Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

гончарова ирина сергеевна

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_igrovoe_tvorchestvo.docx193.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников

                                              Исполнитель:

                    Гончарова Ирина Сергеевна,

                                   музыкальный руководитель МБДОУ

                «Васьковский детский сад»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3                                                                                                              

1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………..   4               

2. Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка…………   10                  

3. Игровая деятельность дошкольников………………………………………  12                                                        

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Введение

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Задача дошкольного воспитания должна состоять не в максимальном ускорении развитии ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в правильном и целостном развитии ребенка.

     Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

    Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры, т.е. музыкальное воспитание, нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте.  Отсутствие полноценных  музыкальных  впечатлений  в   детстве   с   трудом   восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения  речью,  для  которой  необходима  речевая  среда,  чтобы полюбить  музыку,  ребенок  должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроения.  Известный  фольклорист  Г.М. Науменко  писал:

 «…   у   ребенка, попадающего  в  социальную   изоляцию,   происходит   задержка   умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает,  общается  с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем  детстве,  та  и будет основным опорным  поэтическим  и  музыкальным  языком  в  его  будущем сознательном  речевом  и  музыкальном  интонировании.  Становится  понятным, почему  те  дети,  которых  укачивали  под   колыбельные,   воспитывали   на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с  которыми  играли,  исполняя потешки,  по  многочисленным  наблюдениям,  наиболее  творческие   дети, с развитым музыкальным мышлением …».

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  «Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  Дошкольный  возраст чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной  деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего духовного становления.

 Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Большое значение имеет музыкально-игровое творчество дошкольников. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова). Даже если ребёнок молчит, но движениями он передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т. Боровик).

Актуальность  развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности. 

Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Мы должны найти пути решения задач музыкально-творческого развития.

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.  И это качество необходимо всячески развивать. Поощряя  любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

  1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение.

«Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский).

«Ребенка можно плодотворно учить, только согласуя обучение с природой ребенка» (И.Г.Песталоцци).

«Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д.Ушинский).

Добиться успехов в воспитании и обучении дошкольников возможно при знании этапов возрастного развития детей, при видении их внутреннего мира, понимании их отношений, взглядов, переживаний, чувств. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояний организма. В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста(5-6лет) присущи следующие особенности.

Восприятие детей уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

Мышление ребенка является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, наглядно-образное мышление преобразуется.  Навыки анализа у детей элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки(«бабочка-птица, потому что летает, а курица-не птица, потому что лететь не может»).                                                                                      

 Речь ребенка складывается под  решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. К  7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд.  Детям свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Для детей характерно репродуктивное воображение, т.е. увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах. Дети не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

В этом возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития: ребенок-взрослый(обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый-это носитель общественных функций, т. е. водитель, воспитатель, мама вообще. Складывается классическая психологическая ситуация- феномен «Я Сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя как «взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. Противоречие разрешается в особом типе деятельности- в игре.

К возрастным особенностям музыкального развития относятся следующие характеристики:

5 год- «Время почемучек»: ребенок наблюдателен и способен определить музыку веселую, радостную,спокойную. Различает части произведения по характеру звучания. Узнает звуки рояля, баяна, скрипки. Голос приобретает звонкость, подвижность, но еще требует поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Осваивает основные виды движения: бег, ходьба, прыжки(при этом кто-то пытается проявить индивидуальность, самовыражение). Но в последнее время в связи с ранним развитием детей это можно наблюдать раньше(3-4г).

6-7 год – «Период подготовки к школе»: в этом возрасте дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразие оттенков и общее настроение в музыке. Ребенок целостно воспринимает произведение, даже если перед ним ставится задача вслушиваться в конкретные особенности музыкального языка. У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность и звонкость. В музыкально-ритмической деятельности более самостоятельны, выразительны, творчески относятся к процессу движений.

Таким образом, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют широко  использовать музыкально-творческую деятельность как одну из ведущих в процессе их музыкального воспитания.

  1.  Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс деятельности является основанием для развития ребенка. Именно в деятельности происходит развитие дошкольника.

          Деятельность- это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

          Деятельность– преобразование окружающего мира. Осуществление деятельности способствует формированию и самореализации личности, а ее итогом является развитие общества.

         Деятельность-это ряд законченных действий, подчиненных общей цели. Поэтому самостоятельную деятельность следует рассматривать с этой точки зрения как комплекс действий: возникновение замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.

         Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремиться к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые виды деятельности приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

Виды деятельности детей представляют собой иерархию(от значимых к менее значимым) и образуют ядро личности. Существует трудовая, учебная, игровая, музыкальная деятельность ребенка. К музыкальной деятельности относятся следующие ее виды: восприятие, исполнительство (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения), творчество, музыкально-образовательная деятельность.

           В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние психические действия, которые составляют основу содержания психического развития(восприятие, мышление, воображение, память). Для детей старшего дошкольного возраста характерна игровая и музыкально-игровая деятельность.

3.   Игровая деятельность- основная в дошкольном возрасте.

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

По мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

        Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Классификация игр

  • Творческие (сюжетно-ролевые, театральные, режиссерские, игры-драматизации, игры - имитации, игры экспериментирование)
  • Дидактические (развивающие, речевые, народные)
  • Подвижные (элементы спортивных игр, спортивные упражнения)
  • Музыкальные (под инструментальную музыку: сюжетные, несюжетные;  игры под пение: хороводы и инсценировки)

Творческие  игры. Отражение в сюжетно-ролевых играх различных сюжетов: бытовых, трудовых, общественных, фантастических, содержания любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов. Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Использование разнообразных построек из строительных материалов (вокзал, корабль, самолет, дворец).

Разыгрывание в театральных, режиссерские играх и играх-драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои), выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использование мимики, пантомимики, интонации.

Игры-экспериментирование с разными материалами : с водой, льдом, снегом, магнитом, со светом.

Дидактические игры. Развивающие: игры на сравнение предметов по нескольким признакам, группировка объектов на основе существенных признаков («Живое – неживое»; «Домашние – дикие животные»). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос-ответ»).

Составление целого из частей (10-12 частей).

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условными знаками, сигналами (« Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди ошибку»; «Контролер»; «Найди отличия»).

Игры, связанные с развитием интеллекта (головоломки, лабиринты, смекалки).

Народные игры: «Садовник»; «Краски»; «Фанты».

Подвижные игры. Элементы спортивных игр: игры с бегом, с прыжками, с метанием и ловлей; игры-эстафеты; дорожка препятствий.

Спортивные упражнения: катание на санках; скольжение; ходьба на лыжах; катание на коньках; катание на велосипеде; плавание.

Музыкальные игры. Игры под инструментальную музыку:

 а) сюжетные: передача образов различных персонажей и их действий в соответствии с музыкой; б) несюжетные: движения в соответствии с характером и формой музыкального произведения, отсутствие сюжета.

Игры под пение: хороводы - древнейший вид народного танцевального искусства; массовый танец, сопровождаемый песнями и драматическим  действием. Игры – инсценировки: наличие образов, ролей, подражание.

Музыкально-игровая деятельность как разновидность игровой. Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Значение игровой деятельности

1)Обеспечивает развитие  двигательных, умственных, речевых навыков

2)Способствует всестороннему развитию ребенка

3)Расширяет сферу их интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий                                                                                                                                    5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков

Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.

Велики возможности игры в формировании и развитии творческой деятельности детей. В игре изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становиться более связным; жизнь отражается в игре все полнее и реальнее; мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими; фантазия делается богаче; средства изображения разнообразнее; развивается согласованность действий, обдуманность. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. В игре начинает формироваться творческая деятельность детей. Творчество – результат воспитания, а не врожденный дар, свойственный дошкольному возрасту, как утверждают идеалистические теории игры. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры - отражение действительности, подражание взрослым. Если мы обогащаем ребенка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается; он лучше, полнее, правильнее подражает деятельности взрослых.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Виды детского творчества:

  • Художественное (изобразительное, литературное)
  • Техническое
  • Музыкальное

Литературное детское творчество

        Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Музыкальное детское творчество

       Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество -  это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

        Чем же характеризуется детское музыкальное творчество?

В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно. Эти проявления возникают очень рано и позволяют ребенку выполнять творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер    (марш, вальс);передать грустное или веселое настроение.

           В музыкальной игре это собственная трактовка различных персонажей, характер которых подсказан программной пьесой, инсценированием песен по литературной основе. Здесь возможны проявления стереотипных движений. Творческими их можно назвать в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, характерные повадки, интересно выразил поведение персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом.

           Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, сочинить простой танец типа польки. Если в сочинительстве участвует несколько детей, то варианты коллективно обсуждаются и лучший из них разучивается, а иногда исполняется на праздничном утреннике.

            Музыкальное творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов. Старшие дошкольники могут, например, самостоятельно составить небольшую партитуру для оркестра: прослушав пьесу, предлагают отдельные фрагменты исполнять на тех или иных инструментах, проявляя свою индивидуальность достаточно ярко.

           Источниками возникновения детского музыкального творчества являются:

  1. накопление впечатлений от произведения искусства,
  2. накопление личного опыта в искусстве.

Эти 2 момента являются основой формирования тяги ребенка к проявлению творческой способности. В процессе музыкальной деятельности, у детей развиваются музыкальные способности; нарабатываются необходимые знания, умения и навыки, чтобы выразить свои музыкальные впечатления.

Успешность творческих проявлений зависит от уровня развития основных музыкальных способностей: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Также можно добавить воображение, фантазию и умение проявить свой опыт в новых условиях.  

 

Заключение

Таким образом, творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством, в частности с музыкальным искусством.

Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

-накопление впечатлений от восприятия искусства, опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств;

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального  творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

- комфортная психологическая обстановка, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе и наличие свободного времени;

- методы обучения должны находиться в соответствии с поставленными целями обучения.                                                 

Педагогу необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на музыку. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам.  

Дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Мы не утверждаем, что научить творчеству можно, но создать условия для его проявления – в наших силах.

Список литературы

  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины [Текст]  / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО Издательство «Дом.XXI век», 2007. – 222с.
  2. Бугаева, З.Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст]  / З.Н.Бугаева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер. 2005. – 301 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]  / Н.А.Ветлугина. – М.: 1968. – 415 с.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.- 90с.
  5. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 656с.
  6. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]  / А.Г. Гогоберидзе, B.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - 317с.
  7. Горбунова, Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников творчества [Текст] / Г. А.Горбунова //Дошкольная педагогика. - 2005.-№1.- С.55-57.
  8. Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И.В.Груздова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 254с.
  9. Галянт, И.Г. Орфей. Пальчиковые игры для развития детского творчества [Текст] / И.Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1999. - 22с.
  10. Казакова, Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов [Текст] / Т.Г.Казакова// Дошкольное воспитание. – 1993. -  № 4.
  11. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях [Текст]  / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1988. №2.- С.129-137.
  12. Косарева, Е. Речь, музыка, движение [Текст] / Е.Косарева // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. – С.67-72.
  13. Котова Е. В., Кузнецова С.В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010 - 128 с.
  14. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости [Текст] / A.M. Матюшкин//Вопросы психологии. 1989, №6.- С.29-33.
  15. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  16. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / А.М.Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  17. Равчеева, И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве [Текст] / И.П.Равчеева. – М.: Учитель, 2014. – 41с.
  18. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П.Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.
  19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов, Рос. акад.наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377с.
  20. Уварина, Н.В. Основы развития творчества [Текст] / Н.В. Уварина. -Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2004. - 113с.

                                                           Приложение 1

Игровые разминки

Какая у кого песенка

У ходиков песня такая: Тик- тик- тик ( руки – стрелочки)
У птички –синички – такая: Пик-пик-пик ( ладошки – клювики)
У поросёнка – такая: Рюх –рюх-рюх ( ладошки – «пятачки»)
У ежика песня такая: Плюх-плюх-плюх ( пальчики – «колючки»)
У кисоньки песня такая: - Мяу, мяу ( ладошки гладят шерстку)
А у рыбёшки какая? (приём – «рот на замке», но беззвучный, губки крепкие.)

Карасёнок и Карась

Карасёнку раз карась подарил раскраску 
И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка три весёлых поросёнка,
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

/Движения:
Карась и карасёнок – ладошки – «плавающие рыбки»
Сказка – раскраска ( ладошки – «книжечка»)
Раскрась - перекрасил – движения плавные кистями вверх –вниз)
Поросята – ладошки «пятачки»/

Шмели ( речевое упражнение + театральный этюд)

Шмель Шмелю жужжит:
«Друж –ж –ище! На тебе ж пылинок тыщи!
Ты ж –ж пыльцою даж –ж-же вот перепачкал весь ж-живот!»
Поправляя свой жилет, Шмель Шмелю жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца! Это пудра для лица!
На боках и на спине я несу её ж-ж-жене!»

/ Движения: ладошки – крылышки, далее – образы через пальцы рук:
пылинки, живот, жилет, пудра, лицо, спина и тд)

Приложение 2

ИГРА «БАРАШКИ,  ВОРОТА И ВОЛК» подг.гр.

Двое  детей – воротца стоят  лицом к барашкам, держась за руки, не поднимая их, ворота закрыты, 1 ребенок – волк стоит в стороне, за кустиком, остальные – барашки.

Дети  стоят двумя колоннами, напротив ворот, руки сжаты в кулачки у лба (рожки).

1 часть.

1к. Поют барашки:

Открывайте, открывайте, ворота, ворота.

Пропустите, пропустите, на луга, на луга!  

(барашки пока поют ворота «бодаются» кивают головой)

2к. Поют воротца.

Рано, рано, вы барашки застучали в ворота.

Не откроем, не откроем и не пустим на луга.

(воротца отрицательно качают головой, пока поют барашки)

3к.

Барашки: Открывайте, открывайте ворота, ворота!

Воротца: Не откроем, не откроем, и не пустим на луга!

Стук барабанов: барашки стучат ножками, «бодают» рожками.

Воротца на заключение поднимают руки – «открывают ворота»!

2 часть.

 Музыка «ПЛЯСКА»

Барашки идут в воротики, одна колонна вправо, 2я влево, образуют полукруг.

Воротца остаются в центре. Все пляшут свободно, или выполняют имитационные движения: щиплют травку, топают копытцами и т. д.

 Музыка «Выход волка, догонялки»

Выходит волк, барашки прячутся за воротца.

На музыку «Догонялки» волк пытается поймать барашков, ворота защищают, закрывают барашков, не пропуская волка.

В конце можно включить 1часть  барашков.

Барашки: Тра- та – та, тра- та – та, до свиданья ворота!

Приложение 3

E:\КОЛОКОЛЬЧИК-архив\КОЛОКОЛЬЧИК\КОЛОКОЛЬЧИК №44 2010  Музыка, Женский праздник\8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников

Развитие творчества детей - проблема, к которой не ослабевает интерес теоретиков и практиков. Анализ психолого-педагогических источников, методической литературы по проблеме словесного творчества дошк...

Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников

Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Большое значение имеет музыкально-игровое творчество дошкольников. Оно оказывает на детей коррекционное воздействи...

«Развитие творчества в игровой деятельности дошкольников»

Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, в младшей группе "готовим мишке обед", "купаем куклу", "лечим зайку"... Дети любят и...

Консультация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"

Консультаци-презентация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"...

Народное творчество в изо-деятельности дошкольника

Ознакомительный материал для родителей...

Проектная деятельность «Театра - тапочек»- путь к творчеству и театральной деятельности дошкольника»

Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать....