"Край родной - навек любимый" Нравственное воспитание ребёнка на основе историко-краеведческих знаний и речерукотворной деятельности.
методическая разработка ( группа) на тему
Воспитание - это прежде всего
постоянное духовное общение
взрослого и ребёнка.
И. Д. Ушинский.
Название темы "Край родной - навек любимый"
(Воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры на основе историко-краеведческих знаний и речерукотворной деятельности.)
Сама для себя нахожу неиссякаемую кладезь нашего славного прошлого. Без знания прошлого - нет будущего. С болью наблюдаю, как мы всё дальше уходим от наших русских истоков, от знания русского языка, умения общаться и находть радость в сопереживании. С другой стороны, радует, что появились программы, которые возвращают нас к нашим истокам, хотя в этих программах мало жизни настоящей, реальной, а всё больше сказочной, неконкретной. Я считаю, что нет самого главного, тех конкретных исторических событий и личностей, без которых наша Россия не состоялась бы. Поэтому в свою методическую разработку я ввела исторические личности, события, праздники, и всё в сочетании с народными промыслами.
Детям необходимо не только видеть иллюстрации и слушать рассказы "старины глубокой", но и самим принимать участие. Где же можно принимать это участие? В первую очередь в праздниках, в рукотворной деятельности. Дети в моей группе, особенные, с диагнозом "заикание", поэтому им очень важны уроки правильного русского языка (с его напевностью, протяжностью, плавностью). Поэтому в своей работе вместе с рассказом о родном крае, часто использую хороводы, народные игры, пословицы, погопворки и загадки. Все наши праздники: "Осенние посиделки", "Рождественские встречи" - проходят совместно с родителями, с их непосредственным участием. В совместной деятельности дети и родители учатся сопереживать и радоваться друг другу. Нельзя измерить человеческую душу, но то зёрнышко, пусть маленькое, было брошено, и даст свои добрые ростки, т.е. умения и навыки общения пригодятся нашим детям в будущим.
Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить не за страх, а за совесть - суть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью.
Дополнительный материал, имеющийся в группе по данной теме.
1. Уголок порукотворной деятельности. 2. "Изба - пособие" по рукотвотно-речевой деятельности. 3. Дидактическая игра: "Расскажем сами своими словами". 4. Карты - алгоритмы по видам деятельнУголок "старины ости: чеканка, выжигание, плетение, пришивание пуговиц, кукла - закрутка, кукла - мулине, лоскутная мозаика. 5. Карты - алгоритмы по пословицам и поговоркам. 6. глубокой"(изделия из глины, дерева, соломы, мочала, металла, плетения из коры ивы). 7. Посбия по развивающей среде, папки: а) пословицы и поговорки; б) загадки; в) быт и культура; г) зодчество; д)исторические личности и события; е) игры-пособия: "Соберём избу сами - своими руками", "Что было до...", "Карта Невской битвы", "Найди ошибки", "Чей колосок", "Ремёсла на Руси". 8. Видеокассеты и магнитофонные записи "Былинные герои", "Богатыри руси" и т.д.
Авторские игры по теме:
Хороводные:
- "Мы с тобой по городу идём" (город)
- "А мы зёрна сеяли, сеяли" (урожай)
Дидактические:
- "За стол сажаем, всех угощаем" (быт)
- "Кому, что надо" (ремёсла на Руси)
- "Что мне нужно для работы" (рукоделие)
- "Не коли мой пальчик, шей сарафанчик" (шитьё)
- "Везде поспело, в охотку мне дело" (быт)
- "Путешествие" (обобщение)
Используемая литература:
1. М.И. Нагибина: "Чудеса из ткани своими руками", "Природные дары для поделок и игры", "Народное искусство в воспитании детей"
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева: "Приобщение детей и истоки русской народной культуры"
3. Г.Д. Дайн: "Русская народная игрушка"
4. Н.Е. Степанов: "Резьбы очарованье"
5. Н.В. Ерзеннова: "Свой дом украшу я сама"
6. А.С. Хворостов, С.Н. Новиков: "Мастерим вместе с папой"
7. Г.П. Дурасов: "Каргопольская глиняная игрушка"
8. Л.Г. Панфилова: "Путешествие в далёкое прошлое нашего края"
9. И.К. Пименова, И.Н. Рассоха, И.А. Соломадина: "Рождение Руси"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."
Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...

модель воспитательно -образовательной деятельности на неделю по теме "Край родной, навек любимый"
разработана модель воспитательно -образовательной деятельности на неделю по теме "Край родной, навек любимый"...

Тематическая непосредственно – образовательная деятельность «Край родной-навек любимый».
Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательные областей:познавательное развитие, физическое развитие, социально‑коммуникативное развитие. Вид занятия:игра-...

Брейн-Ринг по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый, где найдешь ещё такой …» Старший дошкольный возраст
Методическая разработка по патриотическому воспитанию. Материал содержит информацию которая будет интересна воспитатеям ДОУ, старшим воспитателям.Данное мероприятие может быть проведено в ...

Дидактическая игра/пособие краеведческое для дошкольного возраста «Край родной, навек любимый. Путешествие по родному городу».
В основе герба лежит изображение медведя, который держит в лапе секиру. Это символ силы и мощи города. 3. Какие достопримечательности есть в нашем городе? В нашем городе есть много интересных мес...
