План самообразования
материал (средняя группа) на тему

План самообразования воспитателя на тему:"Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе знакомства с народами России" (севера: Эскимосы, юга: Калмыки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_14-15.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Программа саморазвития педагога

на 2014-2015 учебный год

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе знакомства с народами России

          Разработала:

        Воспитатель

                                            Вахрамова Е. В.

                

Арзамас 2014г.

 Актуальность.

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.  

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит,  другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина – Россия у нас у всех одна!

В России проживает около 160 народов. Каждый из народов России отличается по укладу жизни, культуре, обычаям, историческим традициям, языку.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

 Цель:  повышение компетенции воспитателя в вопросах развития  художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с народами России.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать систему работы по развитию художественно-творческих способностей детей  в процессе знакомства с народами России.
  3. Обогащать развивающую среду группы дидактическими играми и материалами по художественно-эстетическому и познавательному развитию.
  4. Привлекать родителей к образовательному процессу.

Этапы работы.

Наименование мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

1

2.

3.

4.

5.

6.

Изучение методической литературы.

 

       Посещение городских методических объединений       по художественно-эстетическому  направлению

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию (http://www.maaam.ru, «Детский сад.ру» http://wwwdetskisad.ru,  «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

Пополнение развивающей среды группы новыми материалами:

  • Альбомы:
  • «Жители льдов»
  • «Национальная одежда жителей Севера»
  • «Заповедник «Чёрные земли»
  • «Цаган Аман, Белые ворота»
  • Дидактические игры:
  • « Найди отличия»
  • «Лото «Животные»
  • «Угадай, кто спрятался»
  • «Одень куклу»
  • «Составь узор»
  •  «Кто где живёт»
  • Пазлы «Животные степи»
  • Макет «На далёком Севере»
  • Картотека сказок: «Сказки народов Севера», «Калмыцкие народные сказки»
  • ИКТ:
  • Аудиозаписи: «Северные напевы»,  «Песенка эскимоса», «Колыбельная медведицы»
  • Видеозаписи: мультфильмы из серии «Гора самоцветов», «Народные танцы эскимосов», диафильм «Как собака друга искала», видеофильм «Северное шоу – ансамбль «Чукотка», видео «Северное сияние», «Обитатели Калмыцкой степи», видео презентация «Весна в степи»

 

Взаимодействие  с родителями:

  •  Доклад «Воспитание толерантности в процессе знакомства с разными народами» ( в рамках родительского собрания «Особенности развития детей 5-го года жизни»)
  • Анкетирование «
  •  Создание альбома «Игры народов Севера», «Кухня народов Севера»
  • Физкультурный досуг «В гостях у эскимосов»
  • Показ художественного события «Волшебная сила прекрасного тюльпана» (в рамках итогового родительского собрания)

 

   Взаимодействие с детьми:

  • НОД :
  • Социальный мир «Где-то на белом свете», «Всем на свете нужен дом», «Путешествие в Калмыкию»
  • Природный мир «Животные Севера», «Обитатели Калмыцкой степи»
  • Конструирование из бумаги «Полярная сова»
  • Лепка «Северное сияние», «Мебель для юрты», «Заяц-русак»
  • Аппликация из бросового материала «Яркое сияние»
  • Рисование «Белый мишка»
  • Речевое развитие «Разучивание стихотворений о северных животных»
  • Чтение сказок:
  • «Айога» (нанайская), «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагарская), «Большое путешествие маленького мышонка» (эскимосская), «Кукушка» (ненецкая), «Лиса и ворон» (эскимосская), «Легенда о северном сиянии» (легенды народов Севера), «Весёлый воробей», «Сказка о родном крае» (калмыцкая)
  • Подвижные игры:
  • «Льдинки, ветер и мороз»
  • «Оленьи упряжки»
  • «Полярная сова и евражки»
  • «Охота на куропаток»
  • «Кружится вокруг колышка»
  • «Сокол и лиса»
  • «Рыбаки и рыбки»
  • Театрализованные игры и игры-драматизации:
  • «Путешествие на Север»
  • «Суслик и хомяк»
  • Загадывание загадок о Северных и степных животных
  • Итоговые мероприятия:
  • Художественное событие «Волшебный огонь Севера»

в течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь 2014г.

Октябрь 2014г.

 

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015г.

Март  2015г.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы представления о ценности и своеобразии эскимосской и калмыцкой  национальной  культуры;
  •  дети проявляют самостоятельные попытки общения по поводу увиденного со сверстниками и взрослыми;
  • дети называют праздничные обряды  и традиции эскимос и калмыков, знакомы с народным фольклором этих народов;
  • у большинства детей отмечен активный интерес к культуре и традициям эскимосских и калмыцких  народов, к народным праздникам;  
  • дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре полученные знания о культурных  традициях этих народов;
  • дети активно используют полученные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...