Главные вкладки

    Особенности гендерных различий в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек
    статья (старшая группа) на тему

    Как играют девочки, как играют мальчики. Какие игры и игрушки они предпочитают. Как в своих играх общаются друг с другом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Особенности гендерных различий в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек

    Авторы И. Кононова, С. Литвинова, Т. Репина, В. Мухина говорят о различиях в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек.

    Взаимодействия, возникающие между девочками, более устойчивы и длительны. В основе их игр чаще всего лежат бытовые сюжеты. Они не стремятся изменять усвоенные ими игровые действия, игровые взаимодействия между ними окрашены положительными эмоциями, а для разрешения возникающих по ходу игры конфликтных ситуаций девочки, как правило, прибегают к помощи взрослых.

    Мальчики передают в играх не только свой жизненный опыт, но и опосредованные представления, полученные при просмотре мультфильмов и видеофильмов и чтении книг, поэтому сюжеты их игр разнообразнее и сложнее, чем у девочек: они играют в терминаторов, полицейских, гонщиков и др. Для мальчиков характерно противоречие между желанием передать имеющиеся у них представления о роли и не владением способами их передачи и согласования своих желаний с желаниями партнеров по игре. А это часто служит причиной конфликтов и приводит к распаду игровых сообществ.

    Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, спокойнее, быстрее и легче входят в новые условия. Мальчики взрывнее, создают больше шума. В игре проявляется эмоциональность ребенка, и отрабатываются возможные для мужской и женской роли формы соответствующего поведения. В ролевой игре мальчик, подражая взрослым мужчинам, берет на себя роль охранника, полицейского и др.; девочка – роль мамы, врача и др. Играя в семью, дети также предпочитают роли в соответствии с полом.

    У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее, чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойные игры на семейно-бытовые темы («дочки-матери», «магазин» и др.). Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. Интересы мальчиков сосредоточены на технике (самолеты, различные машины и др.). Игры мальчиков дальше отстоят от сферы семьи, чем игры девочек. Девочки не могут не играть в «дочки-матери», в домашние дела взрослой женщины, мамы, прежде всего. В дошкольном возрасте почти все мальчики любят играть в игры на темы бандитов, борьбы монстров, подводных путешествий и др. Связано это с желанием почувствовать себя настоящими мужчинами: смелыми, храбрыми, мужественными.

    Если сравнивать, как играют девочки и мальчики, то можно увидеть, что девочки раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, посудку, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков другие: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д., и при этом используют предоставленное им пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое.

    У мальчиков и девочек свои игрушки. Игрушки выступают как опорный материал игры, помогающий развитию ее сюжета и на их выборе также сказывается половая принадлежность детей. Игрушки игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Эти игры малоподвижны и требуют небольшого пространства для проведения. Совсем иначе обстоит у мальчиков: игрушки игры побуждают их к изобретательству; преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных, математических и технических способностей, поощряют независимое, соревновательное поведение. Игрушки девочек связаны либо с уходом за собой (например, игрушечная косметика), либо с заботой о ребенке (куклы), либо с домашними делами (игрушечные пылесосы, посуда и т.д.). Игрушки мальчиков часто бывают связаны со строительством (различные конструкторы, кубики) или активной деятельностью (игровые автоматы, электронные и радиоуправляемые игрушки и т.д.). Поэтому можно сказать, что предпочтение тех или иных игрушек отражает действительное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки в сфере быта.

    В своих играх мальчики и девочки часто стараются строить сюжеты, в которых в явной форме выявлены профессии мужчин и женщин. Ориентируясь на взрослых, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущих мужчину или женщину. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.

    Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В тоже время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей. Напротив, в общении наблюдается так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.

    Различные интересы мальчиков и девочек в играх проявляются более дифференцированно, чем в реальном общении. Во в не игровых ситуациях дети не разделяются на мальчиков или девочек.

    Таким образом, сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста имеет гендерные особенности, которые проявляются в тематике, содержании игр, предпочитаемых партнеров по игре, игровых сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, длительности игрового взаимодействия. При этом сюжетно-ролевая игра позволяет детям обоего пола реализовать свои фантазии, желания, интересы, приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"

    В консультации раскрыты особенности  восприятия окружающего мира  мальчиками и девочками....

    Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).

    Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...

    Буклет "Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек"

    Буклет "Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек"...

    Различия игровых стилей мальчиков и девочек

    Различия игровых стилей мальчиков и девочек...

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в раз...

    Проект по гендерному развитию младших дошкольников «Я – мальчик, я девочка! »

    Описание и план реализации проекта по гендерному воспитанию младших дошкольников. Предназначен для воспитателей II  младшей группы ДОУ....

    Рекомендации для педагогов по преобразованию предметно - игровой среды группы с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек 5-7 лет и психофизиологических особенностей пола.

    С учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек представлены рекомендации по преобразованию предметно- игровой среды в группе....