Главные вкладки

    Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"
    учебно-методический материал по теме

    Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_gender.docx52.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Вступительное слово:  

         Слайд 1 Добрый день уважаемые коллеги. Приветствую Вас на мастер-классе по теме:  «Формирование  гендерной  принадлежности у детей  дошкольного возраста»

     Слайд 2 Гендер - что это такое?

    «Гендер» (род) -  социальный  пол, пол  как  продукт   культуры.

    Актуальность  гендерного  воспитания в современном обществе огромна и  обосновывается рядом  проблем:

    1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

    2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

    3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

    Слайд 3 Целью гендерного  подхода в педагогике является воспитание девочек  и  мальчиков,    одинаково способных к самореализации. 

    Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст.   

    Механизмом гендерного воспитания выступают личностно-ориентированные технологии, которые  способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.  

    Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть  уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

    Слайд 4 В период дошкольного детства у  детей, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

    2. Мастер-класс «Формирование  гендерной  принадлежности у детей  дошкольного возраста»

         Слайд 5 Цель: Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

    Задачи:  1. Познакомить педагогов с особенностями развития  мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.                                  

    2.    Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.
    3.    Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
    4.
     Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

    Слайд 6. Давайте зададимся вопросом: Кто участвует в гендерном воспитание ребенка? (семья, воспитатели, социум)

    - Семья.   Ребенок    копирует   своих родных,    особенно стараясь   во всем походить на родителя своего пола.

     - Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей.

    - Социум. Т.е окружение ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д. 

    Давайте остановимся по каждому этому пункту. И посмотрим, какая наша свами задача?

    Слайд 7 Работа с семьей.

    Семья - «первый и наиболее близкий к ребенку воспитатель». Поэтому вклад родителей в гендерное воспитание детей существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку.

    Поэтому важно заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

    Какие же формы работы с родителями мы применяем? (ответы)

    8 слайд. Формы работы с семьей:

    -Родительские собрания

    -Консультации (индивидуальные, групповые)

    -Оформление родительского уголка

    -Приглашение специалистов (психолога, детского гинеколога)

    -Подбор художественной литературы по гендерному воспитанию

    -Беседы

    -Создание библиотечки для родителей по гендерного воспитания дошкольников.

    В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по- разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

    Предлагаю вашему вниманию технологию игры которую, я использовала   при работе с родителями, на родительском собрание на тему: «Воспитание мальчиков и девочек».

    9 слайд. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек».

    Уважаемые коллеги давайте разделимся на 2 команды. Первая команда родители, в семье которых воспитывается девочка. И вторая команда в семье которых, воспитывается мальчик. Используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить  их на ватмане.

    10 слайд. Подведение итогов: Вы видите, что многие черты характера одинаково присущи как мальчикам, так и девочкам. Потом что современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких.
    11 слайд. Уважаемые коллеги Я вам хочу предложить Дидактическую игру «Волшебный цветок».

    Цель: Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

    Ход игры: (пояснение педагога) Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте что вы воспитанники моей группы. Ребята, в волшебной стране, где все ребята жили дружно появилась злая фея и поссорила всех ребят. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать и ценить друг друга. Нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок. Я начну: «Доброта». Вот какой волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек опять погибнет.

    Как мы поняли, что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе.

    12 слайд. Как необходимо организовать работу с детьми по гендерному воспитанию? (предположения педагогов). 

    -Беседы с мальчиками, с девочками, этические беседы совместно с мальчиками и девочками.

    -Дидактические игры (представление дидактических игр).

    Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек).

    В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки.

    13 слайд. Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки. Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.

    Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, тем самым обогащают свой внутренний мир.

    Таким образом, наша с вами задача, заключается в воспитании детей с учётом пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

    Слайд 14 Важность гендерного подхода в воспитании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

    Слайд 15.Задачи формирования гендерной идентичности в младшем дошкольном возрасте:

    • Имеет представления о себе(имя, пол, возраст);
    • Может сравнивать свое поведение с поведением других детей (девочек и мальчиков) и взрослых;
    • Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные);
    • Знает членов семьи и называет их по именам, свои обязанности в семье и в детском саду.

    Слайд 16. Задачи формирования гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте:

    • Ребенок подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения, поступление в будущем в школу) и своей семье, называя не только имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности в семье и планах на будущее, связывает их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
    • Соотносит себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступает  с представлениями другого пола в партнерские отношения;
    • С уважением относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордится ими и  проявляет о них заботу;
    • Стремится «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях, достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах;

    Слайд 17. Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании.

    Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

    - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

    Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

    - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

    Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности.

    Приложение

    Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию

    Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

    «Кто что носит?» Цель: Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материа: Магнитная доска; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. Задание: Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

    «Наши прически». Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало. Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности  причесок: стрижка  короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

    «Сундучок русской хозяюшки». Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, мужчины, желание помогать. Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину женщины, мужчины.

    Игры-состязания. Игры,  способствующие овладению способом мужского  и женского поведения. Подвижные игры

    «Утка и утята». Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. Материал. Покрывало. Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель).

    Схемы-действия  - отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу.

    Сюжетно-ролевые игры.  Моделирование ситуаци

    Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

     «Я и моя семья». Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

    Игры, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Совместная трудовая деятельность

    Задание: дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат.

    «Стирка кукольной одежды»мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чисто белье, девочки развешивают;                                                                            

     «Уборка в природном уголке»: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; девочки расставляют цветы по местам, мальчики меняют воду в аквариуме.

    Символические игры

    «Кто живет в твоем сердце?» Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила»  отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.

    Метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что...», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то...», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я...», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.

    Дидактические игры  с детьми старшего дошкольного возраста:

    Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений.

    Специально организованные виды деятельности. 

    Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

    Темы бесед с мальчиками:

    «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики – будущие папы».

    Темы бесед с девочками:

    «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».

    Темы совместных бесед:

    «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка –  будущая семья».

    Игры-состязания

    Стимулируют познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».

    Символические игры  (адаптированные игровые методы P.M.Чумичёвой)

    «Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш), представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.

    «Мой любимый герой». Задание. Сказочного или литературного: раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал. Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.

    «Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

    Дидактические игры.

    «Волшебный цветок».  Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные.

    • 1 вариант: «За что нам нравятся мальчики  (девочки)?»   Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.
    • 2 вариант:« Как я дома помогаю?»  Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков        
    • 3 вариант: « Кто я в семье?»   Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.

    «Мама». Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу. Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов». Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

    «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.                                                                                                                                          Ход игры. 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».

    2. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».

    3. Обсуждение темы: «Какие профессии называют мужскими, а какие женскими? Почему женщины овладевают  мужской профессией, а мужчины – женской?».

     4. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное - любить и хорошо знать свое дело.

    Игры способствующие овладению способами полоролевого поведения

    Специально организованные проблемные ситуации.

    Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например:

    1. Сегодня, после завтрака все отправились на прогулку, Регина осталась в группе, чтобы помочь Нурие Абдулаевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Регина, любил трудиться? С кем можно сравнить? С Крошечкой- Хаврошечкой или с Ленивицей?

    2. Карина строила из кубиков домик. Пробежал Захар, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Карине: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас- Барабас? Буратино? Айболит?

    Прогнозирование ситуации. Его суть – представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей?  Примеры ситуаций:

    1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?

    2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?

    Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

    Модель поведения для мальчиков:

    1.Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?

    2.Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

    Модель поведения для девочек:

    1.Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

    2.Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

    Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации.

    Сюжетно-ролевые игры

    «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

    Игры-драматизации

    «Спящая красавица». Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).

    «Сказка наоборот». Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас- Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-  Хаврошечка, Золушка,  Мальвина) – мальчики.              

    Подвижные игры

    «Найди свою пару». Задание. Держась за руки, составить пары. Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу – находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

    Моделирование ситуаций

    «Прими решение». ЦельФормировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми – самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее – очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...». Ответы детей обсуждаются.

    Имитационные игры

    «Любящие родители».  Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

    «Бездомный котенок». Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.

    «Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способвыхода из этого состояния.

    «Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

    Коммуникативные методы

    «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

    «Секретные совещания». Задание. Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

    «Подарок». Ход игры. Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

    «Скажи комплимент». Ход игры. Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Тот, к кому обращаются, обязательно благодарит за доброе слово.                

    Примечание. В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам – повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

    Игры способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности

    Состязательные игры

    «Рыцарский турнир». Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армрестлинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

    «Маленькая хозяйка». Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.                          

    Коммуникативные методы

    «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группеначиная с первой буквы имени, например: Наташа – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелыйсильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня – травинка (тоненькая, хрупкая, нежная); Вася –василек (глазки  голубые, как у василька); Ксюша – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем не слышно, как кошечка); Саша –солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой).Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает придумать свой вариант характеристики.

    Инсценировки по сюжетам произведений. Задание. Раскрыть поступки героевпроявивших мужественность, женственность («Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка- Хаврошечка»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; К.И. Чуковский «Айболит»; Г.Х. Андерсен «Свинопас», «Все хорошо, что хорошо кончается»; братья Гримм «Гензель и Гретель»).

    Игры обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания

    «Экскурсия в деревенскую избу». Цель. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.

    Диалогово-игровые методы:

    «Беседа с героем сказки». Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью. Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей. Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка- дурачок, Емеля,  Крошечка- Хаврошечка,  Марья- Искусница). Выбрав пару (мальчик-девочка), разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

    «Главные слова». Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам. Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила,смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями мужественности.

    Игры-состязания.

    Задание.  Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

    Русские народные игры

    «В хороводе были мы». Цель. Формировать  умение  овладевать  нормами межполового общения. Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни – выбирается новая пара.

    «Утка». Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

    Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

    Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

    Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»

    Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек....

    Конспект мастер-класса по коррекции опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

    Конспект разработан в помощь педагогам дошкольного образования...

    Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

    МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА «Применение резиновых амортизаторов для обучения плаванию детей дошкольного возраста»

    Цель: формирование у педагогический работников профессиональных компетенций в области здоровьеформирующих технологий, сохранение и укрепление психофизического здоровья детей старшего дошкольного возра...

    мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

    Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...