Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»
статья на тему

Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»

«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек»

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Аспекты формирования гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования и включены в содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Главная задача гендерного воспитания в детском саду - это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребёнка?   

Особую роль и неоценимую помощь в решение задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей могут оказать устное народное творчество и художественная литература.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что с самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребёнка. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку. Становилось достижением многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, мальчиков- с охотой и рыбной ловлей рубкой леса, уходом за домашними животными. При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.

Спи, Ванюша,

Спи, родной

Спи, Ванюша,

Спи, усни,

Не вздымай головы,

Бай да люли,

Будет пора,

Да разбудим тебя.

Спи, спи, усни,

Будешь большой,

Будешь рыбку ловить,

Тетерку ловить,

Будешь лес рубить,

Татку, мамку кормить

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим - красивая, нежная, хрупкая, о мальчике - сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных величаниях мальчиков и девочек. Большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах - озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость доченька моя.

Еду – еду к бабе к деду, на лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке, в старом лапоточке…

 Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки.

     Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли, народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.  В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.; народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит» и другие

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.  Без матери и солнце не греет. Без матки и пчелки — пропащие детки.

Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.

Как в народных, так в авторских и  в дидактических сказках в художественной форме даны образцы гендерного  поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

• терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

• силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

• любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

• проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Велика и роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающей мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром. Особенностями взаимоотношения полов.

С помощью сказок, стихов, рассказов формируется представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

При подборе художественных произведений необходимо учитывать принципы:

- доступность возрасту;

- эмоциональная привлекательность;

- динамичность сюжета;

- эмоциональное и образное описание главных героев;

-наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру;

- динамика характера героев.

Особую роль в НОД отводится чтению художественной литературы с последующей этической беседой. Некоторые беседы проводятся фронтально, т. е. художественные произведения обсуждается совместно и с мальчиками, и с девочками. Отдельные художественные произведения используются в условиях «секретных совещаний» либо только с девочками, либо только с мальчиками.

Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль художественной литературы является одной из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и жен ственности, мы можем и должны использовать в своей работе художественную литературу, и тогда эта работа будет живой, интересной, разнообразной, образной, увлекательной, высокоэффективной.

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть на них похожими. Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.  И мы очень надеемся,  что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

«Формирование гедерной принадлежности у детей дошкольного возраста как одно из условий реализации ФГТ к структуре ООП»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста Вступление Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определя...

Метод формирование гендерных понятий у детей дошкольного возраста

В материале представлен опыт работы по формированию гендерных понятий у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...

Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...

Презентация "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"...