Из опыта работы "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности"
материал (младшая группа)

Алюменева Ирина Николаевна

Каждый из дошкольников проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Игра это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_2020g.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является яркой и неповторимой страницей в жизни каждого из нас. Детство представляет собой короткий, но достаточно важный период в становлении личности.

Каждый из дошкольников проходит огромный путь в своём индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Этот период является временем, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Считаю данную тему актуальной, так как через игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них, развить индивидуальность каждого ребенка.

Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и мы организовываем игру так, чтобы каждый ребенок мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесет через всю жизнь.

В начале года, когда у детей проходила адаптация, организовывала совместные игры, помогающие сблизить детей друг с другом и воспитателем, объединить их общей интересной для всех деятельностью – это игры – забавы, хороводы.

Затем, постепенно, стали проводить игры, в которых нужно было действовать по правилам. В своей деятельности я организую игру так, чтобы главная роль была у ребенка. При выборе игры ориентируюсь на тему, которая привлекает ребенка. В процессе игры вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, стараюсь привлечь детей на ролевое взаимодействие друг с другом. Помогаю подобрать предметы – заместители.

  Но не все малыши сразу включались в игру, сначала наблюдали за ней, но постепенно, без принуждения, присоединялись. Для таких воспитанников, которые не активны, стеснительные, не решительные, я стараюсь включить в игру приемы:

 - предлагаю взять на себя второстепенную роль (принести, отнести, построить из стульев автобус, поезд и т. д.);

 - прошу ребенка помочь подобрать атрибутику для игры, спрашиваю его мнение (подойдет этот предмет?);

 - предлагаю детям дать задание этому ребенку.

 При организации игр учитываю взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчикам предлагаю построить из стульев (модулей) машину и пригласить девочек поехать покататься вместе с куклами.

Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

-обогащаю детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаем вместе книги, прослушиваем диски, обсуждаем события жизни детей, рассказываю о себе и других людях;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношения, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, как мы можем ему помочь?»

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей.

Считаю что в процессе игры у ребёнка формируются важнейшие качества личности:
- произвольное поведение и познавательные процессы
- способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий
- в игре он повторяет действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками
- учится подчинять свои желания определённым требованиям, это важно для воспитания волевых качеств.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии сюжета игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

ИГРА как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Консультация для родителей.

ИГРАкак деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности...

ИГРА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМА И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Поскольку дошкольная организация функционирует как «открытая система», потребность ребенка в самоутверждении, самосохранении и развитии себя как индивидуальности удовлетворяется только при...

Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка

Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника...

Презентация "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста"

Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста...