Противоречия в количестве. (ТРИЗ)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Штиуи Кристина Вячеславовна

Цель: активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации,

формировать понимание относительности количества.

 

Материалы: кукла – клоун, конфета большая (в ней маленькие по количеству детей), картинки МНОГО-МАЛО.

 

Ход действия:

Приходит кукла-клоун с конфетой.

Кукла-клоун: Здравствуйте ребята!

Воспитатель и дети: Здравствуй клоун!

Кукла-клоун: Я принёс конфету, хочу ребят угостить.

Воспитатель: У тебя только одна конфета, а у нас ребят посмотри много.

Кукла-клоун: Разве это много?! Вот в цирке действительно много, а у вас мало!

Воспитатель: Нет! Мало, это когда дома: один или два, а у нас двадцать – это много!

Кукла-клоун: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

(Дети отвечают. В процессе обсуждения дети формулируют вывод: и много, и мало. Смотря в сравнении с количеством детей в группе и в цирке. )

Воспитатель: Одной конфеты на всех, конечно мало.

Кукла-клоун: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

Воспитатель: Конечно, может! Для кого одна конфета – это много?

Дети отвечают.

Кукла-клоун: А один арбуз – это много или мало?

Воспитатель: И много и мало. Смотря для кого. Для кого?

Дети отвечают.

Кукла-клоун: А целая бочка воды?

Дети: И много и мало (отвечают)

ИГРА «МНОГО – МАЛО»

Воспитатель называет (показывает) различные ситуации, дети должны  соответственно отреагировать. Если МНОГО – руки развести широко в стороны, МАЛО – ладони сблизить, ДОСТАТОЧНО – рука на руку.

- одно ведро воды для муравья?

- одно ведро воды для слона?

- одно солнце в небе?

- один самолёт в небе?

- одна мама для ребёнка?

- один ребёнок у мамы?

- один дом для всех людей?

- одна нога для человека?

- одна ножка у гриба?

- и др.

(желательно вначале отработать жесты)

Кукла-клоун: Одна конфета для всех детей – это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много – хватит всем. Выходит, когда чего-то мало – это плохо, а когда много – то хорошо.

Воспитатель: Интересный вывод! А ещё другие примеры такие есть?

Дети отвечают.

Кукла-клоун: Правильно! Игрушки, подарки, сладости.

Воспитатель: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно заболеть? Получается так: мало – плохо, много – хорошо, а если очень много – то опять плохо.

Кукла-клоун: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем, если было бы много?

Воспитатель: Конечно, бывает! Если ты упал, как лучше – когда мало, слегка ударился или много и сильно?

Кукла-клоун: Конечно, если мало – лучше!

Воспитатель: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?

Дети отвечают.

Кукла-клоун: Мало, мало! А если совсем не дают – ещё лучше!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало и это хорошо?

Дети отвечают.

Кукла-клоун: А я кажется, понял! Если что-то нам нравится, приятно – то когда его мало – это плохо, а когда много – хорошо. А если что-то неприятное, плохое – то хорошо, когда его поменьше.

- дают горькое лекарство,

- хвалят,

- ругают,

- ведут в гости,

- ведут в цирк,

- оставляют оного дома,

- и тд.

Воспитатель: Спасибо тебе клоун, что пришёл сегодня в гости. Но что же делать нам с конфетой? Детей много, а конфета одна.

Кукла-клоун: А мы сейчас развернём эту одну большую и посмотрим, что в ней внутри.

(Разворачивают, а в ней много маленьких конфет, раздают детям.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Доклад "ТРИЗ - противоречия".

Небольшой доклад как лучше овладеть "Методом противоречий"....

Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"

Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....

Триз: тренинг на выявление и формулирование противоречий

Предлагаю вашему вниманию  тренинг на выявление и формулирование противоречий, состоящий из 12 различных упражнений...

Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)

Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».

Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.2...