ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал ( группа) на тему

Харланчук Ольга Валентиновна

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, как одной из основных целей художественно - эстетического развития. В качестве основного средства для этого предлагается игровая деятельность, осуществляемая на основе интеграции различных видов художественно-эстетической деятельности, предлагается система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников с учетом их возрастных особенностей, описывается эстетически развивающая среда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, как одной из основных целей художественно - эстетического развития. В качестве основного средства для этого предлагается игровая деятельность, осуществляемая на основе интеграции различных видов художественно-эстетической деятельности, предлагается система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников с учетом их возрастных особенностей, описывается эстетически развивающая среда ДОУ. Ключевые слова: игра, игровые технологии, театрализованная деятельность, изодеятельность, интеграция, искусство, синтез искусств, художественно - эстетическое развитие дошкольников. Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Участвуя в художественно-творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому. [1] Это становится возможным благодаря созданию необходимых условий: предметно-развивающего пространства образовательного учреждения, синтеза различных видов искусства (музыки, театра, живописи и литературы) и интеграции образовательных областей, использование игровых технологий. [2]. Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно- эстетического развития это: 1. сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей; 2. вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности; 3. побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; 4. учить согласовывать свои действия с действиями партнеров; 5. создавать условия для развития грамматически правильной речи. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Художественно-эстетическое развитие в процессе игровой деятельности детей - одно из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов детей легче всего через игру. Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л. С. Выготскому, Д. Б. Эльконину, А. В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана ребенка. [3]. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При этом ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Для построения воспитательно-образовательного процесса на этих основаниях мы опираемся на исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки собственных игровых технологий в педагогическом процессе. Игровые технологии используются нами в определенной системе. На начальном этапе работы с детьми мы используем пока только игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей к детскому саду. В дальнейшем добиваемся, чтобы игра проникала во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В последствии мы используем фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». Организация педагогического процесса, направленного на художественно- эстетическое развитие детей в процессе игровой деятельности предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Одной из наиболее эффективных является организация работы на основе комплексно-тематического подхода, учитывающего принцип интеграции. Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, (в нашем случае различных видов искусства) обеспечивающую целостность образовательного процесса. Благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами воспитательно-образовательного процесса ДОУ, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития. [4]. Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания. Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. В построении занятий применяем художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Поэтому мы используем множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. Так же в занятия включаем нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов. Знакомим детей с различными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах и книгах. Упражняем с использованием игровых приемов в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический. Предоставляем возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в процессе художественно-эстетического развития важное место отводится театрализованной деятельности, как разновидности творческой игровой деятельности, представляющей из себя интеграцию различных видов искусства, т.к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Именно театрализованная деятельность, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости и всех познавательных процессов, наиболее органична для детей дошкольного возраста. Она буквально пронизывает все виды деятельности детей, включая режимные моменты [5]. Уже в первой младшей группе начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле. Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюдный тренаж и ритмопластика, которые позволяет развить внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие и прививают навыки для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое. В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов кукольных театров: настольный, пальчиковый, театр с “живой” рукой, марионеток, напольный и др. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами персонажей, мизансценами, декорациями для спектаклей. Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т.д.). Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию. Система работы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений. Основные формы работы: • совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная); • самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности). Еженедельные вечера развлечения по пятницам, основанные на творчестве и импровизации детей, делают их пребывание в детском саду более интересным, эмоциональным, незабываемым, а взрослым позволяют формировать нравственные ценности и художественно-эстетический вкус, развивать творческие способности, координацию движений и выразительность речи. Так, например, “Театральная пятница” – это добрая традиция в общении детей, родителей и педагогов. Ее предваряют организация творческих выставок рисунков, поделок на тему спектакля, просмотр фильмов и слушание произведений в музыкальной гостиной. Кукольные представления, развлечения для детей младшего и среднего возраста проводятся еженедельно. Постановка детских спектаклей, инсценировок в старшем дошкольном возрасте один раз в две недели. Самостоятельная музыкально-театрализованная и художественная деятельность детей осуществляется ежедневно, по желанию детей и выбору рода занятий. Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории, групповых помещений. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир. Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (веселые гномы, зеленые гусеницы, диковинные грибы и бабочки и др.), красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду. В каждой возрастной группе выделены центры, наполненные необходимым оборудованием и материалами. “Театр”, “Играй-ка”, “Волшебный карандаш”, “Сказка” – это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности. Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности с другими видами искусства и образовательными областями. Так, центр “Театр” наполнен пальчиковыми и перчаточными куклами, настольными театрами и шапочками-масками, деталями костюмов и сказочными. А центр “Сказка” представлен произведениями фольклора, народными сказками и детской художественной литературой. В центре “Волшебный карандаш” каждому воспитаннику предоставлена возможность для самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и обучению детей нетрадиционным изотехникам. В период работы над спектаклем, инсценировкой, драматизацией и постановкой кукольного спектакля дети в совместной со взрослыми деятельности или самостоятельно готовят творческие выставки рисунков и поделок, создают сказочные коллажи, изготавливают детали костюмов, рисуют афиши и билеты на выставки и спектакли. Детское творчество является украшением не только групповых комнат, но и коридоров, лестничных пролетов и других помещений детского сада. Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так в условиях родительского клуба интересно и увлекательно проходят театральные вечера с постановкой домашних спектаклей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль), готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания [6]. Таким образом, система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя: • совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной); • самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности); • организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения и микросреда внутренних помещений); • взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров). При этом становится возможным создание доброжелательной атмосферы, мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, художественно-развивающих дидактических игр, что является важным стимулом в художественно-эстетическом творческом развитии дошкольников, в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца, как условий возникновения творчества [7]. Обобщая отметим, что, безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его художественно-творческой деятельности. Главное же, чего удается достичь, организую работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе интеграции в процессе игровой деятельности, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию. Ссылки на источники 1. Комарова Н.Ф. "Диагностика игры детей" Метод.рекомендации.Н.Новгород,1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через продуктивную деятельность

Данный учебно-методический материал является просветительско-обучающим пособием для воспитателей детского сада, которые активно занимаются художественным творчеством, обучением  детей-дошкольнико...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре

            Разработанная программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК

Основная цель работы по художественно-эстетическому развитию детей   ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, обеспечива...

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

Художественно–эстетическое развитие дошкольников через интегрированные занятия

Эффективность художественно – эстетического воспитания детей определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...