Левша
статья на тему

Елена Борзова

Как оказать помощь левше

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕВША: переучивать или нет?

Рассказывая о леворукости и проблемах леворуких детей  нельзя обойти очень важный аспект этой проблемы – переучивание. Чаще всего дилемма «переучивать или нет» возникает в начале школьной деятельности, но иногда целенаправленная борьба с леворукостью начинается задолго до школы. Оправдывая переучивание, многие родители объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом» в праворуком  мире. Безусловно, идеальной была бы ситуация, позволяющая каждому человеку, право- и леворукому так организовать свою жизнь, свою работу, чтобы использовать свою природную склонность.

Согласно данным отечественных медиков и психологов, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников, т.е. насильственное переучивание – сильнейший стрессовый фактор.

К сожалению, часто взрослые не видят ничего особенного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в резких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах. Детям порой трудно понять свое состояние, трудно объяснить взрослым, что они чувствуют (да и всегда ли взрослые готовы их выслушать?). Мы хотим рассказать вам о проявлениях неврозов не для запугивания, а для того, чтобы вы научились видеть беду ребенка. Важно подчеркнуть и следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет, - все это тесно связано с состоянием его нервно-психического здоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкнутость, конфликтность, агрессивность и т.п.) А значит надо сделать все, чтобы сгладить их, смягчить. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия.

Безусловно, поставить диагноз (невроз), назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах коррекции может только врач. Однако увидеть первые симптомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразничает, не вредничает, правильно оценить состояние ребенка  могут и сами родители, а психологи готовы поддержать и адаптировать такого ребенка и его родителей

Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов?

Переучивание ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные механизмы координации и управления движениями. То есть мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости.

Особенно остро воспринимаются неудачи, когда ребенок старается и очень ждет поддержки, а в ответ – нетерпение, недовольство.

Доказано, что адаптация к школе у леворуких и переученных детей проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать очень сильным невротизирующим фактором.

Среди леворуких детей достаточно часто распространены «школьные страхи». Это страхи перед неудачами в школе, порицаниями со стороны учителей и родителей. Причина подобных страхов в воспитании этих самых страхов: «будешь не как все», «над тобой будут смеяться», «ты не сможешь писать красиво», «тебя не возьмут в хорошую школу».

Иногда родители непроизвольно внушают ребенку страх перед школой, так как сами пасуют перед трудностями, драматизируют их, что является дополнительным (а иногда и основным) источником беспокойства. Постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, отсутствие конструктивизма, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние ребенка, усиливают тревожность.  Так не долго и до невротического  энуреза, заикания и т.п. нарушений.

Если такие случаи все таки  возникли рекомендуется ограничить речевое общение, некоторое время не водить ребенка в школу, сменить обстановку. Безусловно, следует разобраться, что вызвало психотравму и попытаться сгладить ситуацию. Необходимо по часам расписать режим дня, неукоснительно соблюдать последовательность действий и дел. Такие ритуальные действия снижают нагрузку на нервную систему, успокаивают ребенка. Кроме того, можно помочь ребенку, если говорить с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Можно приучить его во время разговора сживать мягкую игрушку, крутить ее – это будет отвлекающим элементом, который поможет не фиксировать внимание на заикании.

Необходимо предупредить учителя о тактике общения с леворуким ребенком: не стоит первое время вызывать ребенка к доске, задавать ему вопросы, требующие пространных ответов, не следует торопить ребенка.

Поддержка и терпение – вот что требуется от родителей и учителей.

Однако в реальной жизни левшам в праворуком мире живется совсем не сладко. Бытовая техника, приборы, станки, пульты управления рассчитаны в основном на праворуких людей, а значит, неизбежны ограничения в выборе профессии. И все-таки хотим подчеркнуть важность  использования того, что  биологически заложено природой в ребенке. Для этого придется потрудиться родителям: почитать специальную литературу по обучению леворуких детей  к письму, об адаптации ребенка к школе, об особенностях строения мозга своего ребенка («Леворукий ребенок в школе и дома» М.М. Безруких изд. Екатеринбург У-Фактория 2003г., «Если ваш ребенок – левша» И.Макарьев изд. С.-Петерберг-Москва Лань 2003г.), для леворуких создан сайт в интернете, а в интернетмагазине  можно купить письменные принадлежности, товары для кухни, ножницы, инструменты и садовый инвентарь для леворуких                       ( www.lefthandshop.ru).

Психолог детского сада № 99  Е.В.Борзова



Предварительный просмотр:

Детское горе

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Ведь иногда они даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более неясно, чем можно ему помочь. Бывает и так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих, или как минимум, приводит в недоумение. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность.

В разные возрастные периоды детское горе имеет свою специфику, но  существуют и общие проявления  для разных возрастов.

1. Возраст до двух лет. Смерть близкого не может быть понята. Однако ребенок заметит отсутствие родителя и эмоциональные перемены в тех, кто о нем заботится. Даже маленький ребенок может стать раздражительным, более крикливым, возможны расстройства кишечника и акта мочеиспускания.

2. От двух до трех лет. В этом возрасте дети знаю, что если люди отсутствуют в поле зрения, то их можно позвать или найти. Поиски умершего родителя – типичное выражение горя в этой возрастной группе.. Эти дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна. Им необходимы внимание и любовь.

3. От трех до пяти лет. Понимание смерти еще ограничено. Детям этой возрастной группы нужно знать, что смерть не является сном. Им нужно мягко объяснить, что папа (мама) умер и никогда не вернется. Ребенок может вдруг начать бояться темноты, испытывать периоды печали, гнева, тревоги, плача. Полезно вспомнить с детьми некоторые позитивные или особенные вещи, которые родитель делал с ними, такие как совместные игры, праздники. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе.

4.От шести до восьми лет.  В этом возрасте дети все еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Горюющие дети могут вести себя в классе не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев в адрес учителя. Детей желательно подготовить к вопросам со стороны других людей, посоветовать им говорить просто: «Мой папа (или другой близкий человек) умер». Ребенок должен сам решить, кому он хочет открыться.

5. От девяти до двенадцати лет. Переживание утраты на данном этапе приводит к чувству  беспомощности. Может ухудшиться успеваемость, аппетит, поведение. Дети  этой возрастной группы могут пытаться принять на себя роль матери или отца. Это не должно поощряться, особенно эмоционально. У ребенка должно быть достаточно времени для игры, спорта  досуга. Важно, чтобы у него были друзья его возраста.

6. Подростковый возраст.  Подростки часто поверяют свое горе и ищут помощи вне дома. В крайних случаях они могут испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, становится сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Старшие подростки ясно осознают, как смерть родителя влияет на семью и их собственную жизнь.

В любом возрасте нельзя оставлять ребенка наедине с горем, важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение к негативным сторонам поведения, быть открытым  чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх и отчаяние).

Давайте рассмотрим некоторые конкретные  способы действия при разрешении некоторых вопросов.

Сообщение ребенку трагической вести – несомненно сложная задача, требующая от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы  это сделал близкий ребенку человек. Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «смерть. Фразы типа: «дедушка навсегда уснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов (темноты, сна). Во время разговора посадить ребенка  на колени, обнимите его, приласкайте.

Необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился к постоянном контакте с близкими людьми. Несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться и о ребенке. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения.

Участие в похоронах – одна из важных предпосылок работы горя, оно помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Если ребенок  готов участвовать в похоронах нельзя ему отказывать в этом. И если  он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше спросить ребенка о его желании. Если  ребенок выражает действительное желание участвовать в «проводах», то необходимо доступно и прямо объяснить, что  будет происходить и как. Ребенок должен заранее знать, что на похоронах люди могут плакать и даже кричать и что это нормально. Во время самих похорон с ребенком кто-то из близких родственников должен находится постоянно.

Считается, что уже в возраста  двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим своим способом – поместить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо, цветок.

Умерший человек навсегда уходит из жизни ребенка, но это не значит, что он должен уйти из его памяти. Желательно время от времени вслух вспоминать о покойном, например, о том, что ему нравилось ( «Это было его любимое блюдо», «В эту игру  вы вместе с ним играли»). Можно привлечь ребенка к совместному оформлению памятного фотоальбома, а  в годовщину смерти в той или иной форме вместе почить память умершего.

Горе – это не только страдание и тяжелое испытание, оно может многому научить .Когда случается  потеря, тогда что-то уходит, исчезает из нашего мира, но при этом что-то может и рождаться. Смерть всегда приносит страдание, однако, в этом страдании заложена возможность очищения и преображения, сокрыта возрождающая сила, с помощью которой новые возможности могут стать реальностью.

Психолог

Детского сада № 99     Е.В. Борзова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для стенда "Хорошо ли быть левшой?"

Материал для информационного стенда для родителей....

Особый ребенок - левша

В данной консультации для воспитателей освящены следующие вопросы: чем отличается ребенок-левша от правши, его особенности, стоит ли переучивать и почему и, конечно же, воспитание и обучение левши....

ребенок- левша

Рекомендации родителям по воспитанию леворуких детей...

«Если ребёнок левша…..»

Замечая, что ваш ребенок все чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли ваш ребенок. Ведь, сложилось мнение, что левша имеет постоянные проблемы с изл...

Если ребенок левша

У Вас леворукий ребенок стоит ли его переучивать?...

Родительское собрание "Левша. Как реагировать и что делать"

Выступление на родительском собрании...

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...