План самообразования
материал (средняя группа) на тему

План самообразования воспитателя на тему:"Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе знакомства с народами России" (севера: Эскимосы, юга: Калмыки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_14-15.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Программа саморазвития педагога

на 2014-2015 учебный год

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе знакомства с народами России

          Разработала:

        Воспитатель

                                            Вахрамова Е. В.

                

Арзамас 2014г.

 Актуальность.

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.  

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит,  другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина – Россия у нас у всех одна!

В России проживает около 160 народов. Каждый из народов России отличается по укладу жизни, культуре, обычаям, историческим традициям, языку.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

 Цель:  повышение компетенции воспитателя в вопросах развития  художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с народами России.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать систему работы по развитию художественно-творческих способностей детей  в процессе знакомства с народами России.
  3. Обогащать развивающую среду группы дидактическими играми и материалами по художественно-эстетическому и познавательному развитию.
  4. Привлекать родителей к образовательному процессу.

Этапы работы.

Наименование мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

1

2.

3.

4.

5.

6.

Изучение методической литературы.

 

       Посещение городских методических объединений       по художественно-эстетическому  направлению

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию (http://www.maaam.ru, «Детский сад.ру» http://wwwdetskisad.ru,  «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

Пополнение развивающей среды группы новыми материалами:

  • Альбомы:
  • «Жители льдов»
  • «Национальная одежда жителей Севера»
  • «Заповедник «Чёрные земли»
  • «Цаган Аман, Белые ворота»
  • Дидактические игры:
  • « Найди отличия»
  • «Лото «Животные»
  • «Угадай, кто спрятался»
  • «Одень куклу»
  • «Составь узор»
  •  «Кто где живёт»
  • Пазлы «Животные степи»
  • Макет «На далёком Севере»
  • Картотека сказок: «Сказки народов Севера», «Калмыцкие народные сказки»
  • ИКТ:
  • Аудиозаписи: «Северные напевы»,  «Песенка эскимоса», «Колыбельная медведицы»
  • Видеозаписи: мультфильмы из серии «Гора самоцветов», «Народные танцы эскимосов», диафильм «Как собака друга искала», видеофильм «Северное шоу – ансамбль «Чукотка», видео «Северное сияние», «Обитатели Калмыцкой степи», видео презентация «Весна в степи»

 

Взаимодействие  с родителями:

  •  Доклад «Воспитание толерантности в процессе знакомства с разными народами» ( в рамках родительского собрания «Особенности развития детей 5-го года жизни»)
  • Анкетирование «
  •  Создание альбома «Игры народов Севера», «Кухня народов Севера»
  • Физкультурный досуг «В гостях у эскимосов»
  • Показ художественного события «Волшебная сила прекрасного тюльпана» (в рамках итогового родительского собрания)

 

   Взаимодействие с детьми:

  • НОД :
  • Социальный мир «Где-то на белом свете», «Всем на свете нужен дом», «Путешествие в Калмыкию»
  • Природный мир «Животные Севера», «Обитатели Калмыцкой степи»
  • Конструирование из бумаги «Полярная сова»
  • Лепка «Северное сияние», «Мебель для юрты», «Заяц-русак»
  • Аппликация из бросового материала «Яркое сияние»
  • Рисование «Белый мишка»
  • Речевое развитие «Разучивание стихотворений о северных животных»
  • Чтение сказок:
  • «Айога» (нанайская), «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагарская), «Большое путешествие маленького мышонка» (эскимосская), «Кукушка» (ненецкая), «Лиса и ворон» (эскимосская), «Легенда о северном сиянии» (легенды народов Севера), «Весёлый воробей», «Сказка о родном крае» (калмыцкая)
  • Подвижные игры:
  • «Льдинки, ветер и мороз»
  • «Оленьи упряжки»
  • «Полярная сова и евражки»
  • «Охота на куропаток»
  • «Кружится вокруг колышка»
  • «Сокол и лиса»
  • «Рыбаки и рыбки»
  • Театрализованные игры и игры-драматизации:
  • «Путешествие на Север»
  • «Суслик и хомяк»
  • Загадывание загадок о Северных и степных животных
  • Итоговые мероприятия:
  • Художественное событие «Волшебный огонь Севера»

в течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь 2014г.

Октябрь 2014г.

 

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015г.

Март  2015г.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы представления о ценности и своеобразии эскимосской и калмыцкой  национальной  культуры;
  •  дети проявляют самостоятельные попытки общения по поводу увиденного со сверстниками и взрослыми;
  • дети называют праздничные обряды  и традиции эскимос и калмыков, знакомы с народным фольклором этих народов;
  • у большинства детей отмечен активный интерес к культуре и традициям эскимосских и калмыцких  народов, к народным праздникам;  
  • дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре полученные знания о культурных  традициях этих народов;
  • дети активно используют полученные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...