Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия
статья на тему

Ложкина Инна Владимировна

В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_vystuplenie_i.v.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия»

(СЛАЙД 1) В нашей стране в современных условиях резко обострились экономические проблемы. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с отрицательным  психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Ослабление воспитательной функции семьи влечет за собой неблагополучное детство. В связи с таким положением появился термин "семьи, находящиеся в социально – опасном положении" и «семья в трудной жизненной ситуации».

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом дошкольного учреждения встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Хорошо, если в детском саду в этот момент рядом с ребенком окажется чуткий педагог, который познакомит его со всем спектром чувств, тогда истинное "Я" ребенка может быть сохранено. В противном случае, ребенок будет вынужден расти и взрослеть, играя чужие роли. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям в семье.

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье (СЛАЙД 2):

  • социально-экономические (чрезмерная занятость родителей, низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
  • медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Названные причины часто сочетаются друг с другом.

(СЛАЙД 3) Деятельность  нашего дошкольного образовательного учреждения  по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике  негативных явлений в детской  среде, организации  работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

Документы международного уровня:

- Конвенция  о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка.

Документы Федерального уровня:

- Семейный кодекс

- Закон «Об образовании» в РФ

-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.

- Административный кодекс РФ

- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»

Документы регионального уровня:  

- Закон «Об образовании» в Кировской области

- «Стратегия развития воспитания в Кировской области на период до 2025года»

- «Национальная стратегия действий в интересах детей в Кировской области»

(СЛАЙД 4) Особую актуальность для нас имеют Документы муниципального уровня в частности:

 - «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению фактов насилия и жестокого обращения с  несовершеннолетними, а также противоправных деяний против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних на территории муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области»

Документы локального уровня:

- Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Малмыжского района;

- Приказы Управления Образования;

- Устав МКДОУ детского сада «Малышок»;

- Образовательная программа МКДОУ детского сада «Малышок»;

- Приказы ДОУ по данному направлению работы;

На учете  в КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав)  Малмыжского  района и  на внутреннем учете в нашем д/с была 1 семья (была, потому что мальчик из этой семьи пошел уже в 1 класс в школу) и один мальчик у нас находится в приемной семье. Мальчик не простой,  у него проблемы с поведением. С момента поступления его в д\с, мы наблюдали за ним, за его взаимоотношениями в приемной семье. Не раз были дома. Обобщив информацию, мы поставили  эту семью на внутренний учет в д\с. Оба ребенка находились на особом контроле у педагогов, поскольку основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Ежедневно воспитателями проводились осмотры детей, беседа с ними и  его родителями. Педагоги постоянно наблюдают за процессом взаимоотношений этих детей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с мальчиками, способами их общения. В течение года проводились рейды  с целью обследования  условий проживания этих детей, проведения бесед и консультаций по вопросам воспитания, обучения и содержания детей (беседы: «Роль отца в воспитании детей», «Ценность детства», «Здоровый образ жизни», консультация: «Организация вечернего досуга детей»). По итогам этих рейдов мы составляем АКТы проверки условий жизни подопечного.

 В ДОУ разработано положение о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Имеется план индивидуальной работы с этими семьями. На каждую семью имеется представление на постановку на учет и заведена учетная карта семьи.

В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы  с семьей,  которые  в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Но в связи со сложившейся ситуацией мы расширили рамки взаимодействия с родителями, особенно с  семьями  находящимися в социально опасном положении. В первую очередь работа детского сада  с семьей должна быть профилактическая. Профилактика предполагает в первую очередь работу со здоровыми семьями, во вторую, раннее выявление семей и детей нуждающихся в помощи.

Работу с родителями  по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, проводим  в системе и во взаимосвязи с КДН и комплексным центром социального обслуживания населения. И начинаем ее в начале учебного года с мониторингового  исследования семей. Перед началом  такого мониторинга  выявляем мотивационную готовность педагогического коллектива к участию в нем.

Обработка данных показала, что  все педагоги владеют знаниями, умениям и навыками по работе с семьей. Однако для более  результативной работы были проведены консультации для воспитателей по знакомству с последними разработками в области взаимодействия ДОУ и  семьи (СЛАЙД 5), а также тренинг «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями».

На начало учебного года в ДОУ, среди родителей  проводим анкетирование. По итогам анкетирования составляется социальный паспорт ДОУ. По данным социального паспорта МКДОУ можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям: (СЛАЙД 6)

•        Возрастной состав родителей. В нашем детском саду больше родителей в возрасте старше 30 лет.

•        (СЛАЙД  7) Уровень образования родителей. Образовательный уровень родителей таков:

с высшим образованием – 24 человека,

среднее специальное  - 52 родителя,

среднее – 8 человек,

неполное среднее –1 человек.

(СЛАЙД 8) Состав семьи. Семья по составу делится на полные и неполные семьи:  из 57 семей        неполные 7 семей, среди них: одинокие матери – 1 ребенок; дети, воспитывающиеся с отчимом 2 ребенка; приемные – 1 ребенок.

На основании анализа анкет составляется план работы на учебный год, целью которого является: организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия и  безнадзорности несовершеннолетних в семье.

Задачи:

        Выявлять и устранять причины и условия, способствующие раннему семейному неблагополучию и  безнадзорности несовершеннолетних в семье.

        Обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

        Проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

Показать и рассказать о нем.

(СЛАЙД 9) Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания. В прошлом учебном году провели два общих родительских собрания, на которых рассматривались такие вопросы: «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания» и «Безопасность и ребенок». На групповых родительских собраниях обсуждались следующие темы: «Адаптация детей в детском саду», «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»,  «Роль семьи в речевом развитии детей», «Готовность ребенка к школе». В своей работе используем такую форму работы с родителями, как «День открытых дверей».

Систематически в детском саду проводятся консультации для родителей  по вопросам родительской оплаты,  безопасности детей дома, ПДД, пожарной безопасности.

(СЛАЙД 10) Оформляются  информационные стенды,  папки-передвижки, памятки для родителей: «Я ребенок, я имею право», «Безопасные шаги на пути к безопасной дороге», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Обучение детей наблюдательности на улице», (СЛАЙД 11) буклеты – «Почему свой ребенок становится чужим?», «Безопасность ребенка дома», «Правила для родителей», «Если ваш ребенок тревожный» и др.

Проводились индивидуальные и групповые консультации для родителей «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Ребенок имеет право…», «Режим дня дома», «Ребенок за компьютером», «Педагогическая культура родителей», «Дети разводов», «В семью пришла беда», «Будущий мужчина».

(СЛАЙД 12,13) Ни один праздник у нас не обходится без родителей. В этом году у нас прошли такие мероприятия с привлечением мам и пап: «Юбилей детского сада», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «День Победы».

Много призовых мест мы заняли и на районных праздниках: (СЛАЙД 14) велошоу «Добрая дорога детства», (СЛАЙД 15) «В гостях у сказки», (СЛАЙД 16) «Солнечные лучики». Во всех этих мероприятиях нам оказывают неоценимую помощь родители воспитанников.

(СЛАЙД 17) Дважды команда из нашего детского сада участвовала в районном спортивном конкурсе «Папа, мама, я – здоровая семья», организованном отделом молодежи. На слайде вы видите как раз была привлечена неполная семья.

(СЛАЙД 18) С помощью родителей было организовано наше участие в межрегиональном празднике «Ярмарка Казанская – 2015».

        (СЛАЙД 19) В рамках конкурса «Красивая школа – 2015» с помощью родителей мы создали альбом «Профессия моих родителей», в котором дети с гордостью рассказывали, кем работают их папы и мамы.

(СЛАЙД 2) С воспитанниками проводились занятия в тренинговом режиме «Секреты вежливости», «Как дети могут заботиться о взрослых», «Как жить дружно, без ссор», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», «Все работы хороши, выбирай на вкус» направленные на успешную социализацию детей.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КВЕСТ – ПУТЕШЕСТВИЕ»

Сейчас я хочу немного рассказать о новой форме работы с родителями.

Таким образом, в результате проведенной нами работы, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками жизни детского сада, помощниками воспитателей. Опыт работы показал: позиция родителей как основных воспитателей своего ребенка стала более гибкой. Повысилась их психолого – педагогическая компетентность в вопросах детско – родительских отношений. Это в свою очередь заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

План работы МКДОУ детский сад «Малышок»

по профилактике раннего семейного неблагополучия и

безнадзорности несовершеннолетних

на 2015-2016 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственные

Организационно-управленческая деятельность

1.

Издание приказа о назначении ответственных за профилактическую работу (пожарную, дорожную безопасность, раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних)

Сентябрь

Заведующий

2.

Ведение банка данных на семьи, находящиеся на разных формах профилактического учёта

Сентябрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

3.

Создание  социального паспорта ДОУ

Октябрь

Заведующий

Ст. воспитатель

4.

Разработка и утверждение комплексного плана работы

Сентябрь

Заведующий

Ст. воспитатель

5.

Участие в  проведении «Дня защиты детей!»

Май

Ст. воспитатель

Воспитатели

Муз. рук

6.

Подготовка отчётности по итогам профилактической деятельности ДОУ

Май

Работа с педагогическим коллективом

1.

Ежедневный осмотр детей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей

Ежедневно

Воспитатели

2.

Наблюдения воспитателей за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения

Постоянно

Воспитатели

3.

Консультации для педагогов: «Работа воспитателей с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми»

Сентябрь

Ст. воспитатель

4.

Семинар-практикум «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»

(Конвенция о защите прав ребенка – ознакомление с Нормативно-правовыми документами по защите прав детства).

Ноябрь

Ст. воспитатель

6.

Педсовет «Обеспечение психолого – педагогической поддержки и повышения  компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО»

Январь

Ст. воспитатель

8.

Анализ работы ДОУ по профилактике раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних за учебный год

Июнь

Заведующий

Ст. воспитатель

Работа с родителями

1.

Посещение семей в рамках проведения профилактических мероприятий и рейдов

2 раза в год

Заведующий

Ст. воспитатель

2.

Оформление информационных стендов, папок-передвижек, информационных листков, памяток для родителей «Права ребенка», «ПДД», «Пожарная безопасность», «Безопасность ребенка» и др.

В течение года

Ст.воспитатель, воспитатели

3.

Анкетирование и тестирование родителей, раскрывающие основные взгляды родителей на семейное воспитание.

Сентябрь

Воспитатели

4.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей:

«Жестокое обращение с детьми: «Что это такое?», «Ребенок имеет право….»

Октябрь

Ст.воспитатель, воспитатели

5.

Проведение праздников «День матери», «День Защитника Отечества»

Ноябрь

Февраль

Воспитатели

Муз.рук

6.

Общее родительское собрание «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи»

Октябрь

Заведующий

Ст. воспитатель

7.

Групповые родительские собрания:

«Охрана прав, достоинств и интересов ребёнка в семье»

Воспитатели

8.

День открытых дверей для родителей

Январь

Заведующий

Ст. воспитатель

Воспитатели

9.

Проведение праздника «День защитника Отечества»

Февраль

Воспитатели

Муз.рук

10.

Консультации для родителей по вопросам  здоровьесбережения детей

Март

Воспитатели

Работа с воспитанниками

1.

Наблюдения  за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками.

Постоянно

Воспитатели

2.

Участие в велошоу «Добрая дорога детства»

Сентябрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

Муз.рук

3.

Тематическое занятие «Электричество! Опасно!»

Октябрь

Воспитатели

4.

«День матери»

Ноябрь

Воспитатели

Муз.рук

5.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Как поступить правильно»

Декабрь

Воспитатели

6.

Подготовка к районному  конкурсу «Солнечные лучики»

Май

Воспитатели

Муз.рук

7.

День защиты детей

Июнь

Воспитатели

Муз.рук

Взаимодействие с субъектами системы профилактики и социальными партнёрами

1.

Сотрудничество с органами опеки и попечительства, ПДН ОВД и др. по вопросам защиты прав детства

В течение года

Заведующий

Ст. воспитатель

2.

Совместная деятельность с администрацией МКОУ СОШ с. Калинино по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях  МКДОУ детский сад «Малышокв целях социально-педагогического сопровождения

Апрель-май

Заведующий

Завуч школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста

Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок  одаренности у дошкольников,  применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...

Система работы по выявлению и поддержке одарённых детей.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста...

Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста

Раннее выявление, поддержка и развитие предпосылок одарённости у детей  дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации составляет одно из перспективных направлений развити...

Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

      Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...

"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...