Развивающая среда в группе
материал на тему

Хаустова Алла Вячеславовна

 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._razvivayushchaya_sreda_gruppy.docx520.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 138»

городского округа Самара

443115, г. Самара, ул. Тополей. 16, тел. 925-95-49, факс 925-71-24

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы № 6 «Солнышко», МБДОУ «Детского сада № 138» г.о. Самара (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденным постановлением №  26 от 15 мая 2013г..

Предметно-пространственная среда группы № 6, обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому среда построена так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. В дошкольном возрасте у детей формируется предпочтение совместных игр, поэтому оборудование в группах размещено так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

 Для построения развивающей среды группы выделяются следующие принципы:

  1. содержательно-насыщенности
  2. трансформируемости
  3. полифункциональности;
  4. доступности;
  5. безопасности
  6. принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы;
  7. принцип гибкого зонирования 

заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: двигательной, музыкально-художественной, продуктивной,познавательно-исследовательской, игровой. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки;

  1. принцип стабильности-динамичности 

развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, периода обучения, содержания программы;

  1. принцип полифункциональности 

предметного мира предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, так же наличие в группе предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены:

- информационный уголок для родителей, где они могут познакомиться с годовыми задачами детского сада: режимом дня, меню на текущий день, расписанием образовательной деятельности на текущий учебный год;

- выставка детского творчества.

- оформлен информационный стенд с меняющейся информацией, на котором размещаются рекомендации, памятки.

- в группе каждый месяц новая экспозиция «Мы познаём мир», в которой размещаются тематические фотовыставки, рисунки, информация по исследовательским проектам, эксперименты и результаты.

В группах столы - трансформеры с регулируемыми ножками размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Передвижной мольберт и интерактивная доска находится на уровне глаз детей.

Всё групповое пространство распределено на центры.

Развивающая среда группы сформирована с учетом возраста детей, ведь каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Игровое пространство группы имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, творчеству.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда не только развивающая, но и развивающаяся.

В группах можно выделить центры:

  1. Центр социально-коммуникативного развития

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и активности; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуация и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы и поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Надо отметить, что весь дидактический и игровой материал в группах разложен в корзины с условными обозначениями и находится в доступном для детей месте. А сюжетно – ролевые игры имеют вывески-наклейки с условными обозначениями.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» находится в отдельном мобильном модуле, который можно перемещать, поворачивать, а также развивать игру в любом облюбованном детьми уголке группы. В игре присутствуют муляжи овощей, фруктов, печенья, тортов, и конфеты, весы, касса, сумки для товара являются игрушками – заместителями.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» находится в мебельном модуле, имитирующем домашнюю обстановку. Среди атрибутов этой игры наряду с фабричными игрушками, такими, как пылесос и щётка имеются: игрушки – заместители – утюг, гладильная доска, кухонный комбайн, кофемашина, мясорубка; куклы, кукольные кроватки и коляски; постельное бельё и фартуки для хозяюшек сшитые родителями.

Сюжетно – ролевая игра  «Поликлиника» и «Ветклиника» находятся в стационарном мебельном модуле, но при необходимости дети выносят игру на столы и мобильную платформу. Спец. одежда для детей – форма врача сшита родителями. В игре «Поликлиника» имеются игрушки – заместители весы для младенца и измеритель давления.В игре «Ветклиника» есть переносная тележка, для удобства, маленькие врачи могут отправляться с аппарутрой на дом.

Сюжетно – ролевая игра «Дорожное движение» - это пространственно-объёмная и хорошо интегрируемая с другими игра. Автомобили и заправочные станции сделали вместе с родителями, хотя дети при желании с удовольствием строят их из элементов групповой мебели. Атрибуты настольного варианта игры сделаны частично из бросового материала в СОД.

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» - это любимая девочками группы - игра «Парикмахерская». Находится игра в стационарном мебельном модуле, в котором для безопасности детей прикреплено пластмассовое зеркало. Игра находятся в отдельных корзинах: игрушки – заместители: фен, щипцы для завивки волос, ножницы; муляжи кремов, шампуней и бальзамов для волос;

  1. Центр познавательного развития «Хочу все знать»

 Цель: развитие коммуникативных навыков; развитие социального и эмоционального интеллекта, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения.

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В лабораториях «Хочу всё знать» - воспитанники с интересом занимаются экспериментированием, потому, что в ней находятся:

  • Детский микроскоп;
  • мыльные пузыри;
  • трубочки, губки, резиновая груша, пипетки для экспериментирования с водой;
  • сито для просеивания песка;
  • тонущие и плавающие предметы, сачки для вылавливания тонущих и плавающих предметов;
  • материал для игр-экспериментирований с разными материалами: водой, песком, снегом, бумагой мыльной водой, пеной, и пр.
  • природный материал: ракушки, речная галька, семена растений.

Дидактические игры, выполненные совместно с детьми, хранятся в коробочках с условными обозначениями в доступном для детей месте. А также воспитанники очень любят электронные дидактические игры. Для этого в группе № 6 имеется интерактивное оборудование. Электронные ресурсы создаются педагогами группы по темам недели, пройденным материалам, прочитанным книгам и запросам детей в зависимости от образовательных потребностей.

Некоторые настольные игры мы с детьми делаем из обветшавшего и морально устаревшего печатного и игрового материала. Так же дети используют для изготовления игр природный материал (помимо покупных настольных дидактических игр).

В патриотическом уголке регулярно помещаются тематические альбомы, коллекции, выставки работ семейного творчества – продукт проектной деятельности группы.

В уголке космоса выставлены постоянно обновляющиеся экспозиции, макеты спутников, ракет, летательных аппаратов.

  1. Центр художественно-эстетического развития

Цель: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-  развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Музыкальный и театральный разделы центра находятся в стационарном мебельном модуле, в свободном доступе у детей:

  • детские музыкальные инструменты: пианино, гармошка, барабаны, бубны, свирели, дудки, рожки, колокольчики, треугольник, металлофон, ксилофон, рояль, пианино;
  • игрушки - самоделки: музыкальный кубик с картинками, звучащие коробки и крышки, деревянные палочки, балалайка, лесенка пятиступенчатая;
  • игрушки озвученные: погремушка, шкатулка, неваляшки, музыкальный телефон, звучащие коробки;
  • музыкально-дидактические игры и дидактические альбомы;
  • магнитофон с музыкальными дисками;
  • На театрализованной полке игрушки, которые легко снять с полки и развернуть на столах игру находятся куклы театра би-ба-бо, настольного и пальчикового театра;

В свободном доступе родителей и гостей группы выставка детских работ, экспозиция которой меняется регулярно.

  1. Центр физического развития «Будь здоров»

Цель: формирование у детей жизненно-необходимых умений и навыков, достижение определенного уровня физической культуры. Ранняя диагностика отклонений в здоровье детей, охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной,
  • формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
  • координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование  
  • начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми правилами;
  • становление ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

- обогащение условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

 - воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение физического и психо – эмоционального благополучия;

- обеспечение интегративного подхода в решении задач воспитания и охраны жизни детей;

- обогащение личности ребенка средствами физкультурно-оздоровительной работы.

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно - гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Центр расположен в стационарном мебельном модуле всё необходимое оборудование находится в корзинах в свободном доступе детей.

Массажные коврики «Кочки»  приобретены для выполнения детьми корригирующих упражнений после сна.

Массажные рукавички «Пуговки» представляет собой нарукавные мочалки с нашитыми на него крупными пуговицами, материал подобран специально, с жёстким ворсом.

Пластмассовые палочки необходимы для выполнения сенсорных упражнений кистей рук и стоп. Так же они используются при выполнении перешагивания, переступания и др.

Разноцветные ленты с кольцами используются для игр в «Ловишки», «Найди пару» и .д.

«Кольцебросы» и «боулинг» пользуется у детей особой популярностью.

Это самый любимый центр в группе. Дети с удовольствием играют в игры, используя спортивные атрибуты.

В нашей группе есть специализированная аппаратура (ноутбук, аудиоцентр), что позволяет насыщать пространство группы музыкой, сопровождающей утреннюю гимнастику, занятия, гимнастику после сна музыкальным сопровождением, демонстрировать детям  познавательные передачи и фильмы. Особенной любовью пользуется коллекция «Год на орбите», дети очень любят смотреть передачу о жизни российский космонавтов.

На территории, закрепленной за группой № 6, стараниями педагогов, воспитанников и их родителей организован огород. В огороде выращиваются и овощные культуры, и садовая земляника, и зелень, и некоторые зерновые культуры. Каждый год мы сажаем что-то новое.

На прогулочных участках группы находятся малые спортивные формы. НА асфальте нанесены дорожная разметка, нарисованы рисунки для подвижных игр и дидактических игр, разметка для спортивной дорожки.

Таким образом, можно отметить, что при организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО осуществляется творческий, авторский подход.

Заведующий МБДОУ №138 ______________________  /Н.Н.Болясова/


Презентация группы с фотографиями:F:\фото порт\IMG_1246.JPG


F:\фото порт\IMG_1248.JPGF:\фото порт\IMG_1241.JPGF:\фото порт\IMG_1250.JPGF:\фото порт\IMG_1256.JPGF:\фото порт\IMG_1247.JPGF:\фото порт\IMG_1252.JPG

F:\фото порт\IMG_1239.JPGF:\фото порт\IMG_1244.JPG

F:\фото порт\IMG_1240.JPGF:\фото порт\IMG_1245.JPG

F:\фото порт\IMG_1243.JPGF:\фото порт\IMG_1258 — копия.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – развивающая среда подготовительной группы Номинация « Оформление группы»

В  материале  представлено  оформление   некоторых   уголков в подготовительной  группе....

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...