Родительское собрание "Слово на ладошке"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Развиваем мелкую маторику, развиваем реч детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели речи детей этого возраста - развитие голосовых реакций, подражания; -понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений; - понимание, подражание, пассивная речь. |
Условия для развития речи детей - уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых; - обучающее и воспитательное воздействие; - собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности. |
Показатели речевого общения ребенка - понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит; - слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы; речь приобретает форму диалога; - по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, выполняет простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира. |
Словарный запас ребенка - 100 слов; - 300 слов; - 1200-1500 слов. |
Особенности словарного запаса - использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще не велик) - отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов; - использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи. |
Особенности звукопроизношения - правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных(л, р); может заменять (ш) на (с), (ж) на (з), (ч) на (т); - правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твердых (л) и (р); - речь нечеткая, многие звуки не произносит совсем. |
Неблагоприятные факторы |
Благоприятные факторы |
Нежелание родителей общаться с ребенком (мало времени, перекладывание общения на бабушек, дедушек и т.д.) |
Замена общения просмотром телепередач |
Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка |
Дефекты строения артикуляционного аппарата ребенка |
Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье |
Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу |
Эмоционально-положительное общение с ребенком |
Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка |
При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам |
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков |
Правильная речь взрослых без имитации речи ребенка |
Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов, потешек |
Памятка
«Заучиваем стихи с малышами»
- Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
- Сначала прочитайте два-три стихотворения.
- Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
- Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
- Повторите все движения вместе с ребенком.
- Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Памятка
«Заучиваем стихи с малышами»
- Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
- Сначала прочитайте два-три стихотворения.
- Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
- Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
- Повторите все движения вместе с ребенком.
- Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему
картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Семинар – практикум.
Тема. «Слово на ладошке».
Цель. Обучать родителей способам взаимодействия с ребенком для активизации его речи.
Задачи. 1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни.
- Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.
Участники: категория родителей
детей младшего дошкольного возраста.
Разработала: Чугина Е. А.
Учитель-логопед
МАУДО «Детский сад №6»
Ялуторовск, 2011г.
- Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем – развитие речи детей четвертого года жизни.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребенком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т. п.
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Значит очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно; пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застежками, игры с мозаикой и др.
Играйте с ребенком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.
Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребенок должен слышать четкую, правильную неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
2. Теоретическая часть.
Я предлагаю вам, родители поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого вам нужно объединиться в две группы. Каждая группа получит задание: из трех вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей вашего возраста нужно выбрать один правильный и прокомментировать его.
Показатели речи детей этого возраста - развитие голосовых реакций, подражания; -понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений; (правильный ответ) - понимание, подражание, пассивная речь. |
Условия для развития речи детей - уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых; - обучающее и воспитательное воздействие; - собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности. (все ответы правильные) |
Показатели речевого общения ребенка - понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит; - слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы; речь приобретает форму диалога; (правильный ответ) - по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, выполняет простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира. |
Словарный запас ребенка - 100 слов; - 300 слов; - 1200-1500 слов. (правильный ответ) |
Особенности словарного запаса - использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще не велик) - отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов; (правильный ответ) - использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи. |
Особенности звукопроизношения - правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных(л, р); может заменять (ш) на (с), (ж) на (з), (ч) на (т); (правильный ответ) - правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твердых (л) и (р); - речь нечеткая, многие звуки не произносит совсем. |
- Практическая часть.
Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.
Сейчас мы с вами попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют ее формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики» черный цвет будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под тот зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор.
Неблагоприятные факторы
Нежелание родителей общаться с ребенком (мало времени, перекладывание общения на бабушек, дедушек и т.д.) |
Замена общения просмотром телепередач |
Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка |
Дефекты строения артикуляционного аппарата ребенка |
Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье |
Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу |
Благоприятные факторы
Эмоционально-положительное общение с ребенком |
Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка |
При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам |
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков |
Правильная речь взрослых без имитации речи ребенка |
Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов, потешек |
Ученые считают: чем активнее и точнее движение пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Я предлагаю вам объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. А сейчас мы с вами поиграем.
«Рисуем стихи».
Каждая пара получает понос с песком. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает стихи, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Пластилиновая сказка».
Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребенок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый рассказывает сказку, стимулируя действия ребенка.
«Забавные прищепки».
Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребенку подумать, на что похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ. Во время работы ребенок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.
«Пуговичный теремок».
Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребенку выложить домик и голову персонажей. При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются местами.
«Театрализованные игры».
Каждой паре предлагают использовать разные виды театра и дают задание проиграть определенный сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребенок. В ходе игры взрослый задает вопросы по содержанию сказки.
Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»
Я предлагаю вам перевоплотиться в детей и повторять за мной все слова и движения.
Жили-были дед и баба
(Указательный палец правой руки у правой щеки, затем тоже левой рукой).
На поляне у реки.
(Козырьком прикладывают руку и смотрят вдаль).
И любили очень, очень
(Гладят живот).
На сметане колобки.
(Пальцем рисуют в воздухе круг)
Хоть у бабки мало силы
Бабка тесто замесила.
(Кулаками «месят» тесто).
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
(В ладонях перекатывают колобок).
Вышел ровный,
(Горизонтальный взмах одной рукой)
Вышел гладкий,
(Горизонтальный взмах другой рукой)
Не соленый и не сладкий,
(Грозят указательным пальцем)
Очень круглый,
(Пальцем рисуют в воздухе круг).
Очень вкусный.
(Гладят живот).
Даже есть его нам грустно!
(Хлопок в ладоши).
Мы рекомендуем вам проводить с детьми такие двигательно-речевые тренинги, используя знакомые им стихи, сказки и, сопровождая текст активными движениями рук.
- Заключительная часть.
Подводится итог. Что вам запомнилось, что понравилось, можно ли использовать данный материал в домашних условиях.
А я вам предлагаю памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендую обратить внимание на выставку детских книг, игр для детей вашего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-391184-1574270672.jpg)
Конспект родительского собрания в I младшей группе. Тема: «Вместо кисти – ладошка».
Родительское собрание+ совместное занятие по художественно-эстетическому развитию в I младшей группе "Нетрадиционные виды рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-456774-1407663961.jpg)
Родительский клуб" Мир на ладошке".Экологическая встреча с родителями: " В гости к солнышку"
НОД для детей первой младшей группыХарактеристика занятия: комплексное, сюжетно – игровое;Линии развития по базовой программе: « познавательная», «художественно – эстетическая», «социально – ценностна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-456774-1407663961.jpg)
Родительский клуб" Мир на ладошке".Встреча №1" В гостях у ёжика"
Совместная непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-296928-1622798498.jpg)
Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"
Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822813-1475171261.jpg)
Детско- родительский проект " Пашкины ладошки"
Организация педагогом работы привлечение в образовательный процесс родителей посредством проектной деятельности...
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...