МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Макеева Светлана Анатольевна

Методика исследования гендерных предпочтений и ценностных ориентаций старших дошкольников, которая представляет собой опросник, позволяющий выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в различных видах трудовой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ К РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На всём протяжении дошкольного детства сохраняется связь игры и труда. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развёртывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растёт стремление довести её до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение её компонентов. Во-вторых, это усложнение ведёт к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. Труд требует от ребёнка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени [3].

Ещё до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели.

Идеал – правильно сформированное представление детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины; сформированность адекватной полу модели поведения.

Задачи:

-        выявить любимые виды детской трудовой деятельности у мальчиков и девочек;

-        определить уровень сформированности знаний о женских и мужских профессиях и о роли занятости мужчины и женщины в семье;

-        выявить особенности предпочтений мальчиков и девочек в трудовой деятельности.

Критерии оценки:

-        уровень сформированности знаний и умения взаимодействия в трудовой деятельности с учетом пола партнера;

-        умение проявлять внимание к сверстнику, учитывая не только личные желания, но и потребности других.

Методы – беседы с детьми, наблюдение за взаимодействиями детей, индивидуальные беседы с ребёнком, опросники, различные задания и создание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, в которой даются образцы трудовой деятельности мужчин и женщин.

Содержание методики:

Методика представляет собой индивидуальную беседу, которая поможет выяснить полоролевые предпочтения старших дошкольников в различных видах трудовой деятельности.

За базовое деление видов трудовой деятельности принято их разделение на хозяйственно-бытовую деятельность, труд в природе и ручной труд (по Г.А.Урунтаевой). В хозяйственно-бытовой деятельности рассматриваются два вида направленности: собственная бытовая деятельность (уборка, мытьё посуды, сервировка стола, приведение в порядок своей внешности) и помощь в организации бытовой деятельности другому человеку (воспитателю или товарищу). Труд в природе предполагает заботу о животных и растениях. Ручной труд включает в себя рисование, лепку, шитье, вышивание, вязание, конструирование, поделки.

В индивидуальной беседе взрослый задает ребёнку следующие вопросы:

1.        Какая деятельность тебе больше нравится: игра или труд?

2.        Убираешь ли ты за собой? Нравится ли тебе делать уборку? Мыть посуду? Сервировать стол?

3.        Помогаешь ли ты маме по дому? Что ты делаешь?

4.        Стараешься ли ты быть опрятным? Если ты увидишь, что твой товарищ испачкался, поможешь ли ты ему привести себя в порядок?

5.        Любишь ли ты рисовать? А лепить?

6.        Нравится ли тебе собирать какие-то предметы из конструктора?

7.        Умеешь ли ты пользоваться инструментами? Нравится ли тебе работать с ними?

8.        Любишь ли ты выжигать по дереву? Что ещё ты можешь делать своими руками?

9.        Можешь ли ты пришить пуговицу? Шить? Вышивать? Нравится ли тебе рукоделие?

10.        Знаешь ли ты, какие профессии считаются женскими, а какие – мужскими?

11.        Знаешь ли ты, в чем заключается роль женщины в семье? А роль мужчины?

12.        Знаешь ли ты, как нужно ухаживать за животными в живом уголке? А за растениями? Как ты за ними ухаживаешь? Тебе нравится за ними ухаживать?

Данные индивидуальной беседы заносятся в протокол. Каждый вопрос беседы анализируется в отдельности. Данные обобщаются отдельно по каждому вопросу, группируются сходные или однотипные высказывания детей.

Результаты беседы с детьми можно обобщить в следующей последовательности:

-        выделить любимый вид трудовой деятельности, сравнивая ответы мальчиков и девочек;

-        выявить представление о мужских и женских профессиях, и их роли в семье;

-        сделать вывод об особенностях полоролевой социализации по каждому из видов детской трудовой деятельности.

На основании полученных данных можно определить интерес ребёнка к разным видам трудовой деятельности, возможную половую дифференциацию в предпочитаемых детьми видах этой деятельности.

Выявленные половые предпочтения, интересы и знания детей необходимо учитывать при организации самостоятельной трудовой деятельности детей, в конструировании педагогического процесса.

При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; использовать молоток и гвозди, чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одного помещения в другое. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжёлая ноша, но ребёнок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной.

Девочек следует обучать шитью, вязанию, сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: мыть посуду, печь пироги, вытирать пыль.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят её в установленное место, разгружают.

Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребёнка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребёнок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"

Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно...

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

Использование театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности

Данный документ  содержит опыт работы по использованию театрализованной деятельности в разных видах детской деятельности, её влияние на развитие ребёнка....

ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»...

«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения....

"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"

Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...