Духовно - нравственное воспитание дошкольников
статья на тему

Корнилова Марина Викторовна

Материал из опыта работа "Духовно - нравственное воспитание дошкольников" :

1) Цели

2) Задачи

4) Пути решения

5) Выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление из опыта работа57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

                                                                                                   Подготовила

                                                                             старший воспитатель  

                                                                             МБОУ ОШ д. Лаптево

                                                                              Корнилова М.В.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В 21 веке в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

задачи:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

- воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

 малой Родине,  уважительное отношение к государству.

Поставленные задачи и цели реализуются в процессе:

        Непосредственно        

       образовательная

          деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

 воспитанников

        Сюжетно-ролевые игры,

         беседы,

         Занятия

          Чтение детям

          худ. литературы,

         наблюдение,  

          беседы,    

         экскурсии и др.

 

Сюжетно-ролевые

игры на прогулке

Беседы

Разрешение проблемных

 ситуаций

Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание иллюстраций

Встречи с интересными

человеком

Работа над портфолио

Праздники

Клубы по интересам и пр.

-непосредственно образовательной деятельности;

-в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями детей.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

Тема межличностных отношений дошкольников чрезвычайно актуальна сейчас, поскольку множество негативных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость) имеют свои истоки в дошкольном детстве.

 Мы считаем, что позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт.

Воспитывая нравственные качества личности , мы используем различные методы и приёмы: организуются этические беседы: « Зачем говорят «здравствуй», « Секреты вежливости»

«Как жить дружно без ссор», «Не завидуй другому»  и др.

, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Каждое утро в детском саду мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. Например: перед зарядкой, дети встают в круг, держась за руки. Таким образом, они приветствуют друг друга, чувствуя при этом тепло, заботу, ласку рук своего товарища, которые будут потом добрыми помощниками.

 «Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т.д.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки , учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности  дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где  есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  « Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»  и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык  легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В.Осеевой

 ( «Волшебное слово», « Краски», « Три сына»), Н Носова ( « На горке»,

« Огурцы», «Фантазеры»), Е. Пермяка « Самое страшное», В  Драгунского « Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

 Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств:  любви к родной деревне, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своей деревни мы начали с экскурсии по школе, В школьном мини- музее дети познакомились с жизнью людей  деревни, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в деревне – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Мы хотим продолжить работу по краеведению : организовать проекты, провести экскурсии по родной деревне , , организовать выставку рисунков на тему « Вот моя деревня..». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили свою деревню.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники « Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.

Продолжая данную тему,  мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.

В дальнейшем будем продолжать знакомить с городецкой, хохломской и жостовской  росписями, с  каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

- консультации - «Право на жизнь без насилия»,  «Как бороться с детскими капризами и упрямством», « Воспитание вежливости»;

- беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», « Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», « Семейные традиции», «Вредные привычки».

Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:

- ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся» (будем оформлять рукописные книги-альбомы, в которых дети будут отражать знания о себе, своей семье, друзьях.)

- оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», (хотим , чтобы оформление фотовыставок вошло в традицию нашего учреждения « Нам некогда скучать», «Семейные традиции», « Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки»  и др.)

- приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;

- участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Мы провели совместно с родителями несколько праздников «День матери»,  Новогодний праздник,« 8 марта», « День Защитника Отечества». Родители с большим желание и интересом участвовали в организации праздников. Добрым получился праздник на 8 марта, мамы участвовали в играх и танцах.

 На празднике ко дню Защитника Отечества папы  и дедушки сначала чувствовали себя неловко, а к концу праздника и сказку сыграли, и создали замечательные коллажи « Пехотинцы» и « Моряки и лётчики». Дети приготовили подарки для своих родных и удовольствием их вручили.

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...