Конспект ООД Образовательной области "Познание" с элементами исследовательской деятельности "Куда деваются листья? (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корабельникова Нелли

Цель данного материала - познакомить детей с процессом почвообразования, важности перегнивания растительных остатков для формирования плодородия почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuda_devayutsya_listya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Куда деваются листья?»

(подготовительная группа)

Цель:  выяснить причины листопада и значение опавших листьев для почвы.

Задачи: образовательные: Продолжать знакомить детей с формой листьев различных деревьев;

Сформировать представление о жизнедеятельности дерева как живого организма;

Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные: Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Воспитывать аккуратность, дружелюбие во время исследовательской деятельности.

Развивающие: Развивать речь детей, активизировать словарь;

Расширять кругозор детей и развивать интерес к окружающему миру.

  Предварительная работа:  Рассматривание осенних деревьев, опавших листьев, чтение стихов об осени.

Оборудование:  Дидактическая игра «С какого дерева листочек»; для проведения опыта на участке: листья, лопатка, капроновая сетка, колышек.

Словарная работа: ЛИСТОПАД, КОРА.

  1. Беседа «Почему опадают листья?»

 А. Воспитатель читает детям стихи (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А. С. Пушкина), в которых отмечаются    признаки осени.

- Ребята, назовите осенние приметы.

- Правильно, одной из самых характерных и красивых примет осени является  изменение окраски листьев и  листопад.

Б. Д/и «С какого дерева листочек».

Ребята, давайте вспомним, у каких деревьев какие листочки.

В. «Жизнь дерева».

Как вы думаете, ребята, почему весной все  растения так старались, чтобы у них появились листочки – корни растений усиленно пили воду с растворёнными в ней питательными веществами, стволы проводили этот раствор вверх, солнышко пригревало растения -   а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

  - Чтобы лучше понять жизнь дерева,   изобразим  те процессы, которые протекают в нём (движения детей сопровождаются  словами воспитателя).

  Дети образуют круг. Самый  высокий ребёнок встаёт в центр – это сердцевина дерева. Двое детей встают с двух сторон от него и берутся за руки так, чтобы ребёнок оказался в середине, - это древесина, очень важный слой дерева, по которому от  корней к листьям поднимается вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Трое-четверо детей встают вокруг древесины и берутся за руки: это слой, за счёт которого дерево растёт в толщину (у него нет никакого другого названия, кроме ботанического термина «камбий»). Ещё несколько человек встают  и, взявшись за руки, «замыкают» дерево, - это кора, по которой движутся питательные вещества. Но кора ещё и защищает дерево, поэтому те, кто составляют кору, встают спиной к кругу. Остальные дети размещаются у подножия дерева, изображая корни.

  Воспитатель, словно волшебник, «оживляет» дерево: он предлагает корням показать, как они пьют воду; в то же время дети, изображающие древесину, начинают одновременно приседать и подниматься (этот слой, словно насос, поднимает воду к листьям от корней); дети, изображающие кору приседают и встают в другом ритме (вниз по дереву перемещают питательные вещества, созданные листьями).

  Воспитатель предлагает всем детям, изображающими дерево (кроме корней), поднять руки и даёт детям в руки листья.

- Ребята, с наступлением осени вода в почве стала холодной, а скоро замёрзнет совсем и превратится в лёд. Но листочки, растущие на дереве, все просят пить (пусть дети шепчут: «Хотим пить, хотим пить»). Дерево задумалось: «Что же делать?»

 (Ответы детей).

  Воспитатель, обобщая ответы, помогает детям сделать вывод, что деревья сбрасывают листья, чтобы уменьшить испарение воды. Так для деревьев наступает состояние покоя, помогающее им пережить зиму.

  1. «Что происходит с опавшими листьями?»

– Куда весной  деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Возможно, кто-то из детей скажет: «Листья сжигают».  Педагогу необходимо объяснить, что это делают только в городе, да и то напрасно. А что происходит в лесу?

- Представьте, ребята, такую картину: из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь. Листья перегнивают. А почему? Кто им в этом помогает?

- Листья перегнивают благодаря деятельности дождевых червей, микроорганизмов, существ, которых можно увидеть только в микроскоп. Листья разлагаются и образуют питательные вещества, которые составляют плодородие почвы. Проверить это утверждения мы можем, заложив опыт на нашем участке.

 3.  Закладывание опыта «Куда деваются листья?» (проводится на участке).

 Воспитатель  просит детей собрать опавшие листья. Собранные листья помещаются в капроновую сетку и закапываются в толщу опавших листьев на территории детского сада. Место помечается ярким колышком. Воспитатель обращает внимание детей на материал, из которого сделана сетка: «Ребята, сетка сделана из капрона, синтетического материала. Весной мы посмотрим, что стало с сеткой, а что произошло с листьями».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами нетрадиционных видов гимнастики в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура» на тему «Морское путешествие»

Цель: воспитание привычки к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик.Задачи:1.    Развивать опорно-двигательный аппарат;2.    Развивать мышцы плече...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе...

Конспект непрерывнрй образовательной деятельности с элементами фитбол-гимнастики для детей подготовительной к школе группы: «Цветочная страна»

Конспект непрерывнрй образовательной деятельностис элементами фитбол-гимнастикидля детей подготовительной к школе группы:«Цветочная страна»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура».Тема: «Морское путешествие».

Цель: воспитание привычки к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик.Задачи:1.    Развивать опорно-двигательный аппарат;2.    Р...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной группы: «Рисование элементов - дымковской росписи колец в сочетании с кругами, точками»

Цель:Знакомство детей с народной культурой.Задачи:-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек...