Использование фольклора в совместной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.
статья на тему

Зайцева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 40 Пушкинского района Санкт-Петербурга Тема: использование фольклора в совместной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста. Участники проекта: воспитатель Зайцева Т.А. Дети группы раннего возраста СПб,2015

Слайд 2

Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследование, как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к флористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек , потешек , прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок - небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретённое. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь. Узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками- пестушками . Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки -стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихотворений, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы. Использование фольклора в совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.

Слайд 3

Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребёнка, начиная с первых месяцев его жизни. Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышам, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Формируется н аглядно-образное м ышление и воображение Развивается речь Психическая жизнь о богащается опытом Развивается с пособность п онимать мир и д ействовать по представлению

Слайд 4

ФОЛЬКЛОР- ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ И ЯРКИХ СРЕДСТВ ЕЕ, ТАЯЩИЙ ОГРОМНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. - МУДРОСТЬ, ПОЭЗИЯ, КУЛТУРА НАРОДА. Формирование отношений ребенка к окружающему миру. Фундамент психофизического благополучия ребенка, о пределяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Слайд 5

Знакомство с народным творчеством начинается с малых фольклора. Особенности детской психики мышления определяют отбор произведений детского фольклора. В этих произведениях воспеваеца великая сила любви матери. Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками- пестушками . Их назначение- вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки -стишки и стихи к первым играм с пальцуами , ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток- песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. В сказках поднимались проблемы воспитания: черты мужества, отваги, трудолюбие, смелость, сила юмор.

Слайд 6

Воспитатель должен знать возрастные особенности, Педагог обязан видеть индивидуальность каждого малыша, Воспитатель должен знать и уметь прогнозировать « зону ближайшего развития» Педагогу необходимо учитывать особенности возраста при организации и методики ознакомления с народной поэзией Это способствует умственному развитию детей. Устное народное творчество пробуждает познавательную активность, самостоятельность, индивидуальное, развитие развивает, речевые навыки. Быстротечным проходит ранний возраст и ученые считают, что требование к педагогу, работающему с детьми раннего возраста должны быть следующими:

Слайд 7

Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах); Воспитатель должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения а декватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия (народные словестные и игровые методы). Педагогу необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. Воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменения тембра голоса. Педагогу необходимо учитывать, что бы произведение фольклора отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым. Фольклорно- игровые занятия с малышами – деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.

Слайд 8

Особую значимость фольклор имеет в адаптационный период, учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя , не изменяя содержания, желательно использовать такие потешки как, например. Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Ванечка. Кто у нас хороший? Кто у нас прогожий ? Ванечка- хороший! Ванечка- пригожий!

Слайд 9

Простота , мелодичность, ритмичность побуждает детей проговариванию, к игре. Что бы заставит детей двигаться можно использовать такие потешки : Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Ч ерез киску упадет! Встань, малыш! Еще разок, Сделай маленький шажок, Топ, топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом. Топ, топ!

Слайд 10

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления… Травка- муравка, сосна поднялась, Птица синица за зерна взялась, Зайка за капустку , мышка за корку, Детки за молочко. Умница Катенька, Ешка кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

Слайд 11

При подготовка детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки : Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы с пят на травышке , Утки на муравушке, Детки все по люличкам … Спят- поспят, всему миру спать велят. Если в группе кто-то плачет, то ребенка легко успокоить с помощью потешки .

Слайд 12

Во время одевания на прогулку: Вот они, сапожки: Это с левой ножки, Это с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошики ; Этот- с правой ножки, Это- с левой ножки. Вот так хорошо!

Слайд 13

В потешках , в которых имеется звуко подражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши укладывают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок,петушок , Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь! Наши уточки с утра: Три раза кря,кря,кря . Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко… На дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые.

Слайд 14

Звучность, напевность, мелодичность, занимательность побуждают и привлекают малыша. Очень важно слушать, вслушиваться фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность (книжки самоделки, персонажи картинки), музыкальные игрушки инструменты. Не забывайте что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Это способствует развитию речевых навыков творчества, познавательной активности и пополнения словарного запаса. В результате общения со взрослым, малыш учится передавать чувства – сожаление, грусть радость, тревогу. Ранний возраст во многом зависит от взрослых.

Слайд 15

Также необходимо проводить фольклорные физкультурные занятия. Двигательно творческие занятия (использование потешек , сказок, сюжетов ) Сюжетные физкультурные ( проводятся в форме рассказа и сказки с движениями ) Театрализованные физкультурные ( имитация движения животных ) Музыкально ритмические занятия ( хороводы ) Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» ( интегрированное занятие) Интегрированные физкультурные занятия ( несколько частей занятий из выше перечисленных )

Слайд 16

Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания. С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений с сочетанием с фольклорам.

Слайд 17

Вывод: Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт, расцветёт всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих чувств. Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально- образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость удовольствие, желание заниматься физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песочной игротерапии .

Дети совершают путешествие в песочную страну на волшебном ковре ,они помогают маленькой фее освободится от злого колдуна .Дети проходят множество испытаний , выполняя различные задания по развитию реч...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлый обруч» с использованием ИКТ (просмотр слайдов из презентации «Весёлый обруч»)

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и презентация на тему "Весёлый обруч" поможет совершенствовать умения манипулировать обручем при выполнении разных двигательных ...

Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель нетрадиционных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:1.     Сформировать устойчивый интерес к художественной деятел...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Рассказ о том, как маленькая дорога превратилась в улицу большого города» с использованием ИКТ

Представленные материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с Правилами дорожног...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста рисование способом тычка «Утенок» с использованием нетрадиционной техники в художественно-продуктивной деятельности.

Рисование способом тычка «Утенок». Цель:·        Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, жесткой полусухой кистью, расширять знания детей о д...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста (интегрированное занятие) с использованием игровой технологии «Собираем урожай"

Совместной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного  возраста по реализации образовательной области «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие»...