Главные вкладки

    Самообразование. «Условия управленения проектной деятельностью педагогов в детском саду ».
    статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

    Шортанова Маргарита Мухаметхановна

    Результаты работы по самообразованию заведующей детским садом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самообразование

     «УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

    Основной вид экономической деятельности учреждения – дошкольное образование.

    В связи с введением ФГОС наш детский сад, как и все образовательные учреждения должен перейти на новый государственный стандарт в обучении. Кардинально поменять структуру учебного процесса. Педагоги готовы изучать новые требования, но не все готовы заниматься введением инноваций в образовательный процесс на практике ( кто то дорабатывает до пенсии, кто то до окончания ребенком детского сада, у кого то не хватает квалификации освоить новый материал самостоятельно и нет желания учиться и т. д.).

    За последние 5 лет коллектив детского сада  сменился на 10 %: смена места жительства, рождение детей. Обслуживающий персонал работает стабильно. Средний возраст сотрудников : 40 лет.

    Формированием групп и приемом кадров, организацией методической и консультативной работы с педагогами, поставкой продуктов занимается непосредственно заведующий.

    Включение родителей в образовательный процесс дошкольников через проекты стало основой формирования единой воспитывающей среды «образовательное учреждение-дом (семья) ребенка». Участие семьи в проектной деятельности детей является лучшим достижением всего педагогического коллектива.

    Именно непосредственное участие родителей в проектах побудило нас к поиску новых форм сотрудничества с семьей.

    Руководитель должен играть координирующую роль в изучение и проведении анализа мнений, пожеланий и идей родителей. Определять тематику и проблематику проектов, в которых примут участие семьи наших воспитанников. Мы понимаем, что привлечение даже 2-3 родителей к разработке проектов будет большой удачей, ведь в таком случае им будет принадлежать инициатива придумывания замысла, выбор содержания и путей осуществления проекта. Каждая группа совместно с семьями разрабатывают и представляют сценарии увлекательных и познавательных мероприятий для детей и родителей, защищают авторские наглядные методические пособия.

    В детском саду создано профессиональное сообщество, в котором все творческие начинания педагогов принимаются и поддерживаются. Ведь ни один проект не может состояться, если его участники не обладают инициативой, самостоятельностью, творчеством.

    Творческие проекты заняли свое место в образовательном процессе нашего детского сада, они являются своеобразной визиткой детского сада, придают ему неповторимый облик.

    Наиболее яркими и запоминающимися стали проекты:

    · Подготовительная группа №1 воспитатель Берова М. А.· «Моя семья »;

    · Учитель - логопед Хортиева М. А."Нас сказка учит говорить".

    Средняя группа №1воспитатель Шерстукова Н. Н." Здравствуй сказка".

    Вторая младшая группа №2 воспитатель Кокова Ф. Ю."Домашние животные"

    Подготовительная логопедическая группа воспитатель Безрокова М.Д.

    Управленческая деятельность по развитию проектной деятельности  в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, организации отношений с воспитанниками и их родителями.

    В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир – является исследователем. Реализация проектного метода в дошкольном учреждении помогает развивать логическое мышление дошкольников, систематизировать накапливаемые ими знания.

    Передо мной  как руководителем встает задача управления проектной деятельностью педагогов для достижения общей цели, реализации ФГОС в учреждении. Привлечение родителей будет способствовать активному восприятию и пониманию происходящих процессов. Родители учатся взаимодействовать с детьми не только с позиции взрослый и ребёнок, но и как равноправные партнёры.

    Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив детского сада  пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Введение в работу метода проектов помогает приобщить родителей к жизни детского сада и не забывать о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

    Выяснение потребностей родителей коллектив осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих детский сада№3. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности по удовлетворению запросов родителей:

    Интеллектуальное развитие детей.

    Физическое развитие.

    Художественно-эстетическое.

    В ходе исследования постановки проблемы управления проектной деятельностью педагогов составлен социальный паспорт МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3), это помогло определиться с выбором способов и методов работы с семей воспитанников в организацию проектной деятельности в детском саду. (Таблица 1).

    Таблица 1. Социальный паспорт  МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3).

    п/п

    Критерии

    Кол-во

    327

    1.

    Всего детей:327

    Из них: сирот

    7

    инвалидов

    5

    2.

    Всего семей: 268

    Из них: полных

    259

    неполных

    9

    многодетных

    3

    инвалидов (родителей)

    6

    опекунство

    1

    участники локальных войн

    -

    малообеспеченные

    5

    3.

    Социальный состав:

    служащие

    103

    рабочие

    246

    предприниматели

    68

    неработающие

    210

    4.

    Образовательный ценз:

    высшее образование

    172

    среднее -специальное

    200

    Среднее (общее)

    255

    9 классов

    14

    Национальный состав

    Кабардинцы

    263

    Балкарцы

    23

    Русские

    20

    Другие.

    21

    Дошкольники

    Мальчики

    175

    Девочки

    152

    Сотрудничество с родителями осуществляется на основе договора, заключенного при поступлении ребенка в детский сад до выпуска ребенка в школу.

    Изучение запросов родителей на образовательные услуги обнаружило ряд фактов:

    - Семья практически полностью доверяет педагогам в определении того, какие знания и навыки должны получить воспитанники. Единственным требованием, выдвигаемым родителями, является качественная подготовка к школе. При этом представление о качестве образования выражается лишь в том, чтобы дети могли читать. Проявляется некомпетентность некоторых родителей в познании своего ребенка, его возможностей и особенностей.  

    Проведены консультации, беседы где были изучены теоретические основы проектного метода и показаны преимущества.

    С введением ФГОС изменились и требования, предъявляемые к выпускникам детского сада при поступлении в школу. В настоящее время акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т. п.;

    В этой связи в управлении важно решать проблемы, чтобы

    - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

    - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

    - Часть родителей, не обращая внимания на здоровье детей, их интересы и склонности, пытается насытить жизнь посещением многообразных секций, кружков, воскресных школ. Другие же требуют, чтоб в детском саду ребенка обучали хореографиииностранным языкам, предоставляли услуги логопеда и т. д. Учет данного факта ставит перед детским садом задачу расширения образовательных услуг, безусловно, с учетом возможностей детей и не в ущерб их здоровью и познавательному интересу.  

    В детском саду№3 организована кружковая работа. Стабильно проводятся занятия по четырем направлениям:

    1.  Патриотическое воспитание-кружок национальных танцев учитель кабардиского языка  Катханова Ж. А.;

    2 Художественно-эстетическое развитие-кружок изобразительного творчества "Карандашик "воспитатель первой категории Шерстукова Н.Н.;

    3 Физическое развитие –кружок "Крепыш" инструктор по физической культуре Бжедугова О. В.

    4 Музыкальная деятельность – кружок театральной студии "Сказка" музыкальный руководитель Лукьяненко Л. Е.

    Отказ от учебной модели в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

    Использование проектного метода в работе помогло безболезненно поделить детей по интересам, в то же время вести коррекционную работу с воспитанниками.

    Занятия в «Театральной студии» играют важную роль в подготовке ребенка к школе: постановка звуков, формирование выразительности речи и т. д.

    Занятия в кружках «Карандашик», «Тесто пластика»  играют важную роль в развитии мелкой моторики воспитанников.

     

    Вместе с тем, имеется немало родителей, которые обеспокоены лишь тем, чтоб ребенок был накормлен и одет.  

    Отсутствие в семье эмоционального благополучия и позитивного взаимодействия, нормальных детско-родительских отношений влияет на психическое состояние детей и вызывает различные негативные проявления в поведении.  

    Исходя из этого, педагогическому коллективу необходимо осуществлять успешное сотрудничество с различными категориями семей, дифференцированно по их проблеме и индивидуальному запросу на образовательные услуги. 

    В образовательной программе особое внимание выделено на взаимодействие с семьями воспитанников. Определено время педагога в режиме дня для общения с родителями. В содержании образовательной деятельности, во всех образовательных областях предусмотрены разнообразные формы интерактивного сотрудничества и преемственности дошкольного и семейного воспитания. Последнее достигается введением в образовательный процесс проектной деятельности и активным участием родителей.

    Анализируя достигнутые результаты педагогического коллектива по внедрению метода проектов в работу педагогический коллектив поставил перед собой задачу: изучить имеющийся педагогический опыт и привести использование проектного метода в систему, выявить условия, влияющие на управление проектной деятельности педагогов.

    Использование этого метода в детском саду имеет локальный характер, происходит системно.

    Происходящие в последнее время стремительные перемены в жизни нашей страны и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, а также беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей дошкольных образовательных учреждений перед необходимостью использования проектного метод педагогами и управления инновационной деятельностью.

    Это требует переосмысления предназначения системы управления дошкольного образовательного учреждения вообще и каждой из ее подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов) в частности.

    В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.

    Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3) находится на достаточно высоком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям:

    · хорошо развита мотивационная готовность к освоению нового;

    · знания педагогов в области педагогических инноваций характеризуются как системные.

    Используя методы эмпирического анализа: интервью и опрос, проведено исследование педагогического коллектива с целью выявления мотивов участия педагогов в процессе введения инноваций в работу, в частности использовании метода проектов, а также определению управленческих условий, на которые необходимо обратить внимание.

    В ходе исследования (опрос педагогов) выявлено, что я, как руководитель  должна  создать в учреждении атмосферу способствующую:

    - Ориентации педагогов на повышение уровня образования, квалификации, развития профессиональных компетенций;

    - Формированию положительного отношения к инновационной деятельности;

    - Участие персонала в процессе изменений (освоению метода проектов, отойти от стандартной организации воспитательно-образовательного процесса ).

    Качество воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении зависит от того, насколько быстро и качественно педагогический коллектив реагирует на изменения системы воспитания, введение инноваций в работу.

    Выявлены характеристики профессиональных ориентаций педагогов:

    1. Мотивы выбора профессии;

    2. Цели воспитательной деятельности.

    Мотивы выбора профессии воспитателя:

    - Социальная значимость деятельности воспитателя («считаю работу воспитателя важным, нужным и благородным делом»);

    - Личностная самореализация («возможность реализовать профессиональные умения и навыки», «творческий характер труда», «полученное профессиональное образование»);

    - Прагматические мотивы («свободное время», «территориальная близость к дому», «возможность устроить своего ребенка в детский сад», «уровень оплаты труда»).

    Особенность кадрового обеспечения детских садов заключается в том, что система дошкольного образования открыта для воспитателей с педагогическим образованием, но не дошкольным, т. е. допустимо отсутствие специального дошкольного педагогического образования. В зависимости от уровня и типа образования воспитателей можно разделить четыре группы (Таблица 2). Преобладающую группу составляют педагоги, имеющие педагогическое образование, однако наряду с этим в ДОУ работают педагоги, еще не получившие педагогическую подготовку воспитателя дошкольного учреждения.

    Таблица 2 - Распределение педагогов по уровню профессиональной подготовки (%).

    Высшее педагогическое образование

    Среднее педагогическое (дошкольное)

    образование

    педагогическое (дошкольное)

    образование

    (младшие воспитатели)

    Среднее образование

    59

    41

    1

    11

    В связи с этим возникает вопрос: насколько тип и уровень образования влияет на развитие профессиональных компетенций воспитателей детских садов? Полученные данные позволяют зафиксировать существенные различия в ответах с разным типом образования по поводу мотивов выбора профессии. Так если для воспитателя с высшим педагогическим « не дошкольным образованием», без образования решающим оказывается такой прагматический мотив, как возможность устроить ребенка в садик, то среди воспитателей с педагогическим (дошкольным) образованием такой мотив отсутствует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация проектной деятельности во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников

    Создание единого образовательного пространства семьи и ДОУ....

    Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4

    Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4. Материал для выступления на  IV муниципальных педагогических чтениях....

    Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4

    Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на площадке детского сада «Зимние забавы»

    Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно — оздоровительное, познавательно — речевое, художественно — эстетическое, социально — ли...

    Методическое сопровождение организации проектной деятельности «Физика в детском саду»

    Данная статья раскрывает этапы организации совместного детско-родительского проекта "Физика в детском саду"....

    Семинар для педагогов "Проектная деятельность педагога в детском саду"

    Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду....

    Проектная деятельность в семейном детском саду: «незабываемое лето»- идеи совместного творчества педагогов, детей и родителей.

    Cемейные детские сады и проектирование. С чего начать? Проектирование помогает научиться работать с семьей, работать в «команде». Начиная от изучения вопроса  до реализации прое...