Родительское собрание "Слово на ладошке"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Чугина Елена Александровна

Развиваем мелкую маторику, развиваем реч детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr._slovo_na_ladoshke.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели речи детей этого возраста

- развитие голосовых реакций, подражания;

-понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений;

- понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи детей

- уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;

- обучающее и воспитательное воздействие;

- собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности.

Показатели речевого общения ребенка

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

- слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы; речь приобретает форму диалога;

- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, выполняет простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Словарный запас ребенка

- 100 слов;

- 300 слов;

- 1200-1500 слов.

Особенности словарного запаса

- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще не велик)

- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов;

- использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

Особенности звукопроизношения

- правильно произносит звуки, кроме  свистящих, шипящих и сонорных(л, р); может заменять (ш) на (с), (ж) на (з), (ч) на (т);

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твердых (л) и (р);

- речь нечеткая, многие звуки не произносит совсем.

Неблагоприятные факторы

Благоприятные факторы

Нежелание родителей общаться с ребенком (мало времени, перекладывание общения на бабушек, дедушек и т.д.)

Замена общения просмотром телепередач

Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка

Дефекты строения артикуляционного аппарата ребенка

Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье

Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу

Эмоционально-положительное общение с ребенком

Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка

При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам

Общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков

Правильная речь взрослых без имитации речи ребенка

Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов, потешек

Памятка

«Заучиваем стихи с малышами»

- Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

- Сначала прочитайте два-три стихотворения.

- Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

- Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

- Повторите все движения вместе с ребенком.

- Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.  

Памятка

«Заучиваем стихи с малышами»

- Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

- Сначала прочитайте два-три стихотворения.

- Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

- Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

- Повторите все движения вместе с ребенком.

- Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно-два движения. Главное чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему

картинки. Тогда и текст легче запоминается.  

Семинар – практикум.

Тема. «Слово на ладошке».

Цель. Обучать родителей способам взаимодействия с ребенком для активизации его речи.

Задачи. 1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни.

  1. Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.

Участники: категория родителей

детей младшего дошкольного возраста.

Разработала: Чугина Е. А.

Учитель-логопед

МАУДО «Детский сад №6»

Ялуторовск, 2011г.

  1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем – развитие речи детей четвертого года жизни.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

 Речевое развитие осуществляется при активном познании ребенком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т. п.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Значит очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно; пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застежками, игры с мозаикой и др.

Играйте с ребенком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые (правильное произношение звуков), театрализованные с использованием кукол и др.

Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребенок должен слышать четкую, правильную неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

2. Теоретическая часть.

Я предлагаю вам, родители поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого вам нужно объединиться в две группы. Каждая группа получит задание: из трех вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей вашего возраста нужно выбрать один правильный и прокомментировать его.

  

Показатели речи детей этого возраста

- развитие голосовых реакций, подражания;

-понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений; (правильный ответ)

- понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи детей

- уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;

- обучающее и воспитательное воздействие;

- собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности.

(все ответы правильные)

Показатели речевого общения ребенка

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

- слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы; речь приобретает форму диалога; (правильный ответ)

- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, выполняет простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Словарный запас ребенка

- 100 слов;

- 300 слов;

- 1200-1500 слов. (правильный ответ)

Особенности словарного запаса

- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще не велик)

- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов; (правильный ответ)

- использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

Особенности звукопроизношения

- правильно произносит звуки, кроме  свистящих, шипящих и сонорных(л, р); может заменять (ш) на (с), (ж) на (з), (ч) на (т);  (правильный ответ) 

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твердых (л) и (р);

- речь нечеткая, многие звуки не произносит совсем.

  1.  Практическая часть.

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

Сейчас мы с вами попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют ее формированию.  В этом нам поможет игра «Цветные зонтики» черный цвет будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под тот зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор.

Неблагоприятные факторы

Нежелание родителей общаться с ребенком (мало времени, перекладывание общения на бабушек, дедушек и т.д.)

Замена общения просмотром телепередач

Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка

Дефекты строения артикуляционного аппарата ребенка

Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье

Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу

Благоприятные факторы

Эмоционально-положительное общение с ребенком

Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка

При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам

Общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков

Правильная речь взрослых без имитации речи ребенка

Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов, потешек

Ученые считают: чем активнее и точнее движение пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Я предлагаю вам объединиться  в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. А сейчас мы с вами поиграем.

«Рисуем стихи».

Каждая пара получает понос с песком. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает стихи, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Пластилиновая сказка».

Каждая пара должна слепить сказку «Колобок»: ребенок лепит колобка, домик, деревья, деда и бабу. В процессе лепки взрослый рассказывает сказку, стимулируя действия ребенка.

«Забавные прищепки».

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок. Взрослый предлагает ребенку подумать, на что похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ. Во время работы ребенок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.

«Пуговичный теремок».

Каждая пара получает набор разноцветных пуговиц разного размера и формы. Взрослый предлагает ребенку выложить домик и голову персонажей. При этом взрослый рассказывает сказку. Затем родители меняются местами.

«Театрализованные игры».

Каждой паре предлагают использовать разные виды театра и дают задание проиграть определенный сказочный эпизод. Игру начинает взрослый, а продолжает ребенок. В ходе игры взрослый задает вопросы по содержанию сказки.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Я предлагаю вам перевоплотиться в детей и повторять за мной все слова и движения.

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки, затем тоже левой рукой).

На поляне у реки.

(Козырьком прикладывают руку и смотрят вдаль).

И любили очень, очень

(Гладят живот).

На сметане колобки.

(Пальцем рисуют в воздухе круг)

Хоть у бабки мало силы

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто).

Ну, а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях перекатывают колобок).

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой)

Не соленый и не сладкий,

(Грозят указательным пальцем)

Очень круглый,

(Пальцем рисуют в воздухе круг).

Очень вкусный.

(Гладят живот).

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши).

Мы рекомендуем вам проводить с детьми такие двигательно-речевые тренинги, используя знакомые им стихи, сказки и, сопровождая текст активными движениями рук.

  1. Заключительная часть.

Подводится итог. Что вам запомнилось, что понравилось, можно ли использовать данный материал в домашних условиях.

А я вам предлагаю памятки «Заучиваем стихи с малышами» и рекомендую обратить внимание на выставку детских книг, игр для детей вашего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в I младшей группе. Тема: «Вместо кисти – ладошка».

Родительское собрание+ совместное занятие по художественно-эстетическому развитию в I младшей группе "Нетрадиционные виды рисования"...

Родительский клуб" Мир на ладошке".Экологическая встреча с родителями: " В гости к солнышку"

НОД для детей первой младшей группыХарактеристика занятия: комплексное, сюжетно – игровое;Линии развития по базовой программе: « познавательная», «художественно – эстетическая», «социально – ценностна...

Родительский клуб" Мир на ладошке".Встреча №1" В гостях у ёжика"

Совместная непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями. ...

Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"

Конспект родительского собрания "Слово на ладошке"...

Детско- родительский проект " Пашкины ладошки"

Организация педагогом  работы привлечение в образовательный процесс родителей посредством проектной деятельности...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...