Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
материал на тему
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны
«Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_gb.docx | 32.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя
МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»
Кадейкиной Галии Харисовны
«Приобщение детей к истокам народной культуры,
средствами музыкального и устного фольклора»
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России.
Время, в котором мы живём очень сложное, неспокойное. Это время новых взглядов, новых открытий, переосмысления, переоценки отношения к собственной жизни и окружающему тебя миру. Не обошли изменения и сферу дошкольного образования. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. В свете событий последних лет много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру народов, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача, т.к. повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Актуальность выбранной темы обосновывается возрождением интереса к народному творчеству; необходимостью переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов; острой постановкой вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации; многонациональностью социума (воспитание толерантности).
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Необходимо зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Центральной идеей опыта является формирование интереса к музыкальному фольклору, обычаям и обрядам народов, населяющих республику Мордовия. Воспитание любви к своей Родине, чувства доброты и благородства.
Музыкальный фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания своих корней – любви и привязанности к маме, к родному дому, родному краю. В любом, даже в самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или народная игра – видна эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, входя в жизнь детей, несут в себе эстетические знания, культурные традиции – все это, несомненно, воспитывает вкус.
Важнейшим условием плодотворной работы по приобщению детей к истокам народной культуры является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
Целью работы по приобщению детей к национальному искусству, я вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества, посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. Простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
3. Теоретическая база опыта
В своей работе я использую следующую литературу по данной теме:
1.«Музыкальные шедевры» Авторская программа для дошкольников и младших щкольников /О.П.Радынова/ М.: «Издательство Гном и Д», 2000 (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ)
2.Приобщение детей к истокам русской народной культуре О. Л. Князева./ Метод пособие. СПб, 2004.
3.Народные праздники в детском саду М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова/ Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей под ред. Т.С.Комаровой. – М.; Мозаика-Синтез.
4.Подвижные народные игры с песнями в детском саду/ сост. Н.Н.Доломанова «Творческий центр» -М.; 2002.
5.Мы в Мордовии живем. Региональный модуль программы дошкольного образования./ - Саранск : Мордовское книжное изд-во, 2011.
6.Журналы: Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Национальная культура — это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоций человека, представлений о красоте, истине, добре и зле.
Увидев, что дети эмоционально, заинтересованно исполняют народные песни, заклички, активно участвуют в народных праздниках, с удовольствием разучивают и играют в народные игры, с большим удовольствием овладевают игрой на народных инструментах, я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к истокам народной культуры.
Для этого перед собой поставила следующие задачи:
1. Формировать у детей целостное восприятие народной культуры.
2. Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами музыкального и устного фольклора.
3. Воспитывать у детей лучшие качества, присущие русскому, мордовскому, татарскому народам: доброту, трудолюбие, любовь к Родине, родному краю, отношение ко взрослым.
4. Развивать музыкальный слух, голос путём ознакомления детей с музыкальным фольклором.
5. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети - воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного социально личностного развития дошкольников.
Для решения этих задач я определила направление деятельности:
1. Применить в работе все формы музыкального фольклора.
2. Внедрить в работу, созданные мною методические разработки для проведения занятий, основанные на фольклорном материале.
3. Создать базу атрибутики, костюмов, сделать подборку народных пословиц, поговорок, наглядного материала. Приобрести народные инструменты.
4. Отследить уровень музыкального развития детей.
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер.
Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые, разнообразные творческие проявления.
Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивает голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.
Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка системы знаний о традициях русского, мордовского, татарского народов (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках, и других произведениях исконного народного творчества
В своей работе я применяю активные педагогические методы, которые стимулируют интерес моих воспитанников к народному творчеству:
- слушание, разучивание и исполнение произведений русского, мордовского, татарского фольклора;
- чтение и слушание книг и сказок о музыке, просмотр видеоматериала, как путь накопления знаний о народном творчестве;
- пение различных упражнений, песенок-попевок, скороговорок, прибауток, что способствует созданию активной творческой атмосферы на уроке;
- разучивание ритмических движений, что является прекрасным дополнением к созданию яркого народного образа изучаемого произведения, способствует его углубленному, эмоциональному восприятию;
- проведение забытых детских игр - игровые и театрализованные моменты, как эмоционально – увлекательный приём. Знакомство с разными видами жеребьёвки, считалками, разучивание игр, изготовление простейшего реквизита к игровым программам;
- проведение мероприятий, приуроченных к народным календарным праздникам.
Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией народа. Основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с фольклором являются слушание-восприятие и игры (музыкальные и словесные). Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Песенный материал подбираю несложный по мелодическому и ритмическому строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик).
Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку – одни из первых музыкально-ритмических движений ребёнка, постепенно переходят в обучение его пляске. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т. д., а также хороводный и дробный шаг.
Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребёнка – как путь включенности в общее дело. Свистульки, погремушки, ложки, колокольчики для них – средство ритмического воспитания
Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.
В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.
Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.
Для старшей и подготовительной групп разработала тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале.
Тематику их определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр. Кроме того на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки. Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о национальном фольклоре.
Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия. Иногда занятия проходят в форме спектакля, занимательной игры.
Подготовка к таким занятиям требует тщательного планирования, продуманного построения, большой оснащённости (атрибуты, игрушки, музыкальные инструменты, куклы кукольного театра)
Готовясь к народным праздникам, я уделяю внимание не только подбору информации, но и продумываю, в какой форме, с какой «изюминкой» она будет преподнесена детям. Дети очень любят, когда к нам на занятия приходят герои сказок, фольклорные персонажи.
При подготовке к исполнению народных песен, частушек, мы знакомимся с национальными народными костюмами, с их элементами и особенностями. Рассматриваем детали народного костюма: сарафан, рубаху, пояса, головные уборы, украшения; учимся носить костюм, завязывать платок.
Одна из важных целей в моей работе – познакомить детей с обрядами народов, населяющих нашу республику, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как части музыкального фольклорного наследия. Например, при проведении праздника «Ждём весну, готовимся к Масленице», рассказываю детям о Масленице, разучиваю заклички, беседую о традиции выпекать блины, читали русскую народную сказку «Как весна зиму поборола», провожу игры «Катание на тройках», «Блинчики румяные»
5. Анализ результативности.
Положительным итогом проводимой работы по приобщению детей к истокам народной культуры явились следующие результаты:
- Сформировался интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и обрядам народов, населяющих республику Мордовия.
- Систематизировались знания детей о музыкальном фольклоре, разных народов.
- Дети познакомились с народными инструментами и обучились навыкам элементарного музицирования на них.
- Расширилось представление детей о родном крае;
- Развилось чувство уважения, любви к своей Родине, республике, родному городу, чувства толерантности, доброты и благородства.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, потому что выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков.
Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
- участия родителей в прогулках и экскурсиях;
- совместного с детьми участия в развлечения;
- участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в рисунках;
- изготовления пособий, поделок, дидактических игр.
Благодаря этому родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.
Также в своей работе я иногда сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Я вела поиск новых приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах. Это стимулирует детей к активным выражением чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках и др. инструментах. Я предложила детям самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Эта работа помогла мне активизировать творческие способности детей.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт работы может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями, старшими воспитателями, руководителями ДОУ, методистами и инспекторами Управления Образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны
Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Ибрагимовой Гюз...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».
Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....
Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы "Скоро в школу" (Составитель - Смилгаин Л.И., музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №110 комбинированного вида)
Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы "Скоро в школу" предлагается для реализации в детских дошкольных учреждениях. Составитель - Смилгаин Лариса Ивановна, музыкаль...
"Приобщение дошкольников к истокам народной культуры средствами музыкального фольклора".
Актуальность темы:Значение различных форм народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Анисьиной Татьяны Серафимовны по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный ме
использования экспериментирования имеет большое значение, поскольку оно дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, а также его взаимосвязи с окружающим миром.Новизной д...