Проект по духовно - нравственному воспитанию "Поколений связующая нить"
проект ( группа) на тему

Белова Татьяна Владимировна

Описание проекта, формы, методы работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  «Поколений связующая нить»

 «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет  такой: бессильны  родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)

         

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Педагогами МБДОУ «Детский сад «Аленка»  был разработан и реализуется на практике проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников «Поколений связующая нить». Проект преследует своей целью разработку  и апробирование модели  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленной на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников семейных ценностей.  В соответствии с требованиями нового Стандарта дошкольного образования ребенок выступает как активный субъект процесса воспитания и обучения.

Поэтому эпиграфом нашего проекта мы выбрали слова детского психолога Светланы Теплюк:   «Малыш уже с первых месяцев жизни - это отнюдь не сосуд, который надо пополнять, а светильник, который следует зажечь. Для этого необходимо особые условия, которые надо создать».

Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Несоблюдение евангельской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою» открывает нам причины семейных проблем. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия в семье.

В ходе реализации проекта родители  выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание ребенка; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.

Особое внимание в деятельности Детского сада «Аленка»  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  • Проведение акций  «Мое родословное древо», «Традиции нашей семьи»;
  • Организация выставок «Добрые руки наших мам», «Дары осени»;
  • Фотоконкурсы  «Отдыхаем всей семьей», «Мамины помощники»;
  • Создание копилки народных игр «Игры наших бабушек»;
  • Концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню матери;
  • Совместные народные праздники и развлечения и др.

      Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.  

       Без знания своих корней, традиций своего народа, без любви к своим близким  нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. В ходе реализации подпроекта «Устное народное творчество как средство духовно- нравственного воспитания детей», разработанного Филякиной Т.П. через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.  

        Неотъемлемой частью  системы духовно – нравственного воспитания является знакомство с православной русской церковью, русской православной культурой, ее обычаями и праздниками.  Приобщение происходит в  самых разнообразных формах:

  • Беседы о русской православной церкви, русских храмах, колокольном звоне, русских православных обычаях и праздниках;
  • Экскурсии в православный храм;
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, икон;
  • Проведение традиционных русских православных  праздников («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Святки», «Жаворонки», и др.)
  • Художественное творчество («Пасхальное яйцо», «Царь – колокол», «Православная церковь», и др.)

        Новизна проекта заключается в том, что в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена  таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.

А закончить  представление нашего проекта я хочу словами святителя  Иоанна Златоуста:

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».



Предварительный просмотр:

Наименование проекта

«Поколений связующая нить»

Основные разработчики

Старший воспитатель

Руководитель ИЗО

Муз. руководители

Воспитатели

Цель

Разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников семейных ценностей.

Задачи

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей.

Сроки и этапы реализации

  1. Подготовительный (сентябрь – октябрь)
  • Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
  • Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  • Изготовление папок-передвижек: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Православный храм»
  • Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
  1. Практический (ноябрь – май)
  • Проведение НОД;
  • Проведение развлечений и праздников: «Праздник молока», «Петрушкина ярмарка», «День рождения Матрешки», «Колядки», «Рождество Христово» и др.;
  • Изучение произведений русского фольклора;
  • Драматизации сказок, разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества;
  • Организация выставок детского творчества;
  •  Проведение акций  «Мое родословное древо», «Традиции нашей семьи»;
  • Организация выставок «Добрые руки наших мам», «Дары осени»;
  1. Обобщающий (июнь – июль)
  • Создание копилок народных праздников;
  • Создание копилки народных игр;
  • Оформление картотеки русского фольклора;
  • Фотоотчеты.

Методы реализации проекта

Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
-  экскурсии, целевые прогулки.

Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- разбор  житейских ситуаций;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение  экскурсий различной направленности;

- проведение анкетирования среди родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье;
- организация  вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация выставок;

- организация концертов.

Перечень основных мероприятий

  1. Разработка консультаций, памяток для родителей.
  2. Оформление буклетов, брошюр, листовок, стендовой информации для родителей.
  3. Разработка  конспектов  и проведение НОД и мероприятий: «Святки», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «Масленица», «Жаворонки» и др.
  4. Экскурсии в  музей ДОУ «Русская изба».
  5. Организация экскурсий в православный храм.
  6. Проведение акций «Мое родословное древо» и «Традиции нашей семьи».
  7. Организация выставки ко Дню матери «Добрые руки наших мам».
  8. Организация концерта  ко Дню пожилого человека.
  9. Проведение фотовыставок «Отдыхаем всей семьей», «Мамины помощники».

Исполнители проекта и основные участники

Воспитатели групп, дети, родители, музыкальные руководители, руководитель  ИЗО, учитель – логопед, педагог – психолог.

Ожидаемые результаты

Для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

Для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

Формы представления результатов проекта

- Выставки детского творчества;

- Выставки поделок;

- Фотоотчеты;

- Концерты;

- Праздники и развлечения;

- Разработки праздников, НОД, развлечений;

- Пополнение ППРС;

- Разработка и оформление дидактических пособий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Поколений связующая нить» МБДОУ «Детский сад «Аленка» Подготовила: старший воспитатель Белова Татьяна Владимировна Тюльган, 2016г .

Слайд 2

Цель проекта: Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников семейных ценностей.

Слайд 3

Задачи проекта : Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Слайд 4

«Малыш уже с первых месяцев жизни - это отнюдь не сосуд, который надо пополнять, а светильник, который следует зажечь. Для этого необходимо особые условия, которые надо создать». С.Теплюк

Слайд 5

Формы сотрудничества с родителями Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Проведение акций «Мое родословное древо», «Традиции нашей семьи»; Организация выставок «Добрые руки наших мам», «Дары осени», «Мама – солнышко родное»; Фотоконкурсы «Отдыхаем всей семьей», «Мамины помощники»; Создание копилки народных игр «Игры наших бабушек»; Концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню матери; Разработка консультаций, памяток для родителей, информационных стендов; Индивидуальные и групповые консультации; Оформление буклетов, брошюр, листовок, стендовой информации для родителей; Совместные народные праздники и развлечения и др.

Слайд 6

«Устное народное творчество как средство духовно- нравственного воспитания детей» Изучение произведений русского фольклора; Драматизации сказок, разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества; Организация выставок детского творчества; Создание копилки народных игр; Оформление картотеки русского фольклора.

Слайд 7

Приобщение к русской православной культуре Беседы о русской православной церкви, русских храмах, колокольном звоне, русских православных обычаях и праздниках; Экскурсии в православный храм; Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, икон; Проведение традиционных русских православных праздников («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Святки», «Жаворонки», и др.) Художественное творчество («Пасхальное яйцо», «Царь – колокол», «Православная церковь», и др.)

Слайд 8

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди. Иоанн Златоуст

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...