Семинар-практикум "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"
методическая разработка по теме

Целью семинара-практикума является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_individualizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Участники: педагоги ДОУ

Время проведения: 2ч.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Оборудование: карточки, карандаши, памятки с информацией по теме.

Образовательные технологии: игровая, ИКТ – технология.

Содержание:

  1. Введение в тему

Цель: создание психологически комфортных условий для работы каждого, сплочение коллектива, активизация мыслительной деятельности.

Приветствие «Комплимент»: педагоги по кругу говорят друг другу комплименты, стараясь подчеркнуть в человеке что-то особенное, найти «изюминку».

Игровое упражнение «Я считаю, что индивидуализация…» (каждый педагог в кругу продолжает фразу).

  1. Основная часть (с показом презентации).

Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» (слайд №1). Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации. Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе:

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности (слайд №2)

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их.

Индивидуализация предполагает:

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…» (слайд №3).

Согласно примерной программе «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой,  с учетом которой разработана  основная общеобразовательная программа дошкольного образования нашего учреждения «необходимо обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей» (слайд №4).

«Программа ориентирована на целостное развитие ребенка, которое понимается автором как единство индивидуальных способностей, личностных качеств, способности освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и детской индивидуальности».

Говоря об индивидуализации образовательного процесса важно знать и понимать составляющие понятия «индивидуальность» и на основе данных знаний уметь планировать и организовывать предметно-пространственную развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (слайд №5).

 Итак, индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Как отмечает  Багадаева О.Ю., ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования педагогического института ФГБОУ ВПО «ИГУ», индивидуальность состоит из 5 граней: пол, темперамент, направленность, латерализация, способ познания мира (слайд №6).

Известно, что ребенок рождается как индивид. Важнейшими индивидными свойствами являются возраст и половая принадлежность. В дошкольном возрасте интенсивно протекает процесс поло-ролевой социализации. Дети разного пола отличаются особенностями восприятия, мышления, проявления эмоций, поэтому воспитывать их, обучать надо по-разному. Рассмотрим основные половые различия (слайды №7-13). Практическое задание:

Деление педагогов на две компании.

Вопросы компаниям:

- Какие потребности мальчиков необходимо учитывать при организации пространства?

- Какие потребности девочек необходимо учитывать при организации пространства?

Следующая грань индивидуальности – направленность (слайд №14). Знаменитый психолог К. Юнг делит людей по типу характера (или по направленности) на 2 группы: экстравертов (обращенных наружу) и интровертов (обращенных внутрь). Каждому типу присущи определенные черты характера, как положительные, так и отрицательные. 

С помощью теста предлагаем вам определить, к какому типу относитесь вы.

Практическое задание: тест  «Экстраверт или интроверт? Как определить?» Выполнение теста.

Объединитесь в компании по типам направленности: экстраверты, интроверты (амбиверты присоединятся к любой компании).

Задание: на листочках предложены характеристики, присущие определенному типу направленности (приложение №3). Выберите характеристики, присущие вашему типу направленности.

Компании поочередно зачитывают характеристики.

Рекомендации в общении с интровертированными и экстравертированными детьми (слайд №15).

Третья грань индивидуальности: латерализация (слайд №16).

Латерализация – процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой половиной головного мозга. Латерализация указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении многих функций одно из полушарий принимает большее участие, чем другое.

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления (латерализации) слайд №16:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе.

Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и "проговаривая" эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.

  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут

эмоции, интуиция и образы. Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы "о главном". Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.

  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое

полушарие, каждое из которых включается в нужный момент.

Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.

  • интегрированное мышление – когда правополушарное и

левополушарное мышление работают одновременно.

Латеральный профиль складывается из предпочтений той или иной

  • руки, ноги (моторные области),
  • глаза (зрительные),
  • уха (слуховые).

Практическое задание: определение латерального способа.

Тесты для определения:

  • Руки в замок
  • Апплодирование
  • Ложка
  • Карандаш
  • Прыжки на одной ножке
  • Ласточка
  • Подзорная труба
  • Закрой солнце.
  • Телефон
  • Послушай часики

Зачем педагогу знать латеральный профиль ребенка?

Определение латерального профиля ребенка позволяет определить для

него оптимальный стиль обучения, предсказать трудности, возможные в процессе обучения.

Рассмотрим особенности обучения «правополушарных» и «левополушарных детей» (слайд №17-18)

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Практические задания:

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Колечки"

Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу (прямая проба) и от мизинца к указательному (обратная проба). Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения, следить за четкостью движений.

Усложненный вариант: одновременно левая рука - выполняет прямую пробу, правая рука - выполняет обратную и наоборот.

Следующая грань индивидуальности: способы познания мира.

Различают три типа людей в зависимости от основного способа познания мира: визуал - зритель, аудиал - слушатель, кинестетик - деятель. Рассмотрим основные характеристики (слайды №19-23)

Практическое задание в парах/тройках (воспитатели одной группы):

  • определите свой способ познания мира;
  • распределите детей группы по способам познания мира;
  • составьте рекомендации по оснащению ППРС для детей в зависимости от способа познания мира.

Обсуждение выполнения задания.

Еще одна важная грань индивидуальности - темперамент.

Какие типы темпераментов вы знаете? (слайд №24)

Деление на четыре компании по типам темперамента.

Задания: каждой компании предлагается обыграть предложенные одинаковые ситуации, при этом ребенок в главной роли – разного типа темперамента.

  • Каждой компании необходимо составить портрет ребенка определенного типа темперамента из предложенных на листочках характеристик. Затем проверяется правильность выполнения задания компаниями.
  • Обыгрывание ситуации: Ребенок построил замечательную постройку из конструктора. К нему подходит сверстник и ломает постройку.

Задание для команд: первой компании - показать, как поведет себя в этой ситуации ребенок «холерик», во второй – ребенок «сангвиник», в третьей – ребенок «флегматик», в четвертой – ребенок «меланхолик». Действия педагога.

  • Какие рекомендации по общению с детьми разного типа темперамента вы можете предложить?

Итак, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Подведение итогов. Рефлексия. 

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Литература:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. [электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [электронный ресурс] // Российская газета. 2012. № 5976.

3. Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8. –С.7-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов

Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре

Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре

Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....