Творческий отчет
материал на тему
«Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский
По теме:
Составила:
Овсянникова З.А.
2015 год
п. Алябьевский
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые конечные результаты
4. Описание по этапам
5. Заключение
6.Список используемой литературы
7. Приложение
Диагностика для младших и средней группы
№ 1 Перспективное планирование
дидактических игр по сенсорному развитию для детей младших и средней группы.
№2 Картотека дидактических игр по сенсорике в младших и средних группах
№ 3 консультации для родителей и педагогов
№4 Родительское собрание « Путешествие в страну Сенсорику.»
Слайд - Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
К.Д. Ушинский
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие ученые и психологи.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори,Ф.Н.Блехер.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова. Н.А.Ветлугина.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, поэтому
я решила работать над темой «Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста, через дидактические игры»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Детей окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Принципиальная новизна данной темы в том, что данный опыт работы реализован с детьми младших и средних групп и в процессе работы были модифицированы существующие игры по сенсорному развитию, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:
- Принцип насыщенной предметно-игровой среды;
- Принцип активности;
- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;
- Принцип последовательности;
- Принцип систематичности;
- Принцип повторности;
- Принцип доступности.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность, внимание ;влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения ;-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Начиная работу, с I младшей группы поставила
Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего ,среднего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы, осязаний в процессе проведения дидактических игр.
Для сенсорного развития детей в первой младшей группе поставила следующие задачи:
1.Познакомить с цветом, формой, величиной.
2. Помочь детям научиться обследовать предметы.
3. Научить малышей выполнению простейших продуктивных знаний.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Многие не знают цвет, форму не могут определить величину.
Эффективная работа - это плановая работа и в первый же год, я составила перспективный план (приложение 1)
(Диагностика) Так же в самом начале своей работы, я провела обследование(приложение 2), в процессе которого дети учились различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет.
(Книга 3 книги) -Хочется отметить, для того чтобы провести диагностику, я пользовалась практическим руководством по тестированию М.Г. Борисенко и Н.А Лукиной с помощью тестов в игровой форме можно выявить соответствуют ли знания детей норме.
В первой младшей группе обследование показало, что из 17 детей основных цветов различали только 3 ребенка (18%), 10 детей (59%) могли определять величину предметов, 4 ребенка (23%) могли найти и назвать форму предметов (кубик, кирпичик и крышу (призму).
Учитывая разную степень подготовки детей, я строила свою работу таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Сначала учила детей находить предмет по образцу или по такому же предмету. Чтобы избежать однообразия и поддержать интерес к игре, в работе использовала сказочные сюжеты, разные игровые ситуации, новые игрушки.
Например, для изучения цвета провела игру с цветными шариками, которые принес медвежонок в волшебной коробочке – я предлагала посмотреть красивые шарики, раздала детям по два шарика синего и красного цвета, затем показывала красный шарик и просила показать такой же, конечно же, дети показывали и синий шарик, тогда я предлагала приложить свой шарик к моему, таким, образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик и называл цвет. По такому же образцу, были проведены другие игры с остальными цветами и другими персонажами.
Представления о цвете связывала не только со словом, но и с действиями, показывала куклу в красном платье, и просила найти для нее красный бантик так были проведены дидактические игры такие как:
- « Найди гараж машинке»
- « Собери машину по цвету»
Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление.
Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Подобным образом знакомила детей с формой и величиной – основная роль отводилась таким приемам, как обведение контура предметов рукой ребенка.
Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Кубики одинаковые. Кирпичики разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать кубики, шарики, кирпичики по признаку цвета, величины. Для этого проводила индивидуальную работу. Старалась, постоянно, разнообразить дидактический материал. Использовала, как приобретенные игры в магазине, так и игры-самоделки, которые изготовила сама и с помощью родителей: такие как:
- « Собери снеговика», Укрась елочку»
- « Собери пирамидку, матрешку» - с этими играми дети учились различать предметы по величине и форме
- Дидактическая игра. «Найди такой же формы и цвета»- дети подбирали фигуры по форме и цвету, Так же в группе были приобретены игрушки – вкладыши « Волшебный кубик», «Чудо - Теремок» « Большие и маленькие пирамидки» Матрешки и др., которые вызывали у ребят не поддельный интерес.
Для свободного выбора игрушек- домиков, объемных кубов, шаров, пирамидок в группе был оформлен развивающий сенсорный стол и была оформлена стена « разноцветная поляна» - где были изображены букеты цветов с основными цветами.
Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков, кирпичиков) – действуя с ними ребята закрепляют цвет, форму предметов их величину, а так же приобретали пространственные представления, во время таких игр учила детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились – кубик красный ,кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий.
- Детям очень нравились такие игры, где они самостоятельно выполняли действия. Когда у них что-то получалось, все вместе радовались успеху, дети увлеченно рассматривали материал, действовали, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, форму, размер, через дидактические игры у детей развивался словарный запас.
Важным шагом к решению поставленных задач являлась работа с родителями. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу сенсорного развития и активному участию мной были проведены консультации « сенсорное развитие для малышей», « Сенсорное развитие младшего возраста посредством дидактических игр» была изготовлена ширма « Дидактические игры для детей 2-4 лет», ( которые в последствии были предложены в другие младшие группы), было предложено нескольким родителям изготовить дидактические игры своими руками для группы. Так же были даны рекомендации родителям проводить такие игры дома.
( диагностика и результат) В конце года провела диагностику и увидела, что результат улучшился по сравнению с началом года
Высокий уровень у 8 детей, что составило 47 %
Средний уровень у 7 детей - 41%
Низкий уровень у 2 детей -12%
- « Нам необходимо добиться того,
чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения
отдельных знаний и умений
но и способствовала бы общему развитию ребенка,
служила формированию ее способностей»
А.В. Запорожец.
«В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.
Окружающая действительность познается через анализаторы – эта система интенсивно развивается от2 до 5 лет. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть, для сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, где употребляется, как это называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними: перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки ощутить и определить качество поверхности (гладкий, шершавый), температуру (теплый, холодный).
Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
Продолжая работу над темой: « Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста, через дидактические игры»
я так же составила перспективный план
(диагностика) и в начале года провела диагностику. В связи с тем, что критерии во 2 младшей группе по сенсорному развитию усложнились, и стало больше заданий на логическое мышление, результаты показали недостаточный уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Было выявлено, что в группе с высоким уровнем сенсорного развития 3 ребёнка (19%). Эти дети по образцу и просьбе без ошибок находили предметы такого же цвета, ориентировались в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировались в формах, подбирали их по образцу, группировали однородные предметы.
6 детей (37%) показали средний уровень сенсорного развития, здесь дети по предложенному образцу с помощью находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм, с подсказкой группировали предметы.
7 детей (44%) были выявлены с низким уровнем сенсорного развития. Эти дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же плохо ориентировались в величинах, формах, не смогли группировать однородные предметы.
Исходя из этого работа по сенсорному развитию, через дидактические игры усложнилась, и я включила следующие задачи:
1. Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
2. группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.
3.Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Хотя дети младшего возраста еще не совсем готовы к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
- При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе оформила уголок по сенсорному развитию ,назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.
– в этом уголке находились игры для изучения цвета, формы, величины, тактильных ощущений.
С детьми 3-4 лет,. Учились сравнивать окружающие предметы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Дети играли в дидактические игры на тактильные ощущения с прищепками « солнышко»,
« Разноцветная карусель», с закручиванием крышек
« Гномик с шарами», « Божья коровка»
С детьми второй младшей группы проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине.
- В игре «Найди домик малышам» дети подбирали, цветовые спектры для каждого малыша находили по цвету домик, в игре «Сенсорное лото» учились группировать картинки с изображением предметов в соответствии с цветом поля, на которое они выкладывались. Закрепляли названия основных цветов и знакомились с оттенками.
- «Цветочная полянка». Вязаный коврик-полянка из цветных квадратов дети «украшали» цветами такого же цвета. Собирали красивый букет, состоящий из цветов, закрепляли называние цвета в игре «Красивый букет». В таких играх дети не только знакомились с цветом, но еще у них развивалась мелкая моторика пальцев.
В играх: «Назови геометрическую форму»,
- «Найди предмет такой же формы»,
– « Укрась бабочку» «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры: «Что лежит в мешочке», «Ящик ощущений». Им нравиться на ощупь определять геометрическую фигуру. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности.
Очень много значит в этом возрасте похвала детей. Для них это огромный стимул к деятельности. Всегда стараюсь хвалить всех детей и ни в коем случае не сравнивать их друг с другом.
Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Были проведены игры
- «Подари матрешкам мячи» - дети сравнивали по величине
Матрешек и мячи, дарили большим матрешкам большие мячи, по меньше матрешке – поменьше мяч, маленькой матрешке маленький мяч.
– по такому же принципу раскладывали ягоды по тарелочкам. В игре «Сравни предметы по высоте» -
– «поселили матрешек в домики». При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько правила игры усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усваивали правила, то они самостоятельно объединялись в группы для игры и выбирали игры по желанию.
- В конце года провела диагностику и получила такие результаты из 16 детей высокий уровень -10, что составило 62%, на стадии формирования 4 ребенка – «25,5% , низкий уровень 2 детей 12,5%
Для успешной и результативной работы с родителями было проведено родительское собрание « Путешествие в страну Сенсорику» - где родители могли сами поиграть и вникнуть в важность изучения сенсорных навыков детей для повседневной жизни.
Так же были изготовлены памятки с сенсорными играми на разные виды сенсорной деятельности.
Совместно с детьми было проведено развлечение «Чудесный мешочек» - где дети рассказывали стихи о геометрических фигурах, читали стихи о цвете, узнавали предметы на ощупь.
Оформили альбом « Цвет и форма»
В этой группе, так же как и в 1 младшей подключала к оформлению игр по сенсорике родителей, которые очень активно откликнулись и изготовили своими руками новые дидактические игры.
Свою работу планировала в тесном сотрудничестве с педагогами. Во взаимодействии с педагогами использовала разнообразные формы. Провела: консультации «», «Роль развивающих сенсомоторных игр для детей 3-4 лет» Приготовила памятки «Дидактические игры по сенсорике» на тактильные ощущения», перед педагогами детского сада было выступление из опыта по теме самообразования, где познакомила их с дидактическими играми, которые изготовила сама, а так же поиграли с ними в некоторые игры.
здесь же педагоги были ознакомлены с картотекой дидактических игр по сенсорному воспитанию для младшей группы
- «Дидактические игры и игровые упражнения
Позволяют повысить восприимчивость детей,
Разнообразят учебную деятельность ребенка,
Вносят занимательность»
А.П.Усова
Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников.
Дидактические игры, включающие в себя сенсорное развитие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Ценность дидактических игр заключаются и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно проверяя себя .
Исходя из вышеизложенного, мной было составлено, перспективное планирование и картотека игр для средней группы.
Для развития сенсорного развития детей поставила перед собой следующие задачи:
1.Формировать у детей представления о семи цветах спектра, и их оттенков, совершенствовать знания о форме и величине.
2. Развивать тактильные, слуховые, вкусовые качества предметов
3. Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
4.Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В средней группе число воспитанников возросло, списочный состав стал 28 детей. Поэтому, так же как и во 2 младшей группе провела диагностику по данным задачам
(диагностика)
Из полученных данных, я увидела, что у детей средней группы высокий уровень у 9 детей, что составило 32%, средний уровень 12 детей, что составило 44% у низкий уровень 6 детей 24% ( один ребенок не посещал детский сад)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
- В игре «Формы» - закрепляли название геометрических фигур, знакомились с новой формой – многоугольник.
- Очень нравится детям игры с палочками, здесь не только у детей развивается мелкая моторика, но и мышление, нужно составить какой то предмет и закрепляется геометрическая форма
В игру «Чудесный мешочек»
- « Ящик ощущений» так любимую детьми мы продолжали играть и в среднем возрасте. Усложненные правила игры дали детям возможность выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Эта игра проводилась в дальнейшем с еще одним усложнением. Я брала два набора плоскостных и объемных фигур, один – на столе, другой – в мешочке. Сначала дети определяли геометрическую фигуру на ощупь, а затем находили такую же на столе. Путешествовали по группе, находя предметы, соответствующие заданной форме. Например: прямоугольнику соответствуют столы, книги, шкафы; кругу – часы, обруч ; квадрату – окна, плакаты, сиденья стульчиков..
- В играх «Дроби»,
-«Составь предмет из геометрических фигур»
-« Составь узор»
- « Чудо – соты» - учились с детьми не только зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части,- но и составлять ее из таких же частей. Используя несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора запоминали расположение геометрических фигур в сложном узоре, конструкции, затем воспроизводили по памяти.
– через дидактическую игру « Разложи фигуры по цвету, форме, величине» - дети учились делить предметы на группы.
- Так же как и в других группах, дети любят играть с крупным строителем, они учатся не только строить, но и одновременно закрепляют названия формы и цвета.
Используя перечисленные игры, у детей среднего возраста формировались начальные навыки для коллективной мыслительной деятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения, развивались предпосылки творческого продуктивного мышления.
При дифференциации размера учила детей практическим приемам сравнения по размеру.
- в игре «Собери матрешку», устанавливали отношение между семью объектами по величине. В игре «Найди елочки» дети с удовольствием учились на глаз определять высоту предметов, мы с детьми проводили обследование предметов, определяли их величину и описывали словами.
Совершенствовала представление детей о цвете в играх «Радуга»
« Лото с предметами» я просила выложить карточки, в той последовательности, в которой цвета располагаются в радуге (красный, оранжевый ,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Вводила названия оттенков, где дети должны были найти предметы к своим карточкам со своим оттенком.. В этом возрасте знакомились с «холодной» и «теплой» цветовой гаммой. В игре «Теплый или холодный цвет» составляли орнаментальные узоры, но перед этим я объясняла что цвета, которые ассоциируются с огнем, солнцем, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой относятся к холодной цветовой гамме, и объяснила, что черный и белый цвет не являются ни теплыми, ни холодными, они нейтральные, т.е. сами по себе. Полученные знания дети применяли в разных видах продуктивной деятельности. например: художественно -эстетическом развитии, конструировании. ФЭМП.
-В конце года, так же как и в предыдущих группах провела диагностику и получила такие результаты высокий уровень у 17 детей- 62%; средний у 9- 32%; низкий 1 ребенок- 6%
Для того, чтобы дети хорошо усвоили сенсорные навыки и проявляли еще больший интерес провела с детьми « вечер загадок и отгадок», Развлечение « Вдоль по радуге – дуге». прочитали сказки В. Катаева « Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик» , «Сказки цветочного королевства»
Так же проходила и работа с педагогами детского сада, для молодых педагогов провела мастер – класс «Использование дидактических игр в сенсорном развитии с детьми среднего дошкольного возраста» , подготовила « Выставку дидактических игр»так же были приготовлены консультации « Игры для развития сенсорики, у детей дошкольного возраста» « Роль развивающих игр для детей 4-5 лет»
Приготовила и раздала воспитателям на группы буклеты с играми на тактильные ощущения.
Деятельность по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились, партнерские отношения. Родители являлись активными участниками процесса: активно принимали участие в изготовлении игр, подыскивали стихи, загадки, рассказы и сказки на сенсорную тематику одна из родительниц связала своими руками овощи и фрукты для игры в магазин, участвовали в выставке игр. Для родителей провела консультации «. Игры для развития тактильного восприятия», «Сенсорное развитие детей среднего возраста», Подробно рассказала родителям на семинаре-практикуме « В гости к королеве Сенсорике» о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного развития сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Подготовила памятку «Что нужно ребенку для сенсорного развития», папку-передвижку «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания». Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для детей, как оформить игровой уголок дома.
В этом году запланировали совместно с инструктором по физо Спортивно - интелектуальный праздник для родителей совместно с детьми « Путешествие в страну Сенсорики»
В итоге хочу сделать следующие выводы:
сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию личности
Главная ценность данного опыта работы заключается в том, что тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (воспитателя, родителей, детей) удалось повысить качество сенсорного развития, создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности ребенка. У детей сформировано представление о сенсорных эталонах. Дети научились способам обследования предметов, группировать их по цвету, форме, величине, выделять отдельные измерения величины. Определять тактильные ощущения в соответствии с возрастом.
Итак, исходя из полученных мной результатов моей работы, я увидела, что моя работа на протяжении всей деятельности, которая реализовалась в течении трех лет является успешной и результативной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
- Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
- Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
- Т.В Башаева « Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук». М.,2005
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина « Диагностика развития ребенка» (0-3г, 3-4г., 4-5л.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/03/picture-14620.jpg)
Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"
Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-321717-1475076493.jpg)
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-654558-1439733386.jpg)
Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»
Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие личност...
творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911400-1490932833.jpg)
Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-496149-1582812615.jpg)
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1007793-1570601328.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности"
Отчет по самообразованию. 1-ая младшая группа....