Статья «Как организовать предметно-развивающую среду в группе»
статья (старшая группа) на тему

Панина Ирина Константиновна

Особенности организации предметно-пространственной среды:

-для обеспечения эмоционального благополучия ребенка

-для развития самостоятельности

-для развития игровой деятельности

-для развития познавательной деятельности

-для развития проектной деятельности

-для самовыражения средствами искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Как организовать предметно-развивающую среду в группе»

 Статью подготовила  воспитатели ГБДОУ № 57 Панина Ирина Костантиновна 2015 год Санкт-Петербург

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.) 

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей

 Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

 Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

 Необходимость предлагаемой инновации:

Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

Список литературы.


  1. Букина Н.Н. О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

  2. Дошкольная педагогика №2. - С-Пб., 2007.

  3. Головин С.Ю. СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. - Минск, 1997.

  4. Гуськова Т. ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Дошкольное воспитание №11. - M., 1998.

  5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И СЕМЬЯ. - М., 2001.

  6. Иванова Э.В. В ПОИСКАХ РАДОСТИ СЕМЕЙНОЙ ГАРМОНИИ, Дошкольные воспитание №4 - М., 1990.

  7. Кирьянова Р.А. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ, Дошкольная педагогика №1. - С-Пб., 2005.

  8. Лебедь Н. САМОСТОЯТЕЬНОСТЬ: КОГДА И СКОЛЬКО, Аистенок №4 . - М., 2006

  9. Марецкая Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ. Дошкольная педагогика №3. - С-Пб., 2005.

  10. Рыжова Н.А. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. -М., 2003.

  11. Степанова С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Памятка "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье"

Рекомендации родителям о том, как сделать домашнюю среду - полезной и удобной для ребёнка....

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...