Организация труда дошкольника
консультация на тему

Зигангирова Зария Фоатовна

Трудовое воспитание в детском саду по возрасту, в режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №34 «Радуга»комбинированного вида ЕМР

КОНСУЛЬТАЦИЯ

по теме:

Организация труда дошкольников

(из опыта работы)

                                                                            Воспитатель:

                                                                                     Зигангирова З. Ф.

1. Условия организации труда.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных "Программой воспитателя в детском саду",возможно только при наличии условий, при которых труд, становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?

  • Систематическое включение каждого ребёнка в труд.

Воспитатель организует труд детей в трёх основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвуют все дети в группе.

В младших и средних группах в наибольшей мере используются поручения, в старших труд всё чаще приобретает коллективный характер.

Систематические участие детей в труде достигается разными способами:  так, ребята поочерёдно дежурят по столовой и. выполняют поручения(например стирают кукольное бельё, вытирают полки от пыли), Это позволяет еженедельно включать детей в хоз.бытовой труд. Очень рано труд по самообслуживанию становится ежедневной обязанностью старших дошкольников. Ручной труд будет систематическим, если его проведение планируется еженедельно, организуется в форме общих поручений. Так участвуя то в одном, то в другом виде труда, дошкольники получают возможность ежедневно трудиться.

  • Следующие условия - учёт нагрузки на ребёнка.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопровождается приложением усилий. Наибольшее значение в труде имеет формирование нравственных качеств личности. И формирование правильных представлений о труде возможно только тогда, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребёнок, легко справляется с предложенным делом, не ощущает усилия, он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребёнок рассчитать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшими трудностями.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у н них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему.

Чтобы не допускать отрицательного отношения к труду, следует предлагать детям, работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Воспитателю необходимо наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, что приводит к снижению интереса, к снижению темпа деятельности, а в особо нагрузочных видах труда - покраснение лица, потливость, частое дыхание. Организация труда детей на участке, например, уборка снега, воспитатель должен организовать труд детей так, чтобы в нём участвовало несколько детей. При этом создаётся возможность менять характер работы, например, один сначала сгребает снег, другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8-10 минут дети меняются местами. Это называется дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.

  • Подбор оборудования для труда.

Немаловажное значение имеет наличие удобного оборудования для труда. Хорошо подобранный инвентарь имеющий привлекательный внешний вид, даёт возможность ребёнку выполнять задание аккуратно, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Разместить оборудование нужно так, чтобы детям удобно было его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Дети должны знать ,что где лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.

  • Немаловажное значение в трудовом воспитании детей имеет создание в
    группе трудовой атмосферы.
     

Повседневная жизнь ребёнка в д/саду на -
полнена трудовой деятельностью, чтобы начать то или иное занятие
надо приготовить рабочее место. Закончив игру, убрать за собой игрушки, каждый день приготовлять ко сну и убирать после сна постель,
аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.
Всё это требует от ребёнка трудовых усилий, а от воспитателя постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют
все эти дела дети. Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заменить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу:"Каждый вещи своё место".Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создаёт в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезным делам. Вот такие условия труда предусматривает" Программа воспитания в д/саду".

2. Формы организации труда.

Что же представляет собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников- поручения, дежурства, коллективный труд.

  • Трудовые поручения наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Воспитатель, помощник воспитателя обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыб и другие. Поручить - значит обязать ребёнка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Поручение как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенность: они всегда исходят от взрослого, в них заключена чёткая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные. Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т.д. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребёнок определённое время (2-3дня) отвечает за какое-то дело.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств. Это серьёзный труд, требующий предварительной подготовки. И если, ребёнок, посещавший д/сад с младшей группы, в статей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому, что воспитатель недостаточно привлекал детей к выполнению поручений в младших группах.

Поручения чаше организуют в первую половину дня, в утренние часы (до завтрака) или во второй половине(после дневного сна).Объясняется это большей занятостью воспитателя в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется уже 1,5-2 лет. Детям даются простые задания, например: "Посади куклу на стул", "Лай Вове мяч". В доступных ребёнку заданиях содержится определённые указания воспитателя, которые побуждают ребёнка к целенаправленным действиям, формируют умение выполнять требования взрослого. Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудовым воспитанием в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада. Поручения детям в младших группах преимущественно индивидуального характера: например, можно помочь вынести на участок ведёрко с совками, собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования и т.д. В средней группе детям даётся больше поручений в первой половине дня. Это такие поручения как, полить комнатные растения, правильно расставить игрушки, покормить рыбок, раздать доски для занятий лепкой, подмести часть веранды, собрать игрушки после прогулки и т.д.

В старших группах поручения продолжают играть существенную роль в трудовом воспитании детей, однако более важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, и к самообслуживанию. Таким образом, поручения как форма организации труда детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

  • Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных делах формировать у детей желание трудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим сверстникам, к животным, к растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Согласно "Программе воспитания в детском саду" дежурства вводят либо во 2-й младшей группе в конце года, либо в средней группе детского сада.

Во 2 мл. группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Ребёнок раздаёт ложки, ставит салфетки. Руководя детьми, воспитатель опирается на их интерес к процессу деятельности, создаётся эмоционально положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года, те же приёму, что и во 2 мл. группе, с тем, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями. Если приёмы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно привлекать детей к дежурству по занятию.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными можно увеличить объём работы. Например: дежурным можно поручать расставлять блюдца, носить чайные чашки. После еды дети убирают посуду: каждый ребёнок ставит тарелку на тарелку сидящего рядом с ним, дети сметают крошки со стола, застилают скатерть. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Вводя дежурства воспитатель проверяет, насколько дети "знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов.

В старших группах дежурства постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды.

Следует продумать и работу дежурных по подготовке к занятиям. Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети не только могут раздвигать столы,   но и раскладывать раздаточный материал, наливать розетки гуашь, клей и т.д.

В старшей группе вводится ещё один вид дежурства - дежурство по уголку природы. Воспитатель привлекает дежурных к уходу за животными, за растениями, показывает приёмы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора(какие нужно опрыскивать,   а какие нельзя),почему, как подсаживать лук, как заготавливать воду для полива растений и т.д. Работа дежурных будет успешней, если воспитатель постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы.

В подготовительной группе объём работы дежурных может быть увеличен: дети выращивают зелень к столу, пересаживают растения,   сеют овёс для животных. (Зачитать).

  • Коллективный труд.

В старшей и подготовительной группах систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы например, такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала и групповой комнаты к празднику, посадка цветов, сбор семян т.е.те ,что связаны с конкретными условиями д/сада, наличием цветников, участков, т.д.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Определяя сод-е обшей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело, нужное для группы.

Трудовое воспитание ребёнка в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для  формирования у детей трудолюбия.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Для ознакомления родителей с содержанием и методами трудового воспитания могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки.

Воспитатель должен познакомить родителей с задачами трудового воспитания дошкольников, Характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечает тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде»
  2. Т.А. Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - "Использование различных форм работы по организации труда дошкольников"

Описание форм работы по организации труда дошкольников....

Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)

О организации труда детей дошкольного возраста в детском саду....

Презентация для педагогов ДОУ "Виды и формы организации труда дошкольников"

Презентация "Виды и формы организации труда дошкольников" предназначена для педагогов ДОУ....

Организация труда дошкольников

Презентация для выступления на родительском собрании...

План-конспект коллективной формы организации труда дошкольников

В данном плане-конспекте даётся описание коллективной формы организации труда дошкольников течение  дня (режимных моментах).В помощь студентам и начинающим воспитателям....

Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)

Виды и формы организации труда дошкольников(выступление на педсовете)  Шамсутдинова А.Ф.воспитатель МБДОУ Детский сад №152  Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуе...