«Преемственность работы ДОУ и семьи в воспитании ребенка»
статья на тему

Пилипенко Светлана Валентиновна

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития, корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов, ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка  являются важными условиями интеграции. Задача ДОУ правильно, интересно скорректировать работу, которая  поможет искоренить ошибки, допущенные в воспитании детей родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы с семьей47.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Пилипенко Светлана Валентиновна

воспитатель

МКДОУ Краснозерский детский сад № 5

Новосибирская область

 р. п. Краснозерское

    «Преемственность работы ДОУ и семьи в воспитании ребенка»

« Что посеешь, то и пожнешь» - так  гласит народная мудрость. Но несмотря  на  простату этих  слов, они  являются актуальными в настоящее время и имеют под собой огромный научный потенциал: образы, поведения, вынесенные из взаимоотношений с близкими, из семьи  влияют на дальнейшую жизнь ребенка.

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития, корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов, ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка и являются важными условиями интеграции. Интеграция образовательных областей приводит к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение. И как отметил А.В. Запорожец, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности  каждого ребенка, повышает уверенность в собственных силах и формируется положительное отношение к социальному миру.

Когда ребенка  приводят в детский сад, он попадает в другой  микроклимат,  где свои правила и взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И от того, как мы качественно построим воспитательно-образовательный  процесс, зависит дальнейшее развитие ребенка. Задача ДОУ правильно, интересно скорректировать работу, которая  поможет искоренить ошибки, допущенные в воспитании детей родителями. Содержание  работы будет,  зависит от результатов исследования  воспитания  в семье, от уровня  педагогической  культуры  родителей, возрастных особенностей детей.

Мы выделили следующие Основные направления работы ДОУ с родителями:

1.Организационно – посредническое (вовлечение  родителей в  образовательный  процесс  ДОУ,  участие  в  работе  педагогического совета, родительских   комитетов,   взаимодействие  с   общественными организациями….)

2.Информационно – просветительское (обеспечение родителей информацией  о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность   ДОУ, организация  работы с  коллективом родителей, индивидуальная    педагогическая  помощь, использование разнообразных  средств   актуальной  информации  для  родителей)

   3. Организационно – педагогическое  (вовлечение  родителей в совместную  с детьми  педагогическую  деятельность,  участие в досуговых  и  оздоровительных   мероприятиях,  оказание  посильной помощи   ДОУ)

Я  остановлюсь  более  подробно  на  третьем  направлении  работы  с родителями,  т.е. расскажу, как в моей  группе ведется педагогическое просвещение  родителей,  как  сотрудничество с семьей  воспитанников повысило нравственное  качество  воспитания, обучения  и  развития детей.

Всю работу я  разделила на этапы:

  • Знакомство с семьей  с целью выявления типа семьи, влияния  семьи  на  воспитание, условия  формирования нравственных   качеств,  методы  и формы воспитания, ошибки   семейного  воспитания.
  • Составление « Социального портрета семьи»
  • Тестирование и диагностирование родителей и детей
  • Составление совместного плана работы.
  • Результативность

Начинаю  работу  с посещения  семьи  и составления «Социального портрета семьи», где  собраны  все  сведения  о ребенке, родителях  и других  членах  семьи  проживающих с ребенком. Заполнение  данного плана  происходит  постепенно,  по мере накопления  материала, некоторые сведения  устаревают, изменяются.  А  такой пункт как «Отношения в семье» занимает  длительный  промежуток   времени.

Для   выявления  педагогических  и   психологических   знаний   о нравственном  воспитании  у детей с родителями  проводили социальный   опрос  « Почему Вы отдаете ребенка в ДОУ? »

Результат  его   показал, что   76%   родителей  предпочитают  по достижении   ребенком  1,5 – 2  лет  воспитывать  его  в детском  саду по экономическим  мотивам  и   лишь  24%  родителей   выбирают детский сад, чтобы создать  благоприятную  ситуацию  для  развития   ребенка, как личности.

 Предлагая   родителям   тест,  « Какой Вы родитель»  я ставила перед собой  цель  определить  умения  родителей  давать  адекватную  оценку развития   своих  детей. Надо сказать, что  из 20 семей наиболее благоприятная ситуация в  14семьях,  4-ролителей предпочли не отвечать на предложенный тест, а  у  2 –общения  с  ребенком непосредственны. Их развитие  подвергается  влиянию  случайных обстоятельств.

Практика  показывает, что на начала  года  уровень  активности  у родителей   достаточно низкий  и составляет  25- 30%. Зная  это и опираясь на результаты  тестирования, я обращаю  наибольшее  внимания на пассивную часть родителей  и использую следующие  Формы работы  с  родителями:

  • Наглядная педагогическая пропаганда

          (информационный стенд «Визитная карточка группы», тематическая выставка « Уголок детского творчества», стенд «Это актуально», «Семейное чтение», текущая информация, интернет общение, электронный ящик  и др.)

  • Практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
  • Родительские собрания
  • Выявление передового опыта семейного воспитания.
  • Совместные отрытые занятия.
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
  • День открытых дверей
  • Беседы, тестирования.
  • Совместные праздники, походы, экскурсии

Сотрудничая с родителями, я соглашусь с высказываниями   К. Д.  Ушинского   «…одними моральными  наставлениями   нельзя  обогатить сердце и волю ребенка…», «…нужно участие  и  совместный  труд  с  каждым  ребенком…»

 Практика   показала, проводимое мною сотрудничество:   родителей, детей и   воспитателей  дало качественные  результаты  совершенствования личности ребенка, его воспитание и обучение. В то же время и взрослые участники данного процесса имеют свои положительные результаты.

Среди педагогов:

  • Улучшилось качество работы
  • Укрепилась связь педагогов с семьей
  • Способствует эффективному выявлению и распространению  передового опыта семейного воспитания.

Среди родителей:

  • Повысился   процент  посещаемости  родителями  собраний, совместных мероприятий до 80%.
  • Увеличилась  педагогическая  культура  и  педагогический  интерес  родителей  к  деятельности ДОУ.
  • Сформировались  доверительные  отношения  между  родителями  и педагогами.

Среди детей:

  • Развился основной нравственный мотив – положительное представление о себе.
  • Повысился интеллектуальный потенциал
  • Понимание среди  окружающих сверстников, педагогов и своих родителей.

Теперь с уверенностью можем сказать, что в нашем ДОУ сложилась более   тесная  триада:  Педагог – Ребенок – Родитель.

Список литературы:

1.Митрофанова О.Н. Технологии эффективного взаимодействия  детского сада и  семьи//Журнал «Справочник старшего воспитателя».-2011г.

2.Евдокимова Е.С. педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника//- М.: Сфера , 2008г

3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Обощение опыта по работе ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка (МБДОУ г.Астрахани № 63,воспитатель Корастелева Н.И.)

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры населения,уровня развития здравоохранения и образования.соц...

Доклад по теме: «Преемственность детского сада и семьи в подготовке ребенка к предстоящему школьному обучению».

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: . . . взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической ...

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании ребенка

Человек живет в обществе и ему нельзя быть отдельным от общества, ему необходимо общение с людьми, причем не только общение, но и понимание и сопереживание окружающих его людей. Основной при...

Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями. ( из опыта работы)

                              Роль семьи в воспитании ребенка....