Консультация. "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности".
консультация на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx64.91 КБ

Предварительный просмотр:

                              ИГРА

      как деятельность, форма и средство развития и

                   саморазвития индивидуальности  

     Повседневная жизнь воспитанника в детском саду – насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая  занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребёнка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен по себе. В игре особенно активно формируется психика ребёнка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она (игра) даёт возможность в воображаемой  ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

     Ребёнок учится играть в каждый из семи её видов (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, забава). Когда воспитанник овладевает на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность -  творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости.  Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются  в игровых коллективах. Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом (не мешая друг другу в младших группах) и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла, который обозначается графическими моделями (сначала воспитателем, а потом и старшим дошкольником – в сюжетно-ролевых, театральных играх), схемами (в строительных, подвижных играх).   Поэтому она обладает огромными возможностями для формирования детского общества (Александра Платоновна Усова).

     Мастерство воспитателя заключается в том, что он и творец, и организатор игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребёнка:

     Во-первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена только воспитателем перед собой как организатором этой игры, но ребёнок даже и не подозревает её как свою цель;

     Во-вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребёнком представлений об образцах для подражания (героев, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием (материалом) его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, спортсмены, игроки интеллектуальных игр, артисты и т. д.); 

   В-третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, твёрдым в своём механическом постоянстве…, - подчёркивал С. И. Гессен,  - то игра будет только забавой, время провождением, но не образовательной деятельностью. Рост личности ребёнка требует, чтобы материал для игр позволял предъявлять его деятельности задачи, постепенно всё более усложняющиеся и самостоятельно разрешаемые. А для этого он должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, могущим быть по желанию усложняемым и упрощающим; 

    В-четвёртых,   для воспитателя как организатора и творца детской игры каждая из её видов – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности.

    Прежде всего, интерес для изучения личности ребёнка представляет выбор и исполнение ребёнком роли как обозначения  специфики поведения в каждом виде игры (в сюжетно-ролевой, строительной, театральной, дидактической, подвижной, музыкальной есть разные роли). Потребность и возможность совершать поступки – выбирать вариант поведения изображаемого персонажа – делает для игрока значимым участие в каждом варианте образа (мамы, артиста – исполнителя сказки, архитектора, ведущего или участника игры с правилами и т. д.), а также и в многократном проигрывании одного и того же на протяжении всех лет дошкольного детства. Это стремление показывает, что ребёнок открыл игру (сначала интуитивно, а потом на основе самооценки её результата) для самопознания и самосовершенствования себя.

     Д. Б. Эльконин предлагал различать детские игры по тому, что выделено в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемого в игре. Он отметил, что развитие идёт от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми. Вот почему  в Технологии проектируется возможность ребёнку проиграть в течение каждого дня все семь видов игр (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная, драматизация, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава). Лишение его хотя бы одного из видов сократит возможности для развития и саморазвития его как индивидуальности;

      В-пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приводил их к результату – оценке и самооценке созданного образа (Н. М. Крылова). Тогда понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его  ставить всё более и более отдалённые и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для ребёнка перейдёт в форму саморазвития. Личность ребёнка будет расти как в постановке себе более и более устойчивых и отдельных целей деятельности, так и в привычке подчинять свой каприз хотя и незримой, но всё усложняющейся дисциплине.

     Но, чтобы реализовать эту задачу, важно признать, что правильная организация игры – это принуждение. Взрослый придумывает нравственную задачу для программной игры ребёнка. Именно принуждение, неизбежное при организации игры и проявляющееся в подборе материала игры и в общем руководстве ею, будет овеяно дыханием свободы, будет служить свободе (С. И. Гессен).

      Таким образом, важно подчеркнуть, что игра, которую задумал педагог для воспитания ребёнка, обязательно устремлена к нравственному уроку. Ибо, оторвавшись от урока, она вырождается в пустую забаву, способную на короткий срок занять, но не образовать ребёнка.  Но игра должна оставаться игрой, ибо, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Между обеими этими крайностями воспитатель должен провести игру ребёнка.          

 

                               Сюжетно-ролевая игра.

 В старшей группе ребёнок уже способен применять в играх все средства игрового замещения, но всё чаще слово заменяет игровое действие. Сами игровые действия развёртываются, как правило, в точной последовательности, строго воссоздающей реальную логику событий. Воспитанник старшей группы самостоятельно создаёт игровую обстановку, умеет договариваться и распределять роли.

  Все сюжеты, в которой он играл в младшей группе и средней группе, остаются любимыми («Дочки-матери», «Гости», «Детский сад».)

  В младшей группе игра – самая любимая и основная деятельность, которая развивается на протяжении всего года от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества. Игровая деятельность ребёнка четвёртого года жизни начинает приобретать статус ведущей. С ней связаны основные новообразования дошкольного периода в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферах. В игре зарождаются и предпосылки новых видов деятельности. Игра переходит от сюжетно-отобразительной  к сюжетно-ролевой . Наступает период собственно-ролевой игры, в которой ребёнок начинает моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения. Ведущие сюжеты «дочки-матери», и «гости» имеет огромное значение для гуманизации личности ребёнка.

  Сюжетно – ролевые игры привлекают малыша, прежде всего, своими предметами (кукла, машина, собачка, коляска), с которой можно действовать (в машине что-то перевозить, куклу покормить, уложить спать, покатать в коляске, собачку вывести погулять и т. д.). Ребёнок сначала манипулирует предметом (кладёт куклу на кровать, вынимает её; мешает ложкой в кастрюльке), получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно, раскрывая нравственную категорию «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с машиной, с животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением. В сюжете игры «Дочки-матери» младший дошкольник выполняет короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать), потом дополняет ещё фазу (варит еду), потом ещё (кормит куклу) и т. д.

У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов (кукла моет руки, ест, ложится спать; мама для куклы варит еду; и т. п.; папа моет машину, заправляет её бензином, нагружает груз, перевозит в другое место и т. д.).

     Наблюдение за трудом взрослого (семь трудовых процессов няни – помощника воспитателя), рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животных (няни, мамы, шофёра, животновода и т. д.) и обозначение результата их деятельности, отношения к своим обязанностям словом «позаботилась» (позаботился) – побуждает малыша к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным отношениям между ними.  Поэтому малыши по своей инициативе начинают объединяться (ходить друг к другу в «гости» - хозяин дома готовит для каждого гостя еду, заботливо угощает, а гость со своим ребёнком дарит подарки – читает стихи и другие формы поздравления – подражание празднованию «Дня рождения»).

    Вариативные размеры кукол, машин (других предметов), о которых ребёнок может «заботиться», создавая в игре образ «мамы, папы, шофёра», ставят его каждый раз в нестандартные ситуации. От ребёнка требуется, ради выполнения взятого на себя нравственного урока, интегративное решение разнообразных задач (математических, эстетических, речевых и т. д.). Целенаправленность создания игрового образа обусловливает подбор им предметов для куклы в соответствии с её размером: постельные принадлежности по длине, ширине «ребёнка-куклы»; высота конструируемого стола, стула определяется высотой строительного материала (цилиндр, куб, кирпич); выбор формы столешницы (овальная, круглая, прямоугольная или квадратная) – это уже эмоциональное решение (какая сегодня больше нравится).  Именно сознательное обозначение своего отношения к кукле ребёнок  формулирует в самооценке созданного образа – результате игры («Я чисто вымыл ей руки, она не заболеет, я позаботился о дочке, я заботливый папа»).

   Если в начале года инициатор и организатор сюжетно-ролевых игр – взрослый, то уже в ноябре месяце инициатива ролевой игры принадлежит малышу, ибо он в выполнении игровых действий достигает уровня самостоятельности. Надо отметить, что мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки, в свою очередь, не только о куклах, но и о машинах.

    В первом полугодии малыши в сюжетно-ролевые игры играют рядом, а уже во второй половине они проявляют интерес, внимательное и доброжелательное отношение к игре товарища. У ребёнка четвёртого года жизни развивается привычка отзываться на его просьбу, умение договариваться о том, во что и как играть. Это связано с тем, что благодаря целенаправленному обучению, каждый малыш овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Именно самостоятельность сюжетно-ролевой игры приводит к объединению детей  в подгруппы и потому происходит по их инициативе переход от игры рядом к игре вместе («гости»). 

   В средней группе ребёнок в сюжетно-ролевой игре начинает моделировать знакомые ему трудовые и общественные отношения. Ведущий сюжет («дочки-матери») и («гости») получает расцвет. В первом полугодии каждую неделю технология ориентирует педагога на поддержку возможности воспитанников позаботиться о «дочках» и «сыночках», порадовать их праздником посещения гостей.

   Параллельно дети учатся играть (в малых подгруппах) новые роли в сюжете «Детский-сад», который имеет огромное значение для разностороннего развития личности ребёнка. Сначала дети учатся быть «сотрудниками – нянями, которые заботятся о том, чтобы «дети хорошо поспали», потом другой сюжет – «чтобы вкусно и приятно поели», потом чтобы «интересно погуляли на участке детского сада». Количество кукол определяет объём работы сотрудников (если длина куклы соответствует размеру одного напольного кирпичика, то их может быть не менее 8-10 кукол, если размер ещё больше, то 5-6). Далее воспитанники познакомятся с профессией повара. У них появится желание играть в этого умелого человека, который заботится о детях, пока их мамы и папы работают. А затем, дети узнают профессию прачки, её общественное значение, и обязательно появятся желающие создать её образ в совместной игре. Начиная со второго полугодия, они оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют между собой роли и понимают, что действие каждого ведёт к общему результату – «заботиться о детях в детском саду». Объединение сохраняется в течение месяца, что позволяет каждому ребёнку пройти в своей роли от уровня узнавания до уровня творчества.

   Каждая игра «Детский сад» - это форма, в которой открывается пласт разных задач: первая игра (уровень А) – проходит под непосредственным руководством и участием взрослого. Его цель сконструировать вместе с детьми образ, сюжет игры (содержание взаимоотношений между участниками), определить каждой подгруппе место в пространстве, помочь в подборе ими атрибутов игры;

   вторая игра (уровень Б) – взрослый уже в роли наблюдателя, опосредованного участника (роль заведующей детского сада), а перед детьми главная задача – самостоятельно договориться друг с другом о ролевых взаимоотношениях, корректировать свою деятельность с другими. В этой игре могут быть конфликты, когда ребёнок путает реальные отношения с игровыми  (А. П. Усова), и потому воспитатель  - «заведующая» - наблюдает и в случае необходимости, не нарушая ролевых взаимоотношений, содействует разрешению проблемной ситуации;

   в следующей игре (уровень В) главным является целеустремлённое желание каждого ребёнка состояться в той роли, которую он выбрал: так позаботиться о куклах («детях детского сада»), чтобы мог про себя сказать: я был умелый, заботливый, такой же, как наша О. Н. (няня). Завершение игры – самооценка участниками созданных образов  и постановка воспитателем новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием.

   Открытие «нового детского сада» - это значит, во-первых, будет введена новая роль – «повар» (может быть 3-4 человека). Во-вторых, у каждой подгруппы изменится расположение в пространстве. В-третьих, произойдёт замена содержания деятельности ребёнка с прежним набором

кукол (те, которые «гуляли», будут, например, «кушать», а те, которые «ели», будут  «спать» и т. п.). Это особенно важно для тех участников, которые сохранят интерес к содержанию деятельности (опять захотят кормить кукол), но перед ними будет проблема адаптации к решению задачи в новых условиях  (да и другой размер кукол). В-четвёртых, объём и содержание ролевой работы сохранится (число кукол не менее 6-10), а количество исполнителей (сотрудников группы), сократится. Это противоречие и придаст азартность игре. Поскольку все подгруппы будут новыми,  сохранятся стадии (А, Б, В) развития игры.

    В следующем месяце замена ролей произойдёт из-за открытия  «нового детского сада» и введения образа «прачки» - ещё одного «сотрудника», который заботится о детях. Образуется пять подгрупп, поэтому стадии развития игры те же  - А, Б. В.

    Конечно, возможна ситуация, когда один и тот же ребёнок будет сохранять один и тот же выбор роли (например, укладывать спать), но внутри этой подгруппы при сговоре важно содействовать тому, чтобы ребёнок объяснил, что он хочет сделать лучше, чем делал в предыдущем варианте, или же заменил содержание своей деятельности (если строил кровати, теперь может выбрать, например, мытьё рук или проведение занятия с куклами и т. п.).

     Таким образом, игровая деятельность ребёнка пятого года жизни, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребёнком себя как индивидуальности.

     В старшей группе у ребёнка пятого года жизни на основе опыта, приобретённого  в предшествующих группах, сюжет ранее освоенных игр изменяется  - главное в нём становятся отношения между людьми. (Прачка чисто выстирает постельное бельё, няня застелит им кровати, детям приятно будет спать. Повар сварит вкусный обед, няня принесёт его детям, они съедят и станут здоровыми. Все взрослые сотрудники детского сада позаботились о детях).

    Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («Овощеводы»,  «Животноводы», «Кондитерская фабрика», «Театр» и др.) В этих темах игр, придуманных технологами (Н.М. Крыловой, В.Т. Ивановой), дети осваивают социальные и нравственные отношения (зависимости людей разных профессий друг от друга, обмен результатами труда). Дети оказываются в реальных проблемных ситуациях, которые очень часто встречаются потом в жизни взрослых людей. Жизнь в обществе требует умения согласовывать свои действия с другими ((например, неуверенная в себе девочка («доярка») обращается к уверенной в себе девочке («корове»):

   Доярка (робко): Дай, мне пожалуйста, молока.

  Корова (строптиво): Не дам тебе молока. Ты мне ласкового слова не сказала, корочки с солью не принесла.

  Доярка: (обращается за помощью к воспитателю) А почему корова мне не даёт молока?

  Корова (следом за ней прибежала): А чего доярка мне ласкового слова не сказала?

  В.: (выслушав обеих, обратилась к «корове», строго) Корова разговаривать не умеет. Марш в стойло.

    Та безропотно выполнила приказ, то есть выполнила правила игры.

  В.: (доярке): Уважаемая доярка, я не могу твоей корове приказать дать молока. Ты только сама должна её уговорить. Иди и договаривайся.

    Обсуждая после игры качество ролевого поведения, каждый участник даёт оценку решения ролевых взаимоотношений, ставит задачу к совершенствованию собственного поведения. Так игра действительно становится школой жизни (А. С. Макаренко).

    Во второй половине года у детей появляется желание обозначать свои роли костюмами, атрибутами, которые они либо сами подбирают, делают (например, билеты, бинокли, афиши, цветы и т. д. для игры в «театр»), либо просят взрослых (родителей, сотрудников учреждения) создать их. Все ранее сыгранные сюжеты начинают связываться с собой. Поэтому для понимания организации этих взаимоотношений появляется необходимость предварительного графического обозначения замысла игры. Сначала графическую модель игры рисует воспитатель при активном участии детей, а потом кто-то из детей, но при активной поддержке воспитателя.

     Многие сюжеты, которые раньше инициировались педагогом, теперь становятся самостоятельностью старших воспитанников. Они сами организуют игры с данными сюжетами и вовлекают в них соседей по дому, братьев, сестёр (более старшего возраста).

                                          Строительная игра.  

          Строительная игра – это такая деятельность ребёнка, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.  Она отличается от конструктивной деятельности своим результатом – постройка не цель, а средство развития игрового образа. (В конструировании нужно создать фасад здания, по которому будет узнаваться назначение его – театр, а в строительной игре – фасадная постройка театра лишь средство для создания образа площади, украшающей город).

      Строительная игра в некоторой степени имеет много общего с сюжетно-ролевой игрой и рассматривается как её разновидность. Оба вида игр имеют один источник – окружающую жизнь. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задаёт цель строительной игре. (Для игры в дочки-матери, нужна мебель, для развёртывания режиссёрской игры по сказкам нужно строительство сказочной деревни и т. п.) Дети строят разнообразные здания (жилые дома, детские сады, школы, постройки для жизни животных – конюшни, хлев, птичник, заводы, вокзалы, театры, цирки,  и другие здания), а также и мосты, стадионы, железные дороги, зоопарки и многое другое. Однако в этих играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Вместе с тем строительная игра может возникать и как самостоятельная (уже в младшей группе), и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссёрская. Например, дети (средней группы) строят театр, а потом играют в артистов и зрителей. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов и развиваются в коллективные. 

       Развитие строительной игры как самодеятельности дошкольника определяется представлениями ребёнка (о назначении зданий, улиц, площадей, набережных и других архитектурных решений) и умениями решать конструктивную задачу самостоятельно и творчески.

    Для строительных игр (на полу и на столе) созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушария), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы ит. д.) и вспомогательные материалы для украшения построек. В детских садах широко используются крупный строительный набор М. П. Агаповой, настольный материал А.П.Могилевского, конструктор В. П.Поликарпова, строительные тематические наборы «Петербург», «Городок», «Архитектор» и др. Детали в строительном материале представлены в нескольких экземплярах, что даёт возможность делать разнообразные постройки.

   В младшей группе, как только малыш овладевает умением строить какое-то сооружение, на этой основе возникает строительная игра как самостоятельная. Советы к развитию конструирования даны в разделе «Конструктивная деятельность».

    Вдохновение для игры ребёнок черпает в сюжете, связанном с заботой о ком-то (есть лошадка, о ней надо позаботиться, и тогда ребёнок для неё сооружает разные постройки; есть речка, по ней уже идут суда, но жителям деревень, живущим по берегам рек, никак не встретиться, нужно им помочь – строятся мосты). Данная игра будит фантазию малыша в оформлении постройки фонарями, фонтанами, деревьями и т. д. Для эстетического развития малыша огромное значение имеет подбор материала. Первоначально, это важно подчеркнуть, дополнительный атрибут как самоделка-сюрприз (фонарь, фонтан и т. п.) создаётся в присутствии детей воспитателем (из бросового материала – бумаги, фольги, катушки и т. п.). Но затем самоделка должна быть заменена художественно-эстетическим материалом. Именно замена открывает ребёнку момент красоты. Кроме того, очень важно, чтобы педагог каждую детскую строительную игру обогащал собственной постройкой, которая недоступна для подражания малышам, но открывает им перспективу развития. Обогащение игры может быть и введением в постройке персонажей (жителей).Тогда строительная игра либо получит продолжение (корове нужен хлев), либо перейдёт в режиссёрскую или сюжетно-ролевую.

       В средней группе строительные игры (с настольным и напольным строительным материалом) становятся любимыми играми, особенно у мальчиков. Дети строят (на основе схемы, созданной авторами или воспитателями) проспекты, набережные, площади, на которых удобно жить, работать и отдыхать людям (школа, детский сад, больница, театр, вокзал и т. д.). А потом в течение нескольких дней обыгрывают постройку, достраивают или перестраивают её. Особую тематику строительных игр занимают сказочные деревни, в которых живут герои сказок «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя» и др. Строительные игры – азартная, увлекательнейшая деятельность воспитанника средней группы, в которую может играть длительно, развивая и обогащая сюжет новыми постройками. Общий замысел объединяет детей в подгруппы, содействует развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Они легко понимают друг друга, легко включаются в замысел, придуманный другими детьми (схему). Умеют оценивать постройку друг друга. Важно отметить бережное отношение к постройкам, быстрое и дружественное исправление случайного разрушения.

   В старшей группе ребёнок, овладев конструированием на самостоятельности и творчества, с удовольствием включается в разнообразные объединения со сверстниками для постройки города, деревни, отражения связей между ними. Дети предварительно планируют коллективные строительные игры, в которых узнаваемы улицы, проспекты городов. Огромный интерес у детей вызывает строительная игра «Россия», в которой воспитанники фасадными постройками обозначают географическое расположение страны (например, Волгу, на берегах которой располагается много разных городов. Дети обозначают их фасадными постройками – символами – зданиями, памятниками.). В технологии предлагаются разнообразные сценарные разработки (В. Т. Ивановой) руководства воспитателем данной деятельностью.

                                            Театральная игра

                                (драматизация и режиссёрская)

  Игра – драматизация как изображение, обозначение героя позитивного или негативного поведения – единственный вид деятельности. Который требует от ребёнка перевоплощения, т. е. «не быть самим собой», а своими поступками, мимикой, жестами, интонацией обозначить отношение к персонажу, к ситуации. (Высокий рослый мальчик изображает маленькую мышку, а низкого роста хрупкая девочка играет роль медведя). Эти перевоплощения обогащают палитру поведения ребёнка, раскрывают ему психологию людей, подготавливают понимание,  что один и тот же человек может вести себя в разных ситуациях по-разному. В этом виде игры через аллегорию ребёнку открывается сложнейший мир взаимоотношений между людьми. Поэтому не может быть однозначных оценок. Человек сложен, герои литературных произведений наглядно в этом убеждают (сегодня один и тот же ребёнок играет Петуха, которого Лиса несёт за дальние леса , а на другой день он играет Петуха , который несёт косу на плечах, чтобы лису выгнать из дома Зайчика).

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Потерянное колечко», «Заюшкина избушка» и др. В сказке образы героев очерчены наиболее  ярко, они привлекают  детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко  сменяют одно другое. Количество образов в каждой сказке – это варианты возможностей прожить жизнь и поведение разных героев одной и той же сказки , найти не повторимый рисунок, непохожий на тот,  что уже кто-то создавал. Поэтому с помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Объединённые общими переживаниями, участники игры учатся согласованными действиями, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании взрослым сказки ребёнок достаточно хорошо ее запоминает. В играх – драматизациях используются и стихотворения с диалогами,  благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

   Для развёртывания игр – драматизации необходимо, во-первых, чтобы педагог взял на себя роль режиссёра и вызвал у детей как у артистов желание играть в его спектакле. Интерес к литературному произведению самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании имеет большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении ребёнком характерных черт образа и отражении их в роли. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть.

     Во-вторых, играть роль может только тот, кто знает текст или может импровизировать на основе знания содержания сказки.

     В-третьих, у артиста должны быть знания о реальном поведении животного, который потом превращается в сказочный образ (например, исполнение ролей в играх «Потерянное колечко», «Сказка о глупом мышонке» и др. подготовит наблюдение за поведением гуся или кошки, рассматривание иллюстраций художников с изображением данных персонажей в разных сказках).

       В-четвёртых, для создания роли необходимо иметь представления о средствах изображения человеком персонажа (варианты походки, мимики, жестов). В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или другие выразительные примеры - игра для него должна быть именно игрой, но подготовить ребёнка к выразительности образа – задача воспитателя. Этому способствуют пересказы от лица героя, рассматривание иллюстраций, сказок, мультфильмы, игрушки и скульптура малых форм, народные игрушки, спектакли, показанные профессионалами и взрослыми (родителями, воспитателями), а также и детьми старшего дошкольного возраста. Очень полезны и упражнения самого ребёнка для приобретения личного опыта разных видов импровизации (голосом, мимикой, жестами, позами и т. д.). Для решения этой задачи в группе должны быть зеркала.

     Если исходить из понимания, что игра-драматизация – это репетиция к спектаклю, то и требования к костюмам изменятся. Для этапа репетиции он не нужен, более того, может мешать. Поэтому в младшей и средней группа лучше ограничиваться в ежедневных играх «медалью» в форме кулон с изображением персонажа. В старших группах нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

    Многократно повторяя игру, воспитанники всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. Одновременно могут участвовать только несколько человек – подгруппа. Поэтому важно. Чтобы дети поочерёдно были её участниками (первое действие – один состав артистов, а второе, после «антракта», - другой состав; каждый раз новый ребёнок играет роль «колобка», который встречается с «лесным зверем» и т. п.).

      Развитие режиссёрских игр  тесно переплетено с конструированием, сюжетно-ролевыми играми (С. Л. Новосёлова). Дети с удовольствием строят (из настольного и напольного строительного материала) и обыгрывают в форме режиссёрской игры (превращают одну и ту же матрёшку то в бабушку, то в маму, то в продавца, то в артистку театра и т. п.). В старших группах, например, ребёнок рисует и вырезает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет себя овощеводом, вырастившим богатый урожай овощей. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссёрская игра, так как ребёнок сам придумывает сценарий и сам его играет.

      В индивидуальной режиссёрской игре ребёнок чувствует себя свободнее, раскованнее (особенно это касается замкнутого ребёнка). Здесь ему легче показать свои возможности и вместе с тем проявить эмоции по отношению к окружающим, нереализованные притязания. Использование этих игр, наблюдения за ними с диагностической целью – поможет своевременно выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт. Важно оказать таким детям помощь, создать более благоприятные условия для нервно-психического развития, оптимизировать их отношения с окружающими.

    В младшей группе ребёнок включается по предложению воспитателя в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов («медвежата в чаще жили», «зайка делает зарядку», «воробышки и автомобиль», «мой весёлый звонкий мяч», герои «теремка», «ладушки» и т. д.). Эти игры (хороводные, подвижные, музыкальные, речевые) как форма, которая побуждает детей через текст имитировать образы, способствуют овладению ребёнком разной мимикой, интонацией, управлением своим телом. Показатель успешности работы педагога – инициатива малышей играть самостоятельно в эти игры. Взрослый, показывая разные виды театров, участвуя во всех предлагаемых видах игр, показывая образы изображения  образов, содействует накоплению опыта разных видов драматизаций.

     В средней группе театральная игра  - важнейшая форма развития у ребёнка ведущей способности, необходимой человеку на всю жизнь, различать обозначаемое и обозначение (Л. А. Венгер). Любая роль – это знак. Поэтому вводятся еженедельные вечера, посвящённые разыгрыванию детьми сказок, известных с младшей группы. С одной стороны – данные игры воспроизводятся ребёнком на основе подражания увиденному, с другой, благодаря рассматриванию иллюстраций, накоплению знаний о повадках животных, углублению понимания особенностей взаимоотношения между героями, у него появляется интерес к поиску индивидуального рисунка выполнения роли. Первая сказка превращается педагогом в «театр» - «Колобок», потом «Круть и Верть», и далее по выбору воспитателя, например, «Потерянное колечко», «Репка» и т. д.

    Повышается качество игр-имитаций разных животных и героев литературных произведений. Огромный интерес проявляют дети к элементарным режиссёрским играм. Ребёнок с удовольствием придумывает и разыгрывает сам сюжеты с игрушками («Как утка спасала утят от лисы» и т. п.).

   

        В старшей группе ребёнок шестого года жизни экспериментирует с разными видами театров: драматизация, кукольные, теневые и другие. В этом виде игры он воспроизводит типичные действия изображаемого персонажа:  это не непосредственное подражание и имитация, а скорее свободное творческое построение, которое отталкивается от тех или иных представлений ребёнка. Важным для развития игры-драматизации является не только то, что ребёнок изображает, исполняя роль, но и то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли.

    Участие в театрально-игровой деятельности содействует развитию его художественных способностей, даёт возможность многим воспитанникам данного возраста самоутвердиться, почувствовать свою самоценность. Немаловажно и то, что активное воспроизведение сюжета  произведения и взаимоотношений героев в развёрнутой форме игры-драматизации помогает ребёнку лучше понять и глубже ощутить смысл сказки. Возникающее «эмоциональное предвосхищение» также способствует более глубокому восприятию художественного произведения, сопереживанию его персонажам, эмоциональному воплощению взятой роли в театрально-игровой деятельности.

      Наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссёрские игры с игрушками. Ребёнок создаёт всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что он либо не берёт на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссёр» (С. Л. Новосёлова, Е. м. Гаспарова).    

                                         Дидактическая игра 

  Дидактическая игра одновременно является своеобразной формой обучения, наиболее характерной для детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями.

    В дидактической игре содержатся все структурные компоненты, характерные для деятельности: замысел (игровая задача), содержание (знания), средства игры (роли – правила, атрибуты и место действия), игровые действия (поступки, ведущие к выигрышу), результат (самооценка и рефлексия – анализ причин выигрыша или проигрыша.).

   Замысел возникает как игровая задача самого ребёнка – первый компонент дидактической игры. Возникновение задачи саморазвития связано с ориентацией ребёнка на результат.

   Второй компонент игры - содержание. Успешность игры в её результативности. Она зависит от ряда факторов, и прежде всего, от знаний и умений. Поэтому подготовка к игре – это уточнение багажа знаний и умений или формирование их.

   Третьим компонентом игры являются средства игры (роли и правила их выполнения, атрибуты).

   Роли: ведущий и участники игры.  У каждого исполнителя роли есть правила игры. Они имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что делать нельзя и почему. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними. С помощью правил формируется у ребёнка в игре способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого у дошкольника развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Вместе с тем, воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у дошкольника интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения.

   Четвёртый компонент – игровые действия – поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Чем разнообразнее и содержательнее требуется выбор действия, тем интереснее для ребёнка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

    Пятый компонент игры – результат дидактической игры. Он, как и в любой деятельности, - самооценка ребёнком выполненной роли на основе анализа успешности или проигрыша (Н. М. Крылова).

    Любой дидактической игре нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение воспитателя (в соответствии с нашим методическим средством «Лесенка успеха») приводит к эффективному результату.

       В младшей группе широко представлены дидактические игрушки и дидактические игры. В них игровые действия одинаковы для всех участников – это чаще всего одно или два повторяющихся действия. В начале года очень важно научить ребёнка индивидуально играть. Усложняя для него сравнительно простые задачи: подобрать предметы только по признаку цвета (отбирать и нанизывать на стержни кольца только одного цвета, разложить отдельно цветную башенку из 5-6 колец, уменьшающихся по диаметру; разложить отдельно большие и маленькие шарики одного цвета; собрать разнообразные игрушки и вкладыши – матрёшки, мисочки, яйца, коробки, шары – сначала из 3-4 предметов, потом из 5-6 и т.п.); подобрать предметы по сходству – парные картинки. Затем на протяжении года усложняются задачи: нанизывать разноцветные кольца одинакового диаметра, чередуя в определённой последовательности два-три цвета; раскладывать в определённой последовательности одинаковые предметы трёх размеров (маленькие, средние, большие).ребёнок учится подбирать предметы по цвету и по величине (большие и маленькие шарики двух-трёх цветов); прокатить шарики через ворота  одинаковой с ними окраски или подходящего размера, например большой шар – через высокие воротца, маленький – чрез маленькие. Он любит собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определённой последовательности два-три цвета. В играх с разрезными картинками, изображающими знакомые предметы, сказочные сюжеты, сначала собирает картинку из четырёх, затем из шести, восьми и более частей. Настольные игры (лото, кубики, мозаики, разные картинки): составляет мозаики по образцу и по замыслу, подбирает предметные картинки к сюжетным (мама накрывает на стол – подберём для неё посуду; куклы собираются гулять – подберём им одежду и пр.). Он учится находить на картинках одинаковые предметы в контурном и цветном их изображении.

     Овладение малышами разными видами игр на уровне самостоятельности создаёт у них возможности для совместных игр в настольно-печатном варианте.

      В средней группе ребёнка пятого года жизни интересует дидактическая игра как форма саморазвития, исследования своих возможностей. Он отдаёт предпочтение не индивидуальной, а игре с партнёрами, умеет действовать по очереди. Ребёнок учится играть по правилам, внимателен к выполнению правил другими играющими. К проигрышу и выигрышу он пока относится спокойно, но уже может ради друга схитрить в игре, нарушить правило сознательно. Он пытается дать объективную самооценку полученного в игре результату, затем неполное соответствие полученного результата требованиям. Готов, освоив игру на уровне самостоятельности, обучать сверстника, объясняя и показывая содержание и правило игры, может сочувствовать проигрышу и радоваться выигрышу партнёра.

      В старшей группе игры с правилами вызывают у ребёнка азарт, он увлекается формой соревнования друг с другом. К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности  дидактические, досуговые и народные игры. Эти игры очень важны для развития произвольности, внимания,  памяти, специальных двигательных  и познавательных способностей, усвоения различных знаний.

     Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей школьной учебной деятельности. В них ребёнок должен понять стоящую перед ним задачу (найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очерёдность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова). Эти игры всегда включают несколько участников, способствуя развитию умения действовать с партнёрами. Ребёнок легко запоминает правила и действует в их рамках; контролирует свои и чужие действия, усваивает способы регуляции совместной деятельности (например, выбор очерёдности в игре с помощью считалки, жеребьёвки и т. п.), стремиться к выигрышу и первенству, учиться адекватно переживать удачу и неуспех. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе – о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка. Заметно, что выпускники детского сада, умеющие играть в игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе (Т. И. Бабаева).

                                             Подвижная игра

Подвижные игры с правилами имеют готовое содержание, решение задач требует определённых движений: поймать мяч, догнать товарища, изобразить самолёт и т. д.

      Подбор игр с постепенно усложняющимися движениями очень важен для физического развития ребёнка. Однако было бы большой ошибкой считать подвижную игру только средством физического воспитания – она не менее полезна для умственного и нравственного развития ребёнка. Ребёнку нужно проявить не только ловкость и проворность, чтобы успешно выполнить игровую задачу, но и сообразительность, находчивость, самообладание, выдержку. Во многих подвижных играх, как и в творческих, изображаются разные явления жизни, разыгрываются роли и, благодаря этому, развиваются представления об окружающем, воспитываются интересы, эмоции. Игра требует согласованности действий всех участников, точного выполнения правил, помогает воспитанию коллективных навыков, чувства товарищества. Подвижная игра способствует и эстетическому воспитанию: в ней воспитывается чувство ритма, понимание красоты движений. Очень важна подвижная игра для ориентировки в пространстве: играя, дети на практике усваивают понятия о направлении – направо, налево, вперёд, назад. В подвижных играх осуществляется единство физического, умственного, нравственного воспитания. Они важны для воспитания характера, подчинения чувств воле (П. Ф. Лесгафт).

   Подвижные игры занимают ведущее место, прежде всего на прогулке. Именно ими начинается и заканчивается деятельность детей на улице каждый день даже после физкультурных и музыкальных занятий, потому что сбор на улицу, одевание утомляет дошкольника, особенно мальчика, ему нужна радость движений, свободный двигательный режим. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, Связанных с бегом, метанием, прыжками. Весёлые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует    организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить в тёплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами: Бабки, серсо, кольцеброс, кегли. В группах детей старшего возраста – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол. Хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения, проводятся и физкультурные праздники. Летом – это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоёма), зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

 

     В младшей группе  большое значение физического развития имеют так называемые моторные игрушки. Ребёнок с удовольствием самостоятельно играет с каталками, автомобилями, тележками, конями, велосипедами. Привлекают его и игры, в которых развиваются такие движения, как лазанья, ползания. Дети ходят на четвереньках, изображая животных; взбираются на заборчики, лесенку и  спускаются с них; подлезают под воротца, под верёвку, натянутую на высоте 40-50 см (например, игры «Наседка и цыплята», «Не задень верёвку».

   Малыш учится играть с мячами, шарами, развивающими ловкость движений. Он учится катать мяч, перекатывать его друг другу, прокатывать через ворота, причём ширина ворот может уменьшаться, а расстояние до цели увеличиваться. Интерес вызывает у воспитанника игра, в которой деревянными шарами он может сбивать кегли (например, игры «Докати мяч», «Мяч по дорожке», «Брось мяч подальше».

    Малыши овладевают играми разной степени подвижности, с различным двигательным содержанием, с пособиями и без них, в помещении, на воздухе, в лесу, в поле, с использованием естественных природных условий, в различных формах работы. Важно поддерживать участие малыша в играх без принуждения на основе интереса его к этой деятельности. Их привлекают разные имитационно-процессуальные игры. А также подвижные игры с несложными правилами по сюжету, с правилами  без сюжета. Они учатся самостоятельно объединяться для подвижной игры, соблюдать её правила (например, одновременно действие начинать или прекращать действие по сигналу воспитателя, действовать поочерёдно, например, в игре «Чей домик?» по очереди подавать голоса обитателям разных домиков), согласовывать движения, ориентироваться в пространстве: не мешать другим, двигаться до определённого места, в определённом направлении ( например, в играх «Мышки и кот», «Поймай комара», «По ровненькой дорожке», «Мяч», «Лягушка». В подвижных играх развивается воображение и творчество («Мы – мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики», кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы, весёлые и грустные бабочки и т. п.). Они с удовольствием принимают игровой образ и отражают его в движениях, в разном темпе («Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные ноги бредут по дороге»; «Бабочки летают – солнышко сияет, дождик полил – крылышки замочил, трудно лететь – на цветочек нужно сесть»).

      Игры с бегом: «Бегите ко мне», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Лохматый пёс», «Найди свой цвет», «Пилоты», «Береги предмет», «Самолёты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Найди пару», «Лошадки», «позвони в колокольчик», «Ловишки», «Трамвай», «Поезд».

       Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Серый зайка моется».

       Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Подбрось – поймай», «Сбей кеглю», «Мяч через сетку», «Кольцеброс», «Береги предмет».

       Игры с ползанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Пастух и стадо», «Перелёт птиц», «Котята и щенята», «Обезьянки».

         Игры на ориентировку в пространстве: «Найди своё место», «Угадай кто и где кричит», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушёл?».

        Приведённый список игр и упражнений может быть изменён, дополнен.

      В средней группе список подвижных игр может не меняться. Важнее другое – приобретенные умения становятся более качественными. Дети по своей инициативе начинают играть в разные моторные игрушки и в подвижные игры.

     

     В старшей группе у ребёнка развивается интерес к подвижным играм разной степени подвижности, с различным двигательным содержанием, с пособиями и без них. Они готовы играть и в помещении, и на улице в различных формах работы. У них возникает азарт соревнования, поэтому привлекают игры с ориентацией на результат:

    «Змея», «Огородник», «Кошки – мыши», «Перепрыгни гору», «Мяч в домике», «Теремок», «Юрочка».

       Игры с бегом: «Найди свой цвет», «Пилоты», «Береги предмет», «Самолёты», «цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Найди пару», «Лошадки», «Позвони в колокольчик», «Ловишки».

       Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Серый зайка моется».

       Игры с ползанием и лазанием: «Пастух и стадо», «Перелёт птиц», «Котята и щенята», «Обезьянки».

       Игры с бросанием и ловлей: «Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через  сетку», « Кольцеброс».

      Игры на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушёл?».

      Игры-закаливания: дозированные игры со снегом в помещении и на воздухе, весной – пускание корабликов, игры в воде летом.

                                       Спортивные упражнения

      В младшей группе. Катание на санках: с невысокой горки; катать друг друга;

     скольжение: скользить по ледяным дорожкам (длина 1 – 1,5 м. ширина 30 см) с помощью взрослых;

      ходьба на лыжах: надевать и снимать лыжи, ставить их на место; ходить по ровной лыжне ступающим (без палок) и скользящим шагом;

      катание на трёхколёсном велосипеде: садиться на велосипед, сходить с него, кататься по прямой, по кругу, делать повороты вправо, влево;

       подготовка к плаванию (при наличии условий): приучать смел купаться, играть и плескаться в мелкой речке, озере, бассейне.

        игры – закаливания: дозирование игры со снегом в помещении и на воздухе, весной – пускание корабликов. Игры в воде и с водой особенно полезны для детей с задержкой в речевом развитии (разумеется, температура воды в таких случаях более высокая).

         В средней группе. Катание на санках с горки; подниматься с санками на горку, тормозить при спуске с неё.

        Скольжение по ледяным дорожкам самостоятельно (длина 1,5 – 2 м.).

        Ходьба на лыжах переменным шагом друг за другом по малопересечённой местности; делать повороты переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны. Взбираться на горку ступающим шагом, наискосок, полуёлочкой. Самостоятельно брать и ставить лыжи на место; снимать и надевать их, переносить. Проходить на лыжах 0, 5 – 1км; играть в игры «Воротца», «Чем дальше, тем лучше» и др.

        Катание на трёх – и двухколёсном велосипеде по прямой линии, по кругу; делать повороты направо – налево.

       Подготовка к плаванию: сидя в воде на мелком месте, выполнять движения вверх и вниз, ходить по дну на руках вперёд и назад (ноги держать горизонтально); приседая, опускаться в воду до подбородка, до глаз, опускать в воду лицо и выдохнуть, опускаться в воду с головой.

       Игры в воде: «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».

    Приведённый список игр и упражнений может быть изменён, дополнен.

       Для старшего дошкольника. Ребёнок узнаёт названия выполняемых видов и способов движений, спортивных упражнений, игр, а также особенности техники движений. Он умеет правильно показать то или иное движение по просьбе взрослого. У него развивается творчество в движениях:

     катание на санках с горки по двое: катать друг друга, поворачивать при спуске с горки, тормозить;

     скольжение на ногах по ледяным дорожкам после разбега: приседать и снова вставать во время скольжения;

      ходьба на лыжах переменным шагом по пересечённой местности: делать повороты на месте и в движении; взбираться на гору «лесенкой», спускаться с неё в низкой стойке, проходить на лыжах  в спокойном темпе 1 – 2 км; игры: «Кто первый повернётся», «Слалом», «Подними», «Догони», «Шире шаг», «Не задень», «По следам»;

       катание на двухколёсном велосипеде: самостоятельно садиться, ездить по прямой, по кругу, делать повороты направо и налево; «восьмёркой»;

       катание на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой;

       катание на роликовых коньках;

       подготовка к плаванию: скольжение на груди и спине.4 выход в воду ; выполнять движения ногами вверх-вниз, сидя на мелком месте и лёжа, опираясь о дно руками, держась за поручни; разучивать движения руками; плавать вольным способом;

      игры в воде: «Фонтан», «Море волнуется», «Качели», «Поймай воду», «Волны на море» и т. д.

                                                  Спортивная игра

      Старший дошкольник шестого года жизни обучается элементам техники спортивных игр (городки, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ручной мяч, футбол, хоккей на траве, русская лапта), играм по упрощённым правилам. Для него значимой становится организация игровых товарищеских встреч, а также элементарные соревнования с ровесниками. Часто воспитанники становятся участниками совместных игр со взрослыми («Папа, мама, я – спортивная игра» и др. по аналогии с телевизионными образцами). Приобщаясь к различным спортивным играм, ребёнок овладевает умениями:

      Городки – бросать биту, отведя руку в сторону, занимая правильное исходное положение. Знать несколько фигур. Уметь выбивать городки с кона (5-6 м) и полукона (2-3 м);

      Баскетбол – перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, тренироваться в ведении мяча правой и левой рукой; забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди; осваивать командную игру;

      Бадминтон – отбивать волан ракеткой, направляя его в заданную сторону, играть со взрослыми;

      Футбол – прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота; отбивать о стенку несколько раз подряд, передавать ногой друг к другу в парах;

       Хоккей – проталкивать шайбу клюшкой в заданном направлении, в ворота, друг другу в парах.

                                             Игры – забавы

      Само название определяет содержание и направленность их использования. В «Детском саду – Доме радости» необходимо ежедневно баловать ребёнка возможностью позабавиться или с помощью воспитателя, или самостоятельно. Промышленность выпускает забавные народные игрушки (ходячий бычок, клюющие птички, работающие клоуны, физкультурники на турнике, пляшущие клоуны, шарики, мыльные пузыри и др.), заводные, электронные и др. Для самостоятельных игр важно предоставлять детям игрушки, легко приводимые ими в движение.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

ИГРА как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Консультация для родителей.

ИГРАкак деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности...

Семинар-практикум для воспитателей «Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

laquo;Игровая деятельность, как основное средство развития индивидуальности ребёнка»...

ИГРА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМА И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Поскольку дошкольная организация функционирует как «открытая система», потребность ребенка в самоутверждении, самосохранении и развитии себя как индивидуальности удовлетворяется только при...

Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка

Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника...

Из опыта работы "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности"

Каждый из дошкольников проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Игра это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется стан...

Презентация "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста"

Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста...