Права ребенка.
план-конспект занятия на тему

Лобода Юлия Геннадиевна

Данное занятие  проводится как итоговое  в цикле занятий по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников. 

Целью занятия является формирование правовой культуры и нравственных представлений у дошкольников.

В занятии отражены основные права ребенка, кроме этого затронут вопрос и обязанностей, которые существуют у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebenka.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Семицветик»

Ст. воспитатель

Лобода Ю.Г.

п. Матвеев Курган

2015г.

Цель: формирование правовой культуры и нравственных представлений у дошкольников.

Задачи:

Обучающие: 

упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

     Развивающие: 

      развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

      коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

     Воспитывающие: 

     воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы: шляпа, конверты, загадки о правах ребенка, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

I. Организационный момент.  (Дети заходят, здороваются с гостями).

Слайд 1

- Ребята, к нам в детский сад пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах, о которых нас спрашивают люди в своих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны?  Начнём.

II. Основная часть.

1конверт.

Слайд 2

- Откроем конверт. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на картинке? Попробуйте отгадать загадку:

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка.
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

- Что означает, иметь право на имя?

- Как следует обращаться друг к другу?

- Как следует обращаться к взрослому?

- А давайте познакомимся с друг другом, расскажем какие у нас разные имена.

Игра «Шляпа знакомств».

- Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

- Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

- А какой документ подтверждает это?

- Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

2 конверт.

Слайд 3

- А следующий конверт откроет… (предложить открыть кому-нибудь из детей).

- Ребята, подумайте, какое право изображено на этой картинке? А вот и подсказка к картинке:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре "семь " добавлю "я " -

Что получится?  (Семья)

- Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

- Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

- Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

- Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой).

- Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика?  А девочку?

- Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

- А как можно назвать маму и папу одним словом?

- Кем приходится Маша своим родителям?

-У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?

- У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

- Кто Миша дедушке?

- Кто Маша бабушке?

- Как назвать группу людей, живущих вместе?

- Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

3 конверт.

Слайд 4

- А теперь откроем следующий конверт.  И здесь у нас загадка, послушайте.

Сказка учит нас, друзья,

Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё).

Игра «Собери разрезные картинки».

- Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

- Назовите, какие сказки у вас получились. («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Рукавичка»).

Слайд 5

- Какое право нарушено во всех этих сказках?

- Молодцы.

4 конверт.

Слайд 6

- А мы продолжаем нашу консультацию.   …. Открой следующий конверт.  Здесь много разных картинок. Кто поможет мне раздать их?

- Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

- Как назвать эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

- Верно, школьные принадлежности.

- Как вы думаете, зачем они нам нужны?

- О каком праве они нам говорят? (Право на образование). 

- Кто обучает вас здесь в детском саду?

- А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».  

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи…………………век учись.
  2. Учиться всегда ………….пригодиться.
  3. Ученье – свет……………, а не ученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье………….легко в бою.

Физминутка (видеоролик).

Слайд 7

- Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5 конверт.

Слайд 8

- Откроем еще одно письмо. Здесь есть картинка, о чем она? (О врачах).

- О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

- Предлагаю вам ребята, посмотреть отрывок из мультфильма про одного очень непослушного мальчика.

Слайд 9

- Как вы думаете, почему Нехочуха стал таким толстым?

 - Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

- Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

- А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь.

Элемент ролевой игры «Вызов скорой помощи».

- Для сценки нам нужно трое ребят. (Ведущий вызывает желающих).

- Кто из вас будет нуждаться в скорой помощи?

- Кто будет вызывать скорую помощь?

- А как нужно поступить, если болен не ты, а кто-то из твоих близких?

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщают что случилось, называем чётко адрес.)

- Молодцы. (Можно вызвать ещё ребят).

6 конверт.

Слайд 10

- Сейчас я открою еще одно письмо. А здесь еще одна загадка:

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых).

- Как можно отдохнуть детям?  (играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).

- Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что умеем мы – не скажем».

(Дети совместно с воспитателями загадывают движения, затем к ним подходит ведущий и пытается отгадать)

- Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

- А что вы умеете делать?

- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем! (Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.).

7 конверт.

Слайд 11

- Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

- Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

- Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

- Посмотрите, как засияло солнышко! Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

- А сейчас хотите посмотреть, что случилось с мальчиком из мультфильма дальше?

Слайд 12

III. Итог.

- Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

- Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Слайд 13

Сюрпризный момент (Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо).

- Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада. Откроем его.

(Ведущий открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...