Консультация для воспитателей "Организация совместной и самостоятельной деятельности в условиях реализации основной общеобразовательной программы"
консультация ( группа) на тему

Консультация для воспитателей "Организация совместной и самостоятельной деятельности в условиях реализации основной общеобразовательной программы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной и самостоятельной деятельности в условиях реализации основной общеобразовательной программы

В соответствии с действующим законодательством  устанавливаются основные требования к структуре, объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в дальнейшем – ФГТ).

Программа должна:

- предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра.

При осуществлении планирования как одной из главных функций управления  процессом реализации ООП, вышеуказанные положения ФГТ могут лечь в основу внутренней структуры  планирования образовательной деятельности.

В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий), совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом, по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. В результате, наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия же наиболее приблизились к школьной системе обучения.

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности  взрослых и детей;

- увеличивается объем  совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая  как в ходе режимных моментов, так и  при организации разных видов детской деятельности;

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

- изменяется содержание понятий  «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики  для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной  деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные  признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как  занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми:

Детская деятельность

                   Формы   работы

     Двигательная

  - Подвижные дидактические  игры

  - Подвижные игры с правилами

  - Игровые упражнения

  - Соревнования

    Игровая

  - Сюжетные игры

  - Игры с правилами

    Продуктивная

 - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

 - Реализация проектов

    Коммуникативная

 - Беседа

 - Ситуативный разговор

 - Речевая ситуация

 - Составление и отгадывание загадок

 - Сюжетные игры

 - Игры с правилами

   Трудовая

 - Совместные действия

 - Дежурство

 - Поручения

 - Задания

 - Реализация проекта

   Познавательно-исследовательская

 - Наблюдение

 - Экскурсия

 - Решение проблемных ситуаций

 - Экспериментирование

 - Коллекционирование

 - Моделирование

 - Реализация проекта

 - Игры с правилами

   Музыкально-художественная

 - Слушание

 -  Исполнение

 - Импровизация

 - Экспериментирование

 - Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

 -  Музыкально-дидактические игры

  Чтение художественной литературы

 - Чтение

 - Обсуждение

 - Разучивание

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например,  в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей  актуальными остаются  также и беседа, и рассматривание, и  наблюдения, и экскурсии и другие формы.   Главное, чтобы формы работы с детьми  были адекватными возрасту детей, целям развития,  возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

Малоизученным и весьма актуальным в свете ФГТ вопросом является вопрос о временном дозировании детских видов деятельности. По данным исследований, дети  в возрасте до 1 года  могут заниматься одним видом деятельности не более 10 минут, в старшем дошкольном возрасте – до 1,5 часов при условии посильности и интересности деятельности. Действующие гигиенические требования устанавливают нормы максимального объема лишь учебной нагрузки, но не нормы организации детских видов деятельности и соответствующих форм работы.    

Литература:

Информационные ресурсы:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения 
3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей пореализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения

     Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной прог...

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...