Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми условиях в ДОУ
консультация по теме

Жиженкова Светлана Геннадьевна

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizhenkova_organizatsiya_poznavatelno.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=29ccafa82599593f610274516d001de2-101-144&n=24Организация познавательно-исследовательской деятельности  с детьми условиях в ДОУ

   В соответствии с ФГОС ДО  познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из задач современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

    В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:

  • Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
  • Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:

I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.

II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:

  • Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.
  • Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.
  • Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)
  • Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное, через цепь единичных предметов.
  • Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .

III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:

  • умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
  • классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).

К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.

Решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.

Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.

Ведь в современном обществе требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный».

Литература

1. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

2. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

3. Е. Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г.,
    4. Л.В. Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г
   5. ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с., .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в условиях ДОУ"

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога ил...

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»...

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...