Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.
статья на тему

Лыкова Анна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Игра – наиболее доступный для ребёнка-дошкольника вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками способствует формированию и обогащению опыта, ценностных ориентацией и представлений о взаимоотношениях с окружающими людьми.

В работах выдающихся психологов и педагогов 20 века отражены фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребёнком социального опыта. Она становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин писали о том, что игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте наиболее сензитивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Основным содержанием игры является отражение деятельности детей и взрослых, игровая техника, сокращенность и обобщенность игровых отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности. Ребенок отражает в игре непосредственное отношение к окружающему, выполняет действия, которые значимы для него по их собственному внутреннему содержанию. Одним из основных мотивов игры является желание действовать как взрослый человек. Реализовать данное желание в полном объеме возможно при взаимодействии со сверстниками в игре. Взаимодействие будет носить положительный характер, если собственный замысел игры соотносится с замыслом партнера, объективно оцениваются действия и предложения сверстника, используются различные способы, чтобы понять и воздействовать друг на друга. Взяв на себя роль, ребенок включается во взаимоотношения с участниками игры.

А. П. Усова отмечает, что взаимодействие в играх - это такая форма активности, в которой действия согласованы и взаимосвязаны.

Ученые выделили три этапа:

  1. На первом этапе дети манипулируют с предметами, знакомятся с их свойствами. В такой игре дети не объединяются друг с другом. Взаимодействие эпизодическое, связанное с близостью игровой территории. Возможны конфликты между детьми по причине желания играть такой же игрушкой, как у сверстника и на том же игровом месте. Интерес к игрушке в руках сверстника позволяет ребенку наблюдать действия, производимые с ней и соотносить их с собственными желаниями.
  2. На втором этапе дети создают несложный сюжет, побуждением к игре являются не только игрушки, но и интерес к воспроизведению игровых действий с ними. Возрастает способность анализировать игровые действия сверстников и подражать им в собственной игре.
  3. Основным побуждением к игре на третьем этапе становится интерес к ее содержанию.

 В младшем дошкольном возрасте (2-4 года) происходит развитие деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия. Следовательно, необходимо воздействовать на формирование игрового взаимодействия и на взаимоотношения дошкольников в игре.      

Пятый год жизни характеризуется развитием потребности в общении со сверстниками. Дети общаются по поводу игры, общих дел. Если у четырехлеток стремление играть одному еще достаточно ярко выражено, то у пятилеток количество случаев одиночной игры резко сокращается, а совместное сотрудничество возрастает.

К пятому году жизни складывается прочная речевая основа для функционирования игрового взаимодействия со сверстниками. Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает общение детей со взрослыми и сверстниками, развивает умения понятно выражать суждение, сопровождать речью свои действия. Дети пяти лет более ориентированы на сверстника, они способны оценивать случаи проявления положительных личных качеств и умений, независимо от характера взаимоотношений с данным ребенком. В этом возрасте дети начинают осознавать и плохие черты характера у сверстников-друзей.

В среднем дошкольном возрасте формируются основные компоненты деятельности: умение ставить цель, удерживать ее, независимо от внешних условий. Это становиться одним из необходимых условий для возникновения и поддержания игрового взаимодействия. Длительность игр детей 4-5 лет в среднем составляет от 15-20 минут до 30-40 минут в отдельных случаях. Опыт ребенка и запас представлений об окружающем расширяется, что совершенствует его игровые умения. Игровые действия становятся более последовательными и сюжетными.

Одним из основных побуждений к игре является желание ребенка принять и выполнить роль, в связи с этим ребенок начинает воспроизводить игровые действия, подчиняя их той ролевой позиции, которую он принимает. Возникает ролевое общение детей. Они словесно обозначают свою роль и роли других играющих, включаются в ролевые высказывания в ходе совместных действиях, а это зачастую приводит к развитию сюжета игры.

Принятие роли и ее выполнение связано с обобщением предметных действий и поведения людей, с вычленением типичных для них эмоционально-личностных качеств. Принимая роль, ребенок берет на себя все особенности человека, чью роль он выполняет. В связи с этим, следует отметить, что разнообразие ролевых действий зависит от богатства впечатлений детей о деятельности взрослых. Внимание взрослых должно быть сосредоточено и на выразительности ролевых действий: жестов, мимики, движений, которые обогащают ролевые действия. Побуждая детей к сопровождению способов игрового взаимодействия ролевыми высказываниями, обращенными к партнеру: игрушке, сверстнику, воображаемому собеседнику, возможно постепенно перейти от простых ролевых высказываний к более содержательным и впоследствии к сложной форме игрового общения – ролевой беседе. В среднем дошкольном возрасте наибольшее развитие получает специфическая форма игрового взаимодействия – общения. У детей, которые владеют вербальными и невербальными способами ролевого взаимодействия игровое общение становится богаче и содержательнее. Вступая в совместную игру, дошкольники 4-5 лет проявляют определенные отношения друг к другу. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений.

В своем взаимоотношении и общении старшие дошкольники в большей степени ориентированы на сверстников. Они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований дети предъявляют друг другу и стараются учитывать их в своем поведении. В этом возрасте сужается круг общения, дети становятся избирательными в своем общении, но возрастает интенсивность общения с избранными друзьями. Существенное значение для детей 6-7 лет, наряду с успешностью в деятельности сверстников, приобретают его личностные качества: доброта, умение общаться, дружить, защитить друга. Дети способны более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Эти качества особенно ярко проявляются в общении с друзьями. Вместе с этим появляются элементы соперничества, желание отличиться от своих сверстников.

На протяжении дошкольного возраста можно проследить динамику игрового взаимодействия: от первичных непосредственно эмоциональных контактов с близкими взрослыми и активных ориентировочно-исследовательских действий при появлении сверстника через освоение предметных, сюжетных действий, выполняемых индивидуально и совместно со сверстниками. И проявление отношений, выражаемых в симпатиях (антипатиях) к формированию игрового общения на уровне ролевого взаимодействия и познанию партнера как субъекта деятельности и к проявлению социально-направленного игрового взаимодействия, опосредованного ролью и способами взаимоотношений и общения со сверстниками.

Игровое общение требует определенных умений: понимать действия, эмоциональное состояние партнера, откликаться на его предложения, оказывать вербальное воздействие и отвечать на воздействия сверстника. Для того чтобы, эти умения получили должное развитие, дети должны овладеть предметно-игровым взаимодействием и быть ориентированы на сверстника как партнера по игре.

Специфика игровой деятельности.

      Игра носит:

  • подражательный характер
  • самостоятельный характер (косвенное руководство педагога)
  • независимый характер (творчество детей)
  • личностное сопереживание – мотив (нет мотива соподчинения)
  • самоорганизация (по желанию, симпатиям)
  • в процессе игры раскрываются все качества ребёнка (личностные, психические, эмоциональные, волевые)
  • эмоциональный характер (диапазон игры: от положительного до отрицательного)

      Через игру идёт:

  • познание
  • общение
  • самоутверждение

      В игре формируются:

  • ум и чувство
  • способность к творчеству
  • развитие взаимоотношений
  • любознательность, воля
  • эстетические вкусы и предпочтения
  • индивидуальная инициатива
  • готовность к коллективным действиям

      В ролевой игре:

  • складывается личность
  • активно формируется речь
  • воображение
  • мышление
  • В сюжетно – ролевых играх педагог должен уметь встать в разные позиции:
  • встать над детьми
  • играть вместе, рядом, партнёром
  • умение отойти в сторону, создав предметную среду

Классификация детской игры.

  1. Игры по инициативе детей:
  • игры экспериментальные
  • игры с природным материалом (песком, водой, снегом)
  • специальные игрушки (сборные, конструкторы, сюжетные игры до 3 лет и т.п.)
  1. Игры по инициативе взрослых
  • обучающие (дидактические, словесные, сюжетно – дидактические, подвижные, компьютерные)
  • досуговые (шашки, головоломки, шахматы, игры – забавы, развлечения, кукольный театр)
  1. Самостоятельные игры  (игры с правилами)
  • игры с предметами
  • настольно – печатные
  • музыкально – дидактические
  • словесные
  1. Народные игры
  • обрядовые, этнические, национальные, потеховые

Основные методы руководства игрой.

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей
  2. Обогащение игрового опыта детей (использование обучающих игр)
  3. Своевременное изменение игровой среды
  4. Активное общение с детьми

Основное в детской игре.

  1. чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал
  2. чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца
  3. чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг

Подводя итог, необходимо отметить, что совместная игра является важным этапом в развитии личности для освоения и закрепления в реальном взаимодействии социальных норм поведения и гуманных взаимоотношений. Способы игрового взаимодействия это модель взаимодействия взрослых, их форм поведения. Отношение к сверстнику, игровое общение, ролевое поведение, проявляющиеся в сюжетно-ролевой игре подготавливает детей к социальной жизни взрослых и формирует нравственную основу для последующего взаимодействия с окружающими.  

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Путешествие в мир слов»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах предметов
  2. расширить словарный запас детей (имена прилагательные)
  3. развивать память, внимание, воображение, вестибулярный аппарат
  4. воспитывать чувство товарищества, сопереживания

Оборудование:

  • мяч на резинке
  • педальный тренажёр «Шагомобиль»
  • карточки с изображением фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша)

Разминка:

      «Рисование на спине узоров»

Ребёнок стоит спиной, воспитатель рисует на спине букву. Надо угадать, что это за буква и назвать слово, начинающееся на эту букву. Остальные дети, стоя в паре рисуют друг другу буквы и называют слова.(3 минуты)

      «Брызги воды»

Кисти расслаблены, пальцы расстопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивание с рук воды. (1 минута)

Рефлексия предыдущей  игры:

Вопрос к детям: «Кто из Вас вспомнит, как мы играли вчера?»

Давайте, сейчас поиграем на «Шагомобиле»

(Воспитатель просит детей напомнить, как надо правильно становится на шагомобиль.) Упражнение выполняется вперёд и назад с поддержкой другого ребёнка, если тот,  кто шагает неуверен. Время проведения 7 минут.

Оля с Лидой в лес пошли

Весь орешник обошли.

Долго по лесу гуляли,

нагулялись и устали.

*****

Идут домой Алёша с Колей,

Один грустит, другой весёлый.

Релаксация:

Упражнение на циркуляцию крови в органе зрения – быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза.

Упражнение на улучшение процесса аккомодации – обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу, так 6-8 раз.

Время проведения: 2 минуты.

Совместная деятельность взрослого и детей:

Цель: познакомить детей с игрой в мяч «Назови признак предмета»

Правила:

  • вспомнить с детьми по карточкам названия фруктов
  • надо поймать мяч двумя руками и описать названный фрукт  «Какой он?», повторяться нельзя. (Например: яблоко красное, сладкое, зелёное, сочное, кислое и т.д.)

Время игры – 10 минут.

Вместе с родителями:

  • Придумать имена прилагательные к овощам: капуста, картошка, огурец, помидор, свекла.
  • Вместе с родителями поиграть с мячом в игру «Назови признак предмета».

Релаксация:

Общеукрепляющее упражнение для глаз – закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. (1 минута)

Молодцы, ребята, Вы сегодня справились отлично со всеми заданиями, проявили чуткость, помогли своим друзьям, вспомнили признаки предметов.  Не забудьте дома поиграть в мяч вместе со своими братьями, сестрами или родителями.(1 минута)

Время проведения совместной деятельности: 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

Картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками

Представлена картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками...

Особенности гендерных различий в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек

Как играют девочки, как играют мальчики. Какие игры и игрушки они предпочитают. Как в своих играх общаются друг с другом....

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....

Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...