Метод формирование гендерных понятий у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Макеева Светлана Михайловна

В материале представлен опыт работы по формированию гендерных понятий у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод формирования гендерных понятий у детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной.  В современном обществе происходит  следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация (
проявление, усиление мужских черт)  женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика ориентируется прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже учитывают разницу психофизиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков. 

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость.  Детям становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации  деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми. 

    В процессе игровой деятельности замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек  - более тихие, на семейно-бытовые темы. Не секрет, что для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом театрализованная деятельность (мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей), физическое воспитание (различие в выборе упражнений, оборудования, дозировке, распределении ролей в подвижных играх).

 В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

 Учитывая  эти особенности в воспитании детей предложить, на мой взгляд, интересную форму работы с детьми  старшего дошкольного возраста.

Мы с ребятами нашей группы увлеклись созданием  серии фильмов на общую тему «Из чего же сделаны наши детишки?». Сначала мы обговариваем различные  жизненные ситуации, где требуется проявление тех или иных мужских либо женских поступков. При этом необходимо учитывать, что любая беседа требует хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия в диалоге, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю и важна роль воспитателя в развенчании отрицательных примеров. Далее детям предлагается стать настоящими актерами. Мы с ребятами разыгрываем различные сценки, в которых ребята отражают свой опыт поведения, а  это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов в гендерном воспитании ребенка,  интересные  снимаем на камеру. Следующий этап (непосредственно работа воспитателя) – обработка данных педагогом, подбор музыки, монтаж. И в результате получается короткометражный фильм (для этого существует множество видеопрограмм).  И наконец, совместный просмотр. Дети в восторге! Увиденные модели поведения, к тому же придуманные самими детьми (не забываем о важной роли педагога), запоминаются надолго, вызывают желание подражать.

Буду рада если этот опыт вам пригодится. Приятного просмотра, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование обобщающих понятий у детей дошкольного возраста (стихи)

Авторские  стихотворные  тексты, которые можно использовать в работе по формированию обобщающих понятий у детей дошкольного возраста....

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста Вступление Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определя...

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»

Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек....

Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...

Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...

Презентация "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"...