Из опыта работы по экологическому воспитанию.
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Людмила Николаевна Бояркина

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredovoy_opyt_boyarkinoy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский д/с «Теремок»»

Представление  собственного педагогического  опыта воспитателя,

Бояркиной Людмилы Николаевны

по теме : «Формирование у детей дошкольного возраста познавательного отношения к миру природы».

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило то, что веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с  самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.  
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Благоприятной средой для познавательного развития, формирования ценностных основ личности дошкольника является экологическое образование. Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

- Условия формирования ведущей идеи опыта.

  • Целью моей деятельности является
  • становление у детей научно познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Реализую данную цель, через выполнение следующих задач:

  • - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника;
  • - воспитание гуманного, эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • - формирование навыков и умений, наблюдений за природными явлениями и объектами;
  • - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, ценность общения с природой);
  • -  освоение элементарных норм поведения по отношению  к природе;
  • - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
  • - формирование элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
  • -  Теоретическая база опыта.

Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд литературы, которая могла бы мне помочь в планировании работы. В основе моей работы лежит программа "от рождения и до школы " под редакцией Вераксы - а так же использую технологии программ Н.А. Соломенниковой  "Экологическое воспитание дошкольников" , Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа", С.Н. Николаевой "Юный эколог". Познаконилась со статьями из журнала "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Ребенок в детском саду".

-  Технология опыта

Для реализации задач и содержания необходима среда. В группе я создаю развивающую и предметную среду. Она включает :

1. Экспериментальный уголок.

В нем находятся материалы, с которыми ребенок может экспериментировать, играть. Он создан для развития познавательного интереса детей, формирования навыков исследовательской деятельности. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий.

2. Уголок природы.

В нем размещаются растения и животные, природоведческая литература.

3. В зимне-весенний период на окне организуем мини огород где дети наблюдают за ростом и развитием растений.

4. Выставочный уголок.

Здесь выставляются работы детей в виде рисунков, аппликаций, оригами, а также фотографии, совместный работы детей и родителей.

Для реализации поставленных задач я применяю следующие методы:

1. Наблюдение - основной метод экологического воспитания. На основе наблюдений дети устанавливают связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Все, что находится рядом с ребенком должно быть замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

2. Совместна деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий для жизни живых существ. Например, в младшем возрасте дети являются больше наблюдателями, чем исполнителями и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение : дети слышат ласковый разговор воспитателя с растениями и животными, спокойное и ясное пояснение о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

3. Метод моделирования.

Это - графическое, предметное или действенное изображение чего-либо. С детьми мы создаем и используем самые различные модели. Это календари природы, календари наблюдений за ростом и развитием растений. В познавательную деятельность детей стараюсь включать такие модели, с которыми дети могут совершать практические действия.

4. Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и внесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Например, игры путешествия. Дети посещают интересные места в игровой форме, получают новые знания о природе. Пример такой игры можно увидеть на занятии.

5. Словесно литературный метод.

Слово сопровождает любую деятельность в форме разговора,  обсуждения, рассказа, чтения книг и беседы.

Методы лишь условно разделены на группы,  на практике я использую их в комплексе, т.к. только комплексный подход будет способствовать познавательному развитию при ознакомлении с миром природы.

Ребенок познает окружающий мир через различные виды деятельности, которые формируют психику ребенка. Приведу примеры использования разных видов деятельности для реализации моей идеи.

1. Игровая деятельность.

Например, в сюжетно-ролевые игры на тему семьи, включая вопросы экологии жилища.

2. Трудовая деятельность.

В процессе труда дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания.

3. Художественно эстетическая деятельность.

Свои впечатления от природы или деятельности людей в природе дети закрепляют в рисовании, аппликации.

4. Познавательно исследовательская деятельность.

В ходе этой деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления природы с целью их более полного познания.

5. Музыкальная деятельность.

Совместно с музыкальным руководителем создаем бросового материала музыкальные инструменты с помощью  которых дети изображают, например, "шум прибоя" , шелест листьев.

6. Театральная деятельность.

С детьми проводим экологические праздники, разыгрываем сказки, русские народные песенки и потешки.

7. Речевая деятельность.

Она включает в себя чтение литературы о природе, уточнение представлений о природе с помощью слова.

Таким образом, разнообразная деятельность связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Организация работы по экологическому воспитанию осуществляю через следующие формы:

- экологическое занятие;

- походы и экскурсии в природу;

- природо охранительные акции;

- экологические праздники и досуги.

Чтобы восприятие явлений природы было целенаправленным, необходимо руководство воспитателя. Я, как воспитатель создаю в группе условия для реализации моей идеи, в течении дня вовлекаю детей в различные экологически ориентированные виды деятельности, осуществляю экологическое просвещение родителей.

Работа с семьёй.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, и только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Моя задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мною разработан перспективный план сотрудничества и взаимодействия  с семьёй (Приложение 3.1). Данный план включает в себя определённое содержание, методы и формы работы с родителями.  В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (Приложение 3.2). Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск буклетов (Приложение 3.3), в которых  описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д. Регулярно оформляю тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации такие как «Прогулка с ребёнком», «Воздух в вашей квартире», «Домашняя экология», «Любить природу», «Экология жилища»... (Приложение 3.4)

Родители - активные участники всех мероприятий проводимых в нашем детском саду: экологических акций,  экскурсий на природу, развлечений, викторин. Традиционным стало активное участие родителей в природоохранных акциях, изготовление родителями и детьми поделок «Красота из мусора» (Приложение 3.5)  

В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, составляют кроссворды на тему «Природа родного края».

Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе  по проблеме экологического воспитания. Родители высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем.

4. Результативность опыта.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы,  произошли существенные положительные изменения в показателях экологического развития детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- у детей расширилось представление об окружающем мире. Стали больше рассуждать, обогатился словарный запас. Усилилось стремление к нахождению информации из разных источников, при использовании проектной деятельности появился высокий уровень познавательной активности детей, выраженный через интерес, любознательность, любопытство;

- сформировалось начало экологической культуры и осознанно правильное  отношение  к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развились умственные способности детей, которые проявлялись в умении экспериментировать, анализировать, рассуждать, сравнивать, рассказывать, сопереживать и делать выводы.

Однако работа еще не завершена. Она будет продолжаться в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает. Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

 - Трудоемкость. 

Для воспитателя подготовка к занятиям и написание исследовательского проекта  требует затрат времени однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.

- Адресные рекомендации по использованию опыта. 

Опыт может быть использован как воспитателями со стажем, так и молодыми специалистами. Применяться на занятиях, дополнительных занятиях, на кружковой работе.  

III.

  1. Условия функционирования опыта.

3.1 Сведения о детях.

Возраст детей 2 – 6 лет..

3.2 Сведения о материально-технической базе.

Группа оснащена в соответствии с возрастом детей. Совместно с родителями оформила экологический центр. Приобретены разнообразные плакаты, книги, альбомы (о животных, растениях, насекомых, рыбах), материалы для ведения календаря наблюдения за состоянием погоды.  Оформила альбомы «Первоцветы природного парка «Гагарина»», «Лекарственные растения Мордовии». А так же дидактические игры «Живой мир планеты», «Растения на прогулке», лото «Дары природы» и т.д. Своими руками сделала дополнительные дидактические игры: «Угадай, что на картинке», «Найди по описанию», «Овощи», «С какой ветки детки?» и т.д. Сшила одежду на куклу для игры «Одень Дашу по погоде». В группе собран природный материал для экспериментальной деятельности, совместной и самостоятельной работы детей.

3.3 Сведения о типе образовательного учреждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Теремок"

Большеберезниковского района

3.4 Сведения об авторе: Бояркина Людмила Николаевна. Воспитатель первой квалификационной категории. Стаж работы – 32 года. Образование – педагогическое

Сайт: http://nsportal.ru/lyudmila-nikolaevna-boyarkina

Список литературы.

  1. А.Ф. Мазурина «Наблюдения и труд в природе»
  2. В.М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду»
  3. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»
  4. Г.И. Соломахина  «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста»
  5. И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду»
  6. Л.В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  7. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
  8. М.Г. Рябова, Л.В. Пурпурова  «Зелёный мир» методическое пособие.
  9. Н.А. Рыжова «Наш дом природа»
  10. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  11. С.Н. Николаева программа «Юный эколог»
  12.  Журнал «Дошкольное воспитание» №10 1996г.
  13.  Журнал «Ребёнок в детском саду» №2 2006г.
  14.  Журнал «Воспитатель» №8 2008г.
  15.  Журнал «Воспитатель» №5 2009г
  16.  Журнал «Дошкольное воспитание» №7 1998г., №3 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей. Тема: "Мы - Земляне"

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей....

Из опыта работы по экологическому воспитанию.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию.

Много лет я работаю по экологическому воспитанию.Свою работу начала проводить у младших дошкольников.Утром детей привлекаю к поливу цветов и протиранию листьев у больших цветов, затем всё это закрепля...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: наблюдение "Невидимка ветер"

конспект проведения наблюдения в природе в старшей группе...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: занятие «Чей ты друг, червячок».

Конспект занятия по экспериментированию в природе. В ходе занятия доступно и наглядно формируются у детей понятия о том, что в природе все взаимосвязано, а так же  представления об условиях...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

1. Презентация опыта работы по экологическому воспитанию (14.04.2013)

обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей...