Система педагогической деятельности по приобщению детей к итокам народной культуры народов Поволжья
занимательные факты на тему

Шпрангель Валентина Алексеевна

В современных условиях модернизации  российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя  остро стоит вопрос организации и проведения   экспериментальной деятельности в ДОУ.  Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад с. Красный Яр»  в рамках реализации  целей и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников  выбрал наиболее актуальную  на современном этапе развития общества тему: «Возрождение  национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов Поволжья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  с. Красный Яр»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413163 Саратовская область, Энгельсский район, с. Красный Яр, ул. Овсянникова, д.31

тел. 8(8453) 77- 67- 96  E-mail: detcad00@mail.ru

_____________________________________________________________________________

Заведующий: Микляева Олеся Олеговна

Старший воспитатель: Шпрангель Валентина Алексеевна

Воспитатели, узкие специалисты ДОУ

Энгельс 2016 –

В современных условиях модернизации  российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя  остро стоит вопрос организации и проведения   экспериментальной деятельности в ДОУ.  Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад с. Красный Яр»  в рамках реализации  целей и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников  выбрал наиболее актуальную  на современном этапе развития общества тему: «Возрождение  национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим  народностям -  одна из важнейших задач работы педагогов ДОУ. В нашем регионе живут русские, украинцы, немцы, татары, чуваши, мордва,  и т. д.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном  и   патриотическом воспитании детей.  

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Без внедрения новых идей и технологий в работе нашего   учреждения  невозможно. Вот уже несколько лет педагогический коллектив детского сада начиная с 2012года  работает в режиме развития. Одним из направлений нашей работы является «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья» как части патриотического воспитания.

Наш детский сад посещают и русские, и татары, немцы, мордва, и чувашские детишки, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия Саратовского Поволжья. Знакомим детей с русской, украинской, немецкой, татарской, мордовской и чувашской национальными культурами.

 Работа в этом направлении проводится  по этапам. Начали с создания творческой группы, в состав которой вошли Солодовникова Г.М. – муз. руководитель 1 категории, Антонова М.В. – воспитатель 1 категории, Тюмкина Е.В. - инструктор по физ. воспитанию, руководителем – организатором которой является старший воспитатель 1 категории Шпрангель В.А.

Цель проектируемого процесса:

  • Воспитывать  у детей любовь к малой Родине.
  • Расширить знания о традициях народов Поволжья.
  • Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.
  • Возрождение самобытной культуры народов Поволжья, формирование духовно – богатой личности, развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, определение его уровня.

Задачи проектируемого процесса:

  • Организация  планомерной работы коллектива дошкольного учреждения по приобщению воспитанников к культуре и традициям народов Поволжья.
  • Обогатить и расширить представления детей об истории, традициях, обычаях народов Среднего Поволжья.
  • Вызвать у детей интерес к познанию культуры других национальностей.
  • Формировать у детей умения реализовывать представления и знания о традициях, обычаях в разных видах деятельности.
  • Вызвать у родителей интерес к проблеме приобщения детей к культуре народов Среднего Поволжья.
  • Привлекать родителей к процессу проведения совместного досуга
  • Формирование  представлений о народной культуре через  традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.

Актуальность проектируемого процесса: ознакомления детей дошкольного возраста с обычаями и традициями народов Среднего Поволжья  обусловлена:

  1. Недостаточно сформированными представлениями детей о традициях, обычаях своего народа и народов Среднего Поволжья (русские, украинцы, немцы, татары, чуваши, мордва).
  2. Незнанием традиций и обычаев народов разных национальностей, что мешает воспитывать в детях толерантное отношение к другим народам, а это одна из важных задач работы педагогов.
  3. Утратой подрастающим поколением привязанностей к традициям и обычаям не только своего народа, но и национальностям Поволжья.
  4. Необходимостью реализации задач образовательной области «Социализация» - формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками независимо от национальности.

        Системообразующим фактором проектируемого процесса мы определили досуговую деятельность, так как она является интегрированной, способствует развитию познавательных интересов к традициям народов Поволжья в привлекательной для детей деятельности.

Проблема:  Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы  детского сада. В нашей  области, да и в нашем  селе  живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, украинцы, чуваши, немцы, мордва и т.д. Детский сад  – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры.

 Конечно, мы столкнулись с множеством проблем. Решая задачу по ознакомлению с родным краем, обратились за помощью  в сельскую библиотеку Красного Яра.

В методическом кабинете мы собираем и систематизируем  материал для работы с детьми, многое сделали своими руками.

Первый этап работы – организация развивающей среды. Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные. В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба» (Приложение 1). Воспитанникам очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В музее собраны предметы русского быта: чугунок, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в мини – музее «Русская изба». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.). Система НОД в мини – музее «Русская изба» включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. В ходе реализации данной деятельности педагоги заметили, что многие дети проявляют к русской культуре настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых мероприятий.

В групповых комнатах созданы фольклорные уголки, организована постоянно действующая выставка детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания (Приложение 4).

В музыкальном зале и группах имеются музыкальные народные инструменты, игрушки, художественные образцы народного творчества, народные костюмы;  приобретены при помощи родителей.

Второй этап – организация образовательного процесса. В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народов Поволжья, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре народов Поволжья. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам народной культуры, по народным подвижным играм. Подвижные народные игры помогают детям черпать силу из нашего прошлого, из нашей национальной культуры.

Дидактические игры помогают педагогам обогатить и закрепить  знания детей о народах,  проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности,  обогатить речевой запас, показать красоту родного языка.

Педагоги разрабатывают тематическое планирование занятий и их содержание, которое помогает систематизировать материал. Разрабатывают конспекты занятий  с использованием практического материала. Отдельные занятия были приурочены к конкретным событиям и праздникам народов Саратовского края («Синичкин день»).

 Составили и оформили картотеку бесед.

В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводят праздники, родительские посиделки, готовят выставки. В празднике «Осенняя ярмарка», для детей старшего дошкольного возраста ежегодно принимают участие не только дети, но и взрослые. Родители  организуют выставку-распродажу поделок, кулинарных изделий народов Поволжья, проводят аукцион лучших работ, изготовленных руками родителей и детей.

Ежегодно отмечаем в ДОУ древний праздник «Масленица» (Приложение 2). Ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи». Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

В своей работе педагоги опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Проводим групповые родительские собрания на которых рассказываем о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  • привлечения родителей к проведению занятий
  • участия родителей в выставках семейного творчества;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
  • участия родителей в прогулках и экскурсиях;
  • совместного с детьми участия в развлечениях, пошив  народных костюмов;
  • изготовления пособий, поделок, дидактических игр .

Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса, и у них появляется интерес к данной проблеме.

       Педагоги в своей работе преследуют главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение; воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина,  любящего свой народ, свою Родину.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья  является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

         Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Данные мониторинга  показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в народные подвижные игры, используя считалки.

 3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в  народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории  народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибут народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, вся работа нашего детского сада направлена  на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область.

Созданная  система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. В благодарность за всё дети стали самостоятельными в музыкальной деятельности, способными выдвигать свои идеи, находить своё место в творчестве. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры, деятельность во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение бытия и творчества.

Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям, поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое. Очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества взрослых и детей.

Для проведения работы по приобщению детей к истокам народной культуры народов Поволжья  в детском саду разработано и утверждено следующее научно – методическое обеспечение воспитательно – образовательного процесса:                                                                                                                                                   1. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Мозайка - синтез, 2011 г.

2. Дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой ,Санкт – Петербург, Акцидент, 1997г.

4.Методические рекомендации   « Народные праздники в детском саду», под ред. М. Б. Зацепиной, Т. В. Антоновой, М., Мозаика –Синтез,2005г.

5. «Фольклор - музыка- театр» под ред. С.И. Мерзляковой, М.,Владос,1999г.

6. Учебно – тематическое планирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» по всем возрастным группам.

В ходе деятельности  по возрождению национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам  нами  были получены следующие промежуточные результаты: 

1. Принятие и утверждение  плана работы мини – музея «Русская изба» - 2015 – 2016 уч. год. (Приложение 7)

 2. Участие в конкурсе театральных и фольклорных коллективов «Природа. Культура. Экология» XI Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2013» - Диплом. (Приложение 3)

3. Представление опыта работы по приобщению детей к  родным истокам на РМО г. Энгельс  - октябрь 2013 года.

  4. Изучение и обобщение опыта работы воспитателя Кузнецовой Е.Е. по теме:  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - 2014г.

5. Консультация руководителя творческой группы Шпрангель В.А. на тему: «Использование русского фольклора в воспитании детей дошкольного возраста» - апрель 2014 года.

    6. Родительское собрание на тему: « Формирование духовно – нравственного здоровья детей как неотъемлемая часть нравственно – эстетического воспитания  дошкольников» - сентябрь 2015 года.

 7. Педсовет на тему: «Нравственно – эстетическое воспитание через приобщение детей к истокам  народной культуры» - февраль 2015 год.  

8. Смотр – конкурс «Лучший центр народного творчества среди групп ДОУ» - Пр.  № 28 от 03.03.2015г. (Приложение 4).

9. Педагогический проект «Неделя по приобщению детей к истокам народной культуры «Чудо – чудное, диво – дивное» Пр. № 29 от 03.03.2015г. (Приложение 5)

10. Неделя педагогического мастерства в ДОУ  Пр. № 118 от 05.11.2015г. (Приложение 6).

Систематическая, комплексная работа по возрождению  национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам позволил  выявить  следующую результативность экспериментальной деятельности:

- в детском саду созданы условия, обеспечивающие обогащенное  физическое, духовно – нравственное, патриотическое, социально – эмоциональное развитие детей на основе приобщения детей к истокам  народной культуры;

 - создана этническая развивающая среда;

- повысилась мотивация  к изучению культурного наследия  народа Поволжья  у педагогов, воспитанников и их родителей;

- разработаны и адаптированы к  условиям учебно – воспитательного процесса конспекты НОД;

- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений  и навыков воспитанников;

- введено в традиции ДОУ проведение народные праздников, обрядов, театрализованных представлений;

- проведено обобщение  и распространение опыта работы по различным направлениям творческой экспериментальной деятельности на уровне ДОУ;

- оформлены альбомы: «Знания истории костюма, головного убора», «Наш Красный Яр», « Национальные куклы», « Наш дом – Россия», « Музей «Русская – изба»», « Москва – столица  нашей Родины» и мн. др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья

Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Презентация "Приобщение детей к истокам народной культуры через проектную деятельность"

Создание руками детей самодельной скатерти путем связывания лоскутков....

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС

Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»...