Триз: тренинг на выявление и формулирование противоречий
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Предлагаю вашему вниманию  тренинг на выявление и формулирование противоречий, состоящий из 12 различных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trizovskoe_myshlenie.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на выявление и формулирование противоречий

Содержание тренинга:

Упражнение 1. Назови положительное свойство. 
Упражнение 2. Назови предметы с противоположными свойствами. 
Упражнение 3. Назови противоположную функцию (функция – антифункция). 
Упражнение 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции. 
Упражнение 5. Совмести предметы по антифункциям. 
Упражнение 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно. 
Упражнение 7. Назови предметы по заданному антониму. 
Упражнение 8. Назови антонимы по заданному предмету. 
Упражнение 9. Герои сказок. 
Упражнение 10. Разрешение противоречий в сказках. 
Упражнение 11. Составь противоречие. 
Упражнение 12. Закончите формулировку противоречия. 

Упражнение 1. Назови противоположное свойство.

Методика выполнения упражнения: 

Ребенку называют какое-либо свойство (первую часть пары антонима) и просят назвать противоположное свойство (вторую, противоположную часть пары антонима).

Например:

  • Легкий - ?
  • Узкий - ?
  • Чистый - ?
  • Прямой - ?
  • Мокрый - ?
  • Простой - ?
  • Острый - ?
  • Пустой - ?
  • Сладкий - ?
  • Толстый - ?
  • Тупой - ?
  • Круглый - ?
  • ...

Иначе эту интеллектуальную игру можно назвать - "Свойство - антисвойство".

Упражнение 2. Назови предметы с противоположными свойствами.

Методика выполнения упражнения: 

Разложить на столе много предметов или картинок с изображением разных предметов и попросить ребенка найти предметы с противоположными свойствами.

Сначала помогите малышу подсказками:

  • "Найди противоположные по цвету" (белый снег - черная земля, чайка - грач).
  • "Найди противоположные по весу" (легкое перышко - тяжелый трактор, муха - слон).
  • "Найди противоположное по форме" (арбуз-кубик-звезда).
  • По агрегатному состоянию, по твердости, по вкусу и так далее...

Потом предложите ребенку найти предметы с противоположными свойствами САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Упражнение 3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).

Методика выполнения упражнения: 

Ребенку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать антифункцию.

Например:

  • Создать - уничтожить.
  • Усилить - ослабить.
  • Увеличить - уменьшить.
  • Обогащать - разорять.
  • Удалять - приближать.
  • Нагревать - охлаждать.
  • Согнуть - разогнуть.
  • Открыть - ?
  • Налить - ?
  • Поднять - ?

Упражнение 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.

Методика выполнения упражнения: 

Это очень сложная игра даже для взрослых, но зато очень интересная, остроумная и полезная. Назовите систему и антисистему.

Например:

Попросите ребенка назвать функцию и антифункцию названных выше предметов:

Упражнение 5. Совмести предметы по антифункциям.

Методика выполнения упражнения: 

Эта игра отличается от предыдущей тем, что на столе раскладываются заранее подобранные предметы (картинки), предназначенные для выполнения противоположных функций.

Например, на стол кладут: карандаш, резинку, иголку с ниткой, ножницы, рукавички, веер...

Надо взять предметы, составляющие пару система - антисистема.

Упражнение 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.

Методика выполнения упражнения: 

Сначала предложите детям назвать побольше слов с любыми, но противоположными значениями - антонимы по любым признакам, по любым критериям.

Потом предложите детям назвать признак, по которому составлен придуманный антоним (объяснить по какому признаку различие).

Например:

  • Высоко - низко (по положению над чем-то).
  • Стоять - бегать (по функции).
  • Горячее - холодное (по температуре).

Можно предложить играющим назвать первую часть антонима и много вторых частей.

Например:

  • круглый - угловатый, треугольный, многогранный, бочкообразный...

Потом назовите признак и попросите детей подобрать подходящий антоним.

Например, по характеру:

  • смелый – трусливый,
  • восторженный – равнодушный,
  • добрый – злой,
  • спокойный - нервный.

Упражнение 7. Назови предметы по заданному антониму.

Методика выполнения упражнения: 

Называется антоним.

Например:

Горячее - холодное.
Ребенку предлагают назвать как можно больше предметов, имеющих оба указанных в антониме свойства:

  • горящая свеча (пламя - парафин),
  • самовар (огонь - ручки),
  • газовая плита,
  • сигарета...

Твердое - жидкое:

  • кокосовый орех, кувшин с водой, свежее куриное яйцо, фляга с водой, улей...

Быстро - медленно:

  • спицы колеса и педали двигаются значительно быстрее рамы велосипеда...

Длинное – короткое:

  • карандаш пишет длинную линию, а грифель укорачивается очень медленно; ножницы длинные, а ось ножниц короткая.

Упражнение 8. Назови антонимы по заданному предмету.

Методика выполнения упражнения: 

Эта игра обратная предыдущей. Называется предмет. Например, часы.

Ребенка просят назвать как можно больше частей этого предмета с противоположными свойствами, или выполняющих противоположные функции, или находящихся в противоположных состояниях, в том числе и агрегатных.

Итак, что в часах противоположного?

  • Подвижное - неподвижное. 
    Подвижное: стрелки, маятник, шестеренки.
    Неподвижное: корпус, циферблат.
  • Прозрачное - не прозрачное. 
    Часовое стекло - все остальные части.
  • Круглое - не круглое, 
  • Гладкое - ребристое, 
  • ... 

В рассмотренном случае противоположные свойства не являются противоречиями.

Упражнение 9. Герои сказок.

Методика выполнения упражнения: 

Предложите детям назвать героев сказок с противоположными характерами.

Попросите назвать эти характеры.

Например:

  • Волк - Красная Шапочка.
  • Колобок - Лисица.
  • Заяц - Волк.
  • Золушка - Мачеха.
  • Руслан - Фарлаф.

Упражнение 10. Разрешение противоречий в сказках.

Методика выполнения упражнения:

Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства.

Упражнение 11. Составь противоречие.

Методика выполнения упражнения: 

Подвести детей к пониманию противоречия можно с помощью игр "Хорошо - плохо" по методике контрольных вопросов (вопросно-ответные игры) - когда ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.

Например, такая серия вопросов:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка"). 

  • Назовите хорошие, полезные свойства рукавички. 
    Теплая, мягкая, гибкая, красивая.
  • Назовите плохие качества рукавички. 
    Теряется, намокает, дорогая, плохо гнется.
  • Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими? 
    Если рукавичка теплая, то рука не мерзнет и можно лепить бабу.
    Если рукавичка мягкая, то руке приятно.
    Если рукавичка гибкая, то удобно держать игрушки.
    Если рукавичка красивая, то приятно ее показать девочкам.
    Если рукавичка теряется, то мама ругает и руке холодно.
    Если рукавичка намокает, то опять мама ругает и руке холодно.
    Если рукавичка дорогая, то страшно её потерять, так как будет ругать мама.
  • Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая? 
    Плохо то, что весной в синтетических рукавичках руки потеют и не закаляются.
  • А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо? 

Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.

Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.

Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:

  • Что плохого в том, что рукавичка мягкая? 
    Плохо то, что она плохо защищает руку при ударах, при ушибах.
  • Скажи это одной фразой. 
    Если рукавичка мягкая, то руке приятно, но такая рукавичка плохо защищает руку от ушибов.

Дальше следовало бы формулировать ИКР и искать способы, как сделать так, чтобы и руке было приятно, и она была бы хорошо защищена от ушибов, и не мерзла в мороз, и не было бы жарко весной... Но обо всём этом позже.

Добейтесь того, чтобы дети свободно придумывали противоречия для любых предметов. Поиск противоречий - это поиск недостатков.

2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы: 

  • Какую функцию он предназначен выполнять? 
  • Какое противоречие он разрешает? 
  • Как еще можно разрешить это противоречие? 

БУТЫЛКА: 
Из бутылки должен свободно выливаться лимонад в стакан, когда я хочу пить и не должен выливаться лимонад, когда я несу бутылку домой.

ЗОНТИК: 
Должен быть большим, чтобы защищать от дождя меня и маму и должен быть маленьким дома, чтобы не занимать много места.

ЧАЙНИК: 
Должен хранить горячую воду, но не обжигать рук, когда надо её разливать по стаканам.

НОЖНИЦЫ. 
Должны быть острыми, чтобы резать бумагу и тупыми, чтобы не поранить руки.

БЛОКНОТ: 
Должен быть большим, чтобы в нём можно было делать большие рисунки, но тогда он не помещается в портфеле, и блокнот должен быть маленьким, чтобы помещаться в портфеле, но тогда в нем нельзя делать большие рисунки.

Совместно с детьми поформулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (Если..., то...), а потом по полной схеме.

Е.А. Резник [4] предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.

Например: 
выбираем объект -
"ШКАФ".

  • "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...". 

Дети продолжают: 

  • "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".
  • "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".
  • "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.
  • "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".

Дети продолжают: 

  • "Хорошо потому, что с ним можно играть".
  • "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".
  • "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".

Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.

Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.

Упражнение 12. Закончите формулировку противоречия.

Методика выполнения упражнения: 

Предложите ребенку найти, что в ситуации плохо:

  • Если нитка в иголке длинная, то это хорошо потому, что не надо часто её заменять, но это и плохо, так как неудобно шить иголкой с длинной ниткой.
  • Длинное пальто, это хорошо потому, что... и плохо потому, что...
  • Большое ведро это хорошо потому, что... и плохо потому, что...
  • Толстая книга - это хорошо...
  • Большой урожай яблок - это ...
  • Маленький урожай яблок - это...
  • Затяжной дождь - это...
  • Сильный мороз - это ...
  • Ранняя весна - это ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Доклад "ТРИЗ - противоречия".

Небольшой доклад как лучше овладеть "Методом противоречий"....

Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"

Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....

Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)

Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....

Противоречия в количестве. (ТРИЗ)

Цель: активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации,формировать понимание относительности количества. Материалы: кукла – клоун, конфета большая (в ней маленькие по количеству...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».

Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.2...