • Во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героях, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, спортсмены, игроки интеллектуальных игр, артисты и т.д.);
  • В – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью (С.И. Гессен). Рост личности ребенка требует, чтобы материал его игр позволял предъявлять его деятельности задачи, постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно разрешаемые. А для этого он должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, могущим быть по желанию усложняемым и упрощаемым;
  • В – четвертых, для воспитателя как организатора и творца детской игры каждый из её видов – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности.

Прежде всего, интерес для изучения личности ребенка представляют выбор и исполнение им роли как обозначения специфики поведения в каждой игре (в сюжетно-ролевой, строительной, театральной, дидактической, подвижной, музыкальной есть разные роли). Потребность и возможность совершать покупки – выбирать вариант поведения изображаемого персонажа – делает для игрока значимым в каждом варианте образа (мамы, артиста – исполнителя сказки, архитектора, ведущего или участника игры с правилами и т.д.), а также и в многократном проигрывании одного  и того же на протяжении всех лет дошкольного детства. Это стремление показывает, что ребенок открыл игру (сначала интуитивно, а потом на основе самооценки её результата) для самопознания и самосовершенствования.

Д.Б. Эльконин предлагал различать детские игры по тому, что выделено в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемого в игре. Он отметил, что развитие идет от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми. Вот почему в Технологии  проектируется возможность ребенка поиграть в течении каждого дня все семь видов игр (сюжетно – ролевая, строительно-конструктивная, драматизация, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра – забава). Лишения малыша хотя бы одного из них сократит возможности для развития и саморазвития его ка индивидуальности;

  • В – пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату – оценке и самооценке созданного образа (Н.М. Крылова). Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для ребенка, перейдет в форму саморазвития. Личность ребенка будет расти как в постановке себе более и более устойчивых и отдаленных целей, так и в привычке подчинять сой каприз хотя и незримой, но все усложняющейся дисциплине.

Однако чтобы реализовать такую задачу, важно признать, что правильная организация игры – это принуждение. Взрослый придумывает нравственную задачу для программной игры ребенка. Именно принуждение, неизбежное при организации игры и проявляющееся в подборе материала игры и в общем руководстве ею, будет овеяно дыханием свободы, будет служить свободе (С.И. Гессен).

Необходимо подчеркнуть, что игра, которую задумал педагог для воспитания ребенка, обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо, оторвавшись от урока, она становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовать ребенка. При этом игра должна оставаться игрой, иначе, превратившись в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Воспитатель должен провести ребенка между обеими этими крайностями.

Игрой мы называем только ту деятельность, которую ребенок осуществляет самостоятельно. Важным этапом в организации игры является разговор с детьми об идеале, которому ребенок может подражать, изображать которого похвально.

Главное в игре – забота о ком-то!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

ИГРА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМА И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Поскольку дошкольная организация функционирует как «открытая система», потребность ребенка в самоутверждении, самосохранении и развитии себя как индивидуальности удовлетворяется только при...

Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка

Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника...

Из опыта работы "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности"

Каждый из дошкольников проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Игра это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется стан...

Игрушка как средство развития детей дошкольного возраста - консультация для родителей

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Презентация "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста"

Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста...