"Групповой сбор как средство свободного речевого общения детей"
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для педагогов по  групповому сбору в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

       

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения,  педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается  создания условий  и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».

 Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного  режимного момента.

Задачи группового сбора:

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; 

Решение некоторых обучающих задач: расширение представлений об окружающем, развитие речи, логического мышления и т.д.

Формирование мотивации к предстоящей деятельности;

Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Структура группового сбора:

1.Приветствия, комплименты, пожелания, подарки и многое другое – 1 - 2 минуты.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным: в форме приветственного слова (здравствуй, доброе утро, я тебя приветствую, привет), четверостишья или короткой коммуникативной игры. Дети младших групп с трудом могут назвать свое имя, такие приветствия научат их называть свое имя и имена своих друзей.

2.Игра (элементы тренинга, пение, кричалка, загадка и другое) – 2- 5 минут.

Сбор должен проходить быстро, в легкой форме, по-деловому, поэтому игры не должны «превращаться» в учебные действия. Использовать можно разнообразные игры: пальчиковые, словесные, игры – цепочки, игры- шутки, а так же элементы тренинга, например: психогимнастика. Важно, чтобы игра была интересна детям и связана с темой недели.

В этом учебном году в нашей группе применяется такой способ организации детей на групповой сбор: когда дети займут свои места на подушечках, педагог предлагает им волшебную коробочку, в которой лежит какой  - то  предмет (игрушка, карандаш, конфета, книжка и так далее). Детям предлагается  назвать, что лежит в коробочке. Они высказывают свои предположения. В конце группового сбора, если кто – то из детей угадал, то коробочка открывается, если нет, то педагог дает детям подсказку. Например: в коробочке лежит то, что помогает рисунку стать красивым (цветной карандаш). Детям очень нравится  и они каждое утро спрашивают: «А сегодня будет волшебная коробочка».

3.Обмен новостями, беседа – 2 -10 минут 

Одной из самых любимых частей группового сбора для детей является обмен новостями — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями и интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно можно проводить «Новости выходного дня».

4.Работа с календарем.

Дети проговаривают дни недели, время года, отмечают состояние погоды.   Состояние погоды дети фиксируют в информационных листках. Если мало времени, то педагог пишет в информационном листке имя ребенка, ребенок запоминает, то, что он сказал о погоде сегодня ,и ребенок после окончания сбора зарисовывает свою примету состояния погоды.

Для определения погоды мы используем рисунки с приметами того или иного времени года, дети рассматривают их, выбирают нужные. Рассказывают о них и помещают в уголок природы.

Так можно загадать загадки о приметах, сегодняшней погоды, а дети должны отгадать и найти их на рисунках.

5. Счет детей:

(Сколько среди зайчиков пришло сегодня мальчиков? Кто мальчишек

посчитает? Сколько мальчиков узнает?

Посчитали мы мальчишек, сколько мальчиков – зайчишек?

А девчонок -  зайчиков? Больше, чем мальчиков?

Кто девчушек посчитает? Сколько же их кто же знает?)

Дети считают, сколько пришло сегодня детей, сколько пришло отдельно девочек, сколько мальчиков. Определяют кого больше девочек или мальчиков. Желающих посчитать всегда много, и поэтому мы по считалке выбираем, кто будет считать детей. Сначала детей по считалке выбирал педагог, теперь дети сами выучили считалки и выбирают того, кто будет считать девочек, а кто мальчиков.

6.Планирование дня (выбор темы, планирование содержания деятельности, планирование видов деятельности) 5-12 минут

Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, на том, какие события происходят в детском саду и за его стенами, обеспечивает лучшую мотивацию и более успешное развитие. Педагог, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов.

Тема может появиться из окружающей обстановки, важности события (смена сезонов, приближающегося праздника), из новостей (когда дети начинают рассуждать и задавать вопросы друг другу). Интересы детей могут быть достаточно разнообразны. Задача педагога зафиксировать каждую тему и помочь детям сделать собственный выбор.

Для выбора темы иногда применяем такой прием: когда дети приходят в детский сад, им раздаются части осколочной мозаики. И когда дети соберут картинку во время утреннего сбора, то по изображению могут понять, какая тема у нас будет на этой неделе.

Подготовка к проведению группового сбора

Выбор удобного места.

Это место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры и возможности размещения материалов. Желательно, чтобы это место было застелено ковром для гигиеничного и удобного размещения. Как вариант, возможно использование сшитых родителями подушечки для сидения.

Позывные для утреннего сбора.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: веселая музыка, звон колокольчика, речевка. Для сообщения детям о времени сбора педагогу лучше всего не пользоваться голосом, потому что ежедневное, многократное повторение «Дети, собираемся в кружок» лишает ваших воспитанников энтузиазма .

Подготовка рабочей информационной стены.

Сначала подумаем, какую информацию нам нужно будет размещать, что для этого понадобиться, а затем решим, где и как все это удобно разместить.

Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, рассматривать иллюстрации и предметы. Значит, все эти материалы должны быть размещены на информационной стене, которая становится «рабочей стеной» или «информационным полем».

Материалы будут использоваться на протяжении всего времени знакомства с выбранной темой и постоянно пополняться. Основные требования к организации информационного поля:

информация должна быть размещена на уровне глаз детей;

необходим свободный доступ ко всем материалам.

Правила поведения на групповом сборе:

Выработка и формулировка правил — это важная и необходимая часть образовательной работы в группе, т.к. является инструментом формирования у детей воли и основных норм поведения в обществе.

Основные рекомендации по организации работы с правилами:

—       правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно («Бегать и кричать можно на улице» вместо «Не кричи» и «Бегать нельзя»; «Внимательно слушай других» вместо «Не перебивай других» и т.д.);

—        правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность;

—       правила и их формулировки обсуждаются с детьми (совместное творчество, основанное на педагогической ситуации);

—        правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов;

—       правила размещаются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе

Обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом

Специальные сигналы «Тишина», «Внимание» и т.д.

Обращение к правилам группы («Один говорит, все слушают»)

Игра – считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний.

Завершающим компонентом группового сбора является презентация деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.

Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная ...

Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...

«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".

«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы  в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...

Консультация "Организация свободного речевого общения детей в утренние часы"

Организация свободного речевого общения детей в утренние часы...

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...