Куда деваются листья. Комплексное занятие
план-конспект занятия на тему

Раздольева Наталия Анатольевна

Экологическое воспитание в НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_praktikumezanyatie_po_ekologii.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

можно в виде досуга, проводится в конце октября – середине ноября.

                                                                                  Воспитатель: Раздольева Н.А.

Цель: Объяснить причины листопада; продолжать знакомство с формой листьев различных деревьев; поставить опыт с отдаленным результатом (результат можно будет проверить только весной).

Материал: листья, капроновая сетка, лопатка.

Литература: И.Греков «Приметы осени», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной …», В.Лифшиц «Осень», А.Плещеев «Скучная картина…»

                                Ход занятия

Часть 1  Беседа «Почему опадают листья?»

Прочтите детям стихи, в которых отмечаются осенние приметы (предложите назвать их). Подведите к мысли, что самая заметная осенняя примета – листопад.

Предложите подумать: почему весной все растения так старались, чтобы у них появились листочки (корни усиленно пили воду с растворенными в ней питательными веществами, стволы проводили этот раствор вверх, солнышко пригревало растение …), а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Поиграйте в игру «Превращаемся в дерево». Дети образуют круг. Самый высокий ребёнок встаёт в центр – это сердцевина дерева. Двое встают с двух сторон от него и берутся за руки так, чтобы ребёнок оказался в середине, - это древесина, очень важный слой дерева, по которому от корней к листьям поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами. Трое-четверо детей встают вокруг древесины и берутся за руки: это слой, за счёт которого дерево растёт в толщину (у него нет никакого другого названия, кроме ботанического термина «камбий»). Ещё несколько человек встают и, взявшись за руки, «замыкают» дерево, - это кора, по которой движутся питательные вещества. Но кора ещё и защищает дерево, поэтому те, кто составляет кору, встают спиной к кругу. Остальные дети размещаются у подножия дерева, изображая корни.

Воспитатель, словно волшебник, «оживляет» дерево: он предлагает корням показать, как они пьют воду; в то же время дети, изображающие древесину, начинают одновременно приседать и подниматься (этот слой, словно насос, поднимает воду к листьям от корней); дети, изображающие кору, приседают и встают в другом ритме (вниз по дереву перемещаются питательные вещества, созданные листьями). Предложите всем, кто составляет дерево (кроме корней), поднять руки, и дайте им в руки листья. Скажите, что с наступлением осени вода в почве стала холодной, а скоро и вовсе замёрзнет, превратится в лед. Но листочки, растущие на дереве, все просят воды (пусть дети шепчут6 «Хотим пить, хотим пить»), и дерево задумалось: «Что же делать?» Задайте этот вопрос детям. Они могут ответить (сами или с подсказкой): «Сбросить листья». Устройте «листопад».

Часть 2. Игры с листьями.

Выйдя на прогулку, соберите опавшие листья, чтобы у каждого ребёнка получился небольшой букетик. Поиграйте в игры, в которых можно использовать листья («Детки с ветки», «Найди такой же», «Собери букет по цвету ( размеру, с одного дерева)».

Часть 3.

Задайте детям вопрос: «Куда весной деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?». Возможно, кто-то скажет: «Их сжигают». Объясните, что это делают в городах, да и то напрасно. А что происходит в лесу? Предложите мысленно представить такую картину: из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь. Обычно такой картины бывает достаточно, чтобы кто-нибудь сообразил: листья перегнивают. А почему? Кто им в этом помогает? Даже если появятся правильные ответы, опыт всё равно стоит поставить. Расскажите, так делают даже учёные: свои научные предположения они проверяют при помощи опыта.

Попросите детей собрать листья. Сложите их в капроновую сетку и закопайте в толщу опавших листьев на территории детского сада. Пометьте место ярким колышком. Результаты узнать можно будет ранней весной. Вы не забудьте об этом опыте, потому что его результаты понадобятся вам для проведения занятия «Жизнь почвы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куда деваются листья" опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с понятием «поздняя осень»; закрепить знания о сезонных     изменениях в природе; дать понятие о том, что почва явилась результатом превращения грунта (прос...

проект куда девается вода

проект о своествие воды...

Конспект интеллектуально – познавательного занятия: «Куда девается пища?».

Задачи: Сформировать у детей понятие о строении и функциях органов пищеварения; развивать аналитические способности; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.Оборудование: на столе стоят з...

Проект "Юный эколог" Тема: "Откуда берется и куда девается мусор?" в номинации "Мы и мусор: что делать?"

Воспитанники старшей группы № 6 ДО 2 участвовали в экологическом среднесрочном проекте "Юные экологи Москвы".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9105563","attributes":{"alt":"","class":...

Презентация педагогического проекта "Полигон отходов или куда девается мусор"

Вашему вниманию представляется опыт работы воспитателей Сальниковой Ж.А. и Разумовской Е.В. над темой достаточно актуальной и полезной с экологической позиции. В презентации показаны все этапы работы ...

Занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему:"Откуда берется мусор и куда девается"

Занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему:"Откуда берется мусор и куда девается" направлено на обучение детей определению источников возникновения мусора и способ...

Конспект ООД Образовательной области "Познание" с элементами исследовательской деятельности "Куда деваются листья? (подготовительная группа)

Цель данного материала - познакомить детей с процессом почвообразования, важности перегнивания растительных остатков для формирования плодородия почвы....