Методическое сопровождение реализации социо – игровой технологии в организации cовместной деятельности взрослых и детей
методическая разработка ( группа) по теме

Использование социо-игровой технологии в рботе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktarova.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                           «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, 

                                        в результате чего происходит эффект добровольного
   
 обучения, тренировки и научения»
                                                                                                                             
В.М. Букатов

Методическое сопровождение реализации  социо – игровой технологии в организации совместной деятельности

взрослых и детей

         Тактарова Татьяна Геннадьевна,

 старший воспитатель МБДОУ № 84 г. Мурманск

                                                             

Реализация  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  является сегодня одной из ключевых задач дошкольного  учреждения.

В соответствии с приказом Министерства образования Мурманской области от 26.07.2013  детский сад  стал региональной   площадкой по  введению ФГОС ДО.

Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее  актуальной для нас проблемой стал  поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в  соответствие с требованиями ФГОС ДО  модели  воспитательно - образовательного процесса.  

Для разработки проблемы была создана рабочая  группа, состоящая из педагогов, психологически  готовых к внедрению Стандарта дошкольного образования.  Формируя модель организации образовательной деятельности,  мы учитывали, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены,  в числе прочих, следующие  условия:

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Современный образовательный процесс видится нам, как модуль, содержащий два основных блока: совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В ходе организованной дискуссии педагоги  пришли к выводу, что такая структура   должна быть принята в детском саду как каркасная, для всего дошкольного возраста и, как единственно возможная,  для младшего дошкольного возраста.  

Для вооружения педагогов практическим знаниями и умениями  была  проведёна серия  тренингов  «Учимся общаться с ребёнком»,  где воспитатели учились устанавливать равноправную  позицию взрослого и ребёнка, переходить от монологического общения к диалогическому, продуктивно взаимодействовать,  создавать условия для  партнёрской формы организации образовательной деятельности (возможности свободного размещения, перемещения и общения детей).

Для обеспечения партнёрской деятельности взрослых и детей необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения.

В детском саду всегда были популярны игры социо - игровой направленности.  Настоящей находкой  для нас  стала  социо - игровая технология В.М. Букатова. Данная технология  используется в детском саду с 2012 года,  и эта практика плавно перемещается из экспериментальной  инновационной деятельности в естественный ритм жизни.

Почему была выбрана данная технология?

        Как показывает  практика, педагоги привыкли считать занятие – основной формой образовательной работы с детьми. Стандарт определяет, что   реализация  Программы должна проходить  в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,  в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка ( п.1.2.). Построение образовательной деятельности   должно строиться  на основе учёта  индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором  сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, то - есть становится субьектом образования (п. 1.4.2.)

Социоигровая технология как нельзя лучше отвечает данным требованиям и является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания любой деятельности всеми его участниками, включая педагога.  Социо - игровой стиль  взаимодействия  ищет способы общения детей и взрослых, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно  сотрудничать с другими. В соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании»  « …содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, … способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». 

Кроме того, данная технология  позволяет создать  условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной   активности, что крайне важно в дошкольном возрасте.

Для  знакомства с  технологией  был  проведён семинар – практикум, после которого педагогам было предложено  ответить на вопросы анкеты «Отношение педагогов – участников семинара к социо-игровой технологии». Результаты анкетирования  показали:

- 54 %  -  педагогов позиционировали себя как сторонники  внедрения технологии в практику работы,

- 33 % - не считают нужным вести поиск новых технологий взаимодействия с ребёнком,

- 12 %  - педагогов  не определились.

Таким образом, целью  работы стало  методическое сопровождение реализации  социо – игровой технологии и поддержка  педагогов в процессе  внедрения  приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

 

Методическое сопровождение

Диагностика

Информация

Консультирование

Помощь в первичной реализации

анализ усвоения программы воспитанниками, на основе которого  были составлены перспективные планы непосредственно образовательной деятельности, куда были включены приемы и методы   социо-игрового взаимодействия

Методические рекомендации по внедрению приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательную работу

Рекомендации по составлению перспективного плана непосредственно образовательной деятельности, с включением приемов и методов   социо-игрового подхода

Составление маршрутов профессиональной деятельности воспитателя   по использованию приемов и методов  социо-игрового подхода, раскрывающие механизмы решения проблемы,

Мониторинг использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Разработка механизма реализации приемов и методов  социо-игрового подхода в ДОУ

Рекомендации по способам  взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе использования приемов и методов  социо-игрового подхода

Помощь педагогам, путём использования адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателей  методов и приёмов.

Анализ результатов использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода

Для повышение уровня теоретических знаний педагогов и осознания ими необходимости использования приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе  был проведён обучающий семинар. С целью повышения уровня практических умений  педагогов проводились  мастер-классы; семинары-практикумы; тренинги.

Рекомендации по  реализации  проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей

Помощь педагогам в обобщении и представлении опыта использования   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками на

Анализ состояния готовности  педагогов к  использованию  приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Определение перспектив работы ДОУ по проблеме использования педагогами   приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Предметно – пространственная среда  для организации игровой деятельности и подгрупповой деятельности дошкольников.

        

Работа педагогического кабинета была организована по направлениям: нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации по использованию  приемов и методов  социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Ожидаемые результаты

• Сборник методических рекомендаций (описание технологий и содержание игр, конспекты мероприятий) .

• Усовершенствование предметно-развивающей среды.

• Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса.

• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.

Первые наработки педагогов  по данной теме  показали, что в  процессе внедрения в практику  социо – игровых подходов в детском саду:

-   создаётся  атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;

 - воспитатели стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;

 активно обучают воспитанников  эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;

 педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными  возможностями.

- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;  снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.

Выпускники нашего  детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

          Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со взрослыми и сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Нам бы хотелось, чтобы воспитатели, у которых есть желание и цели, которые не могут осуществиться без увлечённости, уверенности, гордости и творчества детей смогли бы найти в нашем опыте средства для осуществления своих  профессиональных желаний.

Приложение

В чём   смысл  социо - игровой технологии?

Главный принцип социо - игрового подхода – снятие с педагога  оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Достигаются эти задачи путем организации  любой  деятельности дошкольника, как игры - жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин “социоигровая”).

Социоигровой подход предусматривает самостоятельное деление детей на микрогруппы по 3-6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Именно в такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.

Социо - игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.

        

При использовании игр социо - игровой направленности,  педагогическое мастерство, в первую очередь, включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми  работает педагог  в настоящий момент.

Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Таким образом, можно выделить следующие основные правила  социо-игровых подходов к педагогике:

  • Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
  • Смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
  • Преодоление трудностей:  у детей не вызывает интереса то, что легко и просто, а  то  что трудно - интересно;
  • Движение или активность;
  • Жизнь детей в малых группах;
  • Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Надо отметить, что социо - игровой стиль — это стиль всего обучения, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.

Первые наработки педагогов  по данной теме  показали, что в  процессе внедрения в практику  социо – игровых подходов в детском саду:

-   создаётся  атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;

 - воспитатели стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;

 активно обучают воспитанников  эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;

 педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными  возможностями.

- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;  снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...

Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»

Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»...

Социо-игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников.

Ориентируясь на современные требования в системе образования в педагогической практике стало актуально использовать социо –игровую технологию....