Конспект НОД "Государственные символы России".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Муковня Елена Сергеевна

Конспект занятия по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Государственные символы России».

Цель

Воспитание патриотизма через ознакомление детей с российской государственной символикой.

Задачи

 - Формирование представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

 - Формирование элементарных представлений детей о происхождении и функциональном назначении герба России, флага, гимна, символическом значении цвета, образов (орел, всадник).

 - Развитие любознательности и активности через познавательно-иссле-довательскую деятельность.

 - Воспитание умения общаться со сверстниками через работу в командах.

 - Формирование эмоциональной отзывчивости, чувства гордости за Отечество, родной край, город.

Демонстрационный материал

Герб России, флаг, гимн (аудиозапись), выставка рисунков детей «Моя Родина», ИКТ (репродукции карти-русских художников, мультимедийная презентация).

Раздаточный материал

Контур бумажного флага — 3 шт. бумажные плоские цветы — маки, васильки, ромашки — по 15 шт.; клей ПВА; кисточки для клея.

Структура НОД

1.        Создание проблемной ситуации

2.        Беседа по рисункам выставки

3.        Творческое задание — составление загадок о березке.

4.        Физминутка — хоровод «Березонька».

5.        Ситуативный разговор — беседа о гербе.

6.        Ситуативный разговор — беседа о флаге.

7.        Продуктивная деятельность — изготовление флага.

8.        Прослушивание гимна России и беседа.

9.        Проектирование совместной деятельности с родителями.

10.        Рефлексия.

Предварительная работа

Беседа о государственной символике родного города.

Рисование на тему «Моя Родина».

Чтение стихов, пословиц и поговорок о символах России.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, мне нужна ваша помощь. Могу я на вас рассчитывать? Вы должны ответить на вопросы, а я постараюсь внимательно слушать и выбрать нужные мне слова и положить их в кузовок. А для чего — это мой секрет. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Что может быть белым?

—        Что бывает синим?

—        А что бывает красным?

Дети отвечают на каждый вопрос, воспитатель внимательно выслушивает каждого.

Воспитатель.  Какие вы молодцы! Спасибо!

II. Основная часть.

Воспитатель. Дети, а теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть выставку рисунков. Как названа выставка?

Дети (читают). «Моя Родина».

     Беседа по вопросам

—        Что ты нарисовала?

—        Что у тебя изображено на рисунке?

Воспитатель. Дети, на рисунках вы изобразили те места, где вы родились, где вы живете, куда ездили с родителями отдыхать. И вот что удивительно — на некоторых рисунках я заметила присутствие одного и того же объекта. Хотите узнать, о чем я говорю? Я предлагаю вам придумать загадки об этом объекте, используя разные модели. (Предлагает детям две модели составления загадки — по признаку и по действию.)

Дети разбиваются на команды. Каждая команда выбирает капитана. После составления загадки капитаны зачитывают ее содержание.

Воспитатель. Конечно же это береза, и это не случайно. Какой русский человек не любит березку-красавицу! Береза — символ России. Многие талантливые русские художники-пейзажисты запечатлели березку на своих картинах. Вы помните эти картины?

Ответы детей. На экране демонстрируются картины: И. И. Левитана «Золотая осень», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. И. Шишкина «Березовая роща», А. А. Рылова «Зеленый шум». По мере появления на экране дети называют автора и название картины.

Воспитатель. Ребята, а как еще люди через свои произведения говорили о любви к березе?

Дети. Стихами и песнями.

Ребенок

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

                                                                                                                               М. Матусовский

• Физминутка — хоровод «Березонька»

Береза моя, березонька,

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Береза моя белая, Береза кудрявая.

 Меняют направление движения.

Стоишь ты, березонька,

Встали, подняли рук вверх — вдох.

Посредь долинушки,

Опустили руки — выдох.

На тебе, березонька,

Подняли руки — вдох.

Листья зеленые,

Опустили руки — выдох.

Под тобой, березонька,

Подняли руки — вдох.

Трава шелковая.

Опустили руки — выдох.

Воспитатель. Ребята, береза — это народный символ России. Но у каждого государства есть государственные символы, по которым все люди узнают это государство. Я вам подскажу: у каждой страны таких символов три. Может, кто-то из вас догадался, о чем я говорю?

Дети. Это герб.

Воспитатель. Молодцы! У каждого государства свой герб. Вспомните, что изображали на гербе, чтобы показать силу и смелость жителей?

Дети. Изображали зверей, птиц.

Воспитатель. Вы совершенно правы (показывает слайд — изображение герба России). Кто изображен на гербе нашей Родины?

Дети. Орел.

Воспитатель. Да, на нашем гербе вы видите птицу — это орел с двумя головами. Что означает, что мы независимое государство. Обратите внимание, ребята, в центре герба — всадник. Это Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне с копьем в руках. Этим копьем всадник (добро) убивает змея (зло). Вся картина символизирует победу добра над злом. Наш герб — это эмблема, символ России. А кто из вас знает, где располагаются гербы?

Ответы детей.

Воспитатель. Государственный герб устанавливают в пограничной зоне, чтобы гости, туристы, предприниматели из других государств видели наш символ. Необходим герб и для печатей, чтобы подтвердить подлинность важных государственных документов. А еще атрибут герба есть у каждого из вас дома. Как вы думаете, что это?

Дети. Это деньги, монеты.

Воспитатель. Правильно, молодцы А теперь пришло время раскрыть мой секрет, и в этом нам поможет кузовок. Посмотрите и отгадайте, какого цвета я ловила слова. (Выставляет бумажные плоские цветы — ромашку, василек, мак.)

Дети. Белого, синего и красного.

Воспитатель. Где вы встречали такое сочетание цветов?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, такие цвета встречаются на флаге нашей страны j (Показывает слайд — флаг России Флаг нашей страны — это тоже отличительный знак. Что означают цвета ; на нашем флаге? Как вы думаете что обозначает белый цвет на флаге?

Рассуждения детей.

Воспитатель. Белый цвет означает мир и чистоту совести. А что означает синий цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель. Дети, вы сказали, что синий цвет — это цвет неба, рек и  озер. Да, наша страна богата реками и озерами. В нашей стране находится : самое чистое, самое глубокое озеро — Байкал. А на флаге синий цвет — это  еще и цвет правды и верности. А что  означает красный цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель. Красный цвет — огонь и отвага, и цвет крови, которую пролили воины, защищая нашу землю от врагов. Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства?

Дети. Президент.

Воспитатель. Как зовут нашего президента?

Ответы детей.

Продуктивная деятельность

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам изготовить флаг для своей команды, но вместо краски мы будем использовать цветы. Пожалуйста,  капитаны, обеспечьте свои команды материалами.

Работа в командах — изготовление флага.

Воспитатель. Молодцы, вы быстро справились с заданием. (Звучит фонограмма — отрывок из гимна России.) Что это?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это гимн. Гимн — это особая торжественная песня. Когда она звучит, нельзя разговаривать, нельзя сидеть, гимн обязательно слушают стоя.

Звучит гимн. Все слушают стоя.

Воспитатель. Русь, Российская держава, Россия, Отечество, Родина — вот имена нашей страны, где мы с вами живем. Мы гордимся тем, что мы россияне. И я, и вы, и ваши родственники, наши семьи являемся маленькой частичкой нашей большой страны. И как у России, у наших семей у каждой есть своя история, которая может быть отражена в семейном гербе. А у вас есть герб вашей семьи?

Ответы детей.

Воспитатель. А хотите создать герб вашей семьи? А кто вам поможет? Конечно ваши родители! Давайте устроим выставку-презентацию ваших семейных гербов и пригласим друзей и родителей.

III. Итог. Рефлексия

Воспитатель. В начале занятия я пришла с кузовком и хочу уйти с полным кузовком. В него мы поместим наши чувства и мысли, которые появились сегодня.

Дети высказываются. Воспитатель хвалит детей за хорошую работу.

Литература

1.        Голованова М. П. Государственные символы России. — М.: РОСМЭН, 2005.

2.        Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2005.

3.        Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. — М.: Сфера, 2014.

4.        Ривина Е. К. Герб и флаг России. — М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Символы России" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Символы России»Цель:  уточнить представления воспитанников о государственных символах Росси...

Конспект занятия "Символы России"

Цель:   расширить  кругозор  детей  о  государственной  символике  России,  способствовать  принятию детьми  нравственных  ценностей:  ...

Конспект ООД "Символы России".

Конспект ООД по ознакомлению с нетрадиционными символами России....

Конспект занятий "Символы России"

Цель: знакомить с символами России. Задачи: обобщить знания детей о государственных символах России: флаге, гимне, гербе.  Закрепить знания детей о символическом значении цветов государствен...

Конспект «Береза-символ России»

Конспект «Береза-символ России»...

Конспект ОД «Символы России" средняя группа

Конспект ОД «Символы России" средняя группа Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России: ромашкой и берёзой....