Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины
статья (старшая группа) на тему

Чиркин Сергей Васильевич

Материал из опыта работы, раскрывающий особенности организации нравственно-патриотического и духовного воспитания на основании изучения и анализа ближайшего окружения, его истории и традиций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чиркин С.В., 

заведующий

МДОУ д/с «Колосок» с. Старый Хопер

«Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины» 

Духовно-нравственное воспитание -одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания  в образовательном учреждении считаются:

  • формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, малой Родине, стране, природе родного края, к культурному наследию своего народа;
  • воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, внутреннего волеизъявления;
  • воспитание толерантного отношения к представителям других культур и национальностей.  

Следовательно проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников — проблема актуальная в условиях современной России с нестабильным экономическим положением граждан и политическими рознями с другими государствами.                                                                                                                              

Поэтому для активизации познавательной и культурной сфер развития воспитанников в нашем МДОУ с 01.09.2015 года внедрена программа нравственно-патриотического воспитания «Приобщения к истокам Старохоперской культуры». Данная программа соответствует ФГОС ДО и является составным элементом ООП МДОУ, имеет положительные рецензии представителей педагогического сообщества, а именно:

  • ведущего специалиста по работе с инновационными программами в рамках реализации регионального компонента СОИРО
  • доцента, доктора педагогических наук, преподавателя БИ СГУ

Основополагающим принципом, заложенным нами, при ее построении является: принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Считаем, что светское воспитание должно вестись в параллели с формированием внутреннего духовного потенциала ребенка.

Опыт работы у нас не так обширен, как у многих из оппонентов. Определив цели и задачи деятельности с учетом:

  • богатой культурологической среды Муниципального образования;
  • необходимостью формирования вариативной части ООП, с опорой на близкие ребенку составляющие педагогического процесса (изучение ближайшего окружения)
  • организации деятельности в рамках социального партнерства с иными социальными учреждениями,

наш коллектив соавторов (Бабенкова Е.П., Былкина Т.Н., Чиркин С.В., Падалкина И.В – педагоги МДОУ) разработали теоретическую часть организации деятельности с детьми по приобщению к истокам Старохоперской культуры.

Следующим этапом деятельности является экспертиза ее практической значимости. Следует отметить, что курирование проектом реализации программы ведет преподаватель кафедры «Естественно научного и педагогического образования» БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского Котова Татьяна Александровна. Обсудив приоритетные направления деятельности и предоставив работу на рецензирование в указанные выше организации, мы получили положительные экспертные заключения и внедрили данную деятельность в педагогический процесс Учреждения.

За 11месяцев текущего года  в рамках приобщения детей к духовной и нравственной культуре Старохоперского народа организованы следующие мероприятия:

«Осенины-осени именины», приуроченное к православному празднику Воздвиженье Животворящего креста Господня. Развлечение «Новый год -новая пора», с демонстрацией очерков из жития Святых.«Рождество», с театрализованным представлением.

В перспективе организовать с детьми познавательно-игровое мероприятие на основе пасхальных традиций и народного праздника «Ивана купала» (07.07.2016), «Троицы»

Система работы по нашей программе предполагает планомерное познание краеведческих истоков развития малой Родины, становления культуры народа. Воспитание ребенка должно быть ориентировано на познание механизмов функционирующих в ближайшем окружении (семье, селе, районе).

Любая традиция и культура имеет духовный ценз. Говоря о культуре быта Старохоперского народа, нельзя обойти стороной корни поселения – село основано вольными казаками, запорожцами и легендарными воинами, поэтому говор преимущественно украинский, а традиции сформировались под влиянием культуры русского народа. Каждый праздник, окружающий быт сельских людей, связан с верой в благодать, с божьей верой. Традиции и культура села пронизаны добротой, теплотой и щедростью. Воспитание основ духовности и нравственности на указанных элементах культуры выступает как процесс естественный и увлекательный.

Следует отметить, что мы строим свою деятельность на единстве воспитательных целей при формировании нравственных, патриотических и духовных начал в личности каждого ребенка.

Особую роль в нашем начинании играют родители воспитанников. Анализируя их запрос на оказание образовательных услуг, была четко установлена их заинтересованность в формировании культурологических основ у детей. Познакомив в последующем родительский коллектив с направлением деятельности по реализации программы нравственно-патриотического воспитания  «Приобщение к истокам Старохоперской культуры» мы нашли   в их лице помощников, чувствуем их поддержку. С их участием проходят практически все мероприятия, создан музей народной культуры.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание, на основе патриотических мероприятий, процесс достаточно сложный, обширный. Но мы надеемся, что наши дети с гордостью вспомнят то место, где они родились и выросли. Мы уверенны, что данная деятельность позволит сформировать богатое  внутреннее ощущение доброты, теплоты и веры в лучшее.