Формирование представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами народных игр.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение….…………………………………………………………………..…
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о родном крае средствами народных игр……………….……………….………………........
1.1. Особенности и задачи формирования представлении о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста………………….…………...
1.2.Значение народной игры в образовании воспитанников старшего дошкольного возраста……………………………………….………………….
1.3.Народная игра как средство формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о родном крае.….…..…..…
Выводы по главе 1………...……………………………………………….....
Глава 2. Организация и методика работы с народными играми
как средство формирования представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста…………………………
2.1. Исследование уровня с формированности представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста…………………………..…
2.2. Процесс формирования представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием народных игр….………
2.3. Подведение итогов и анализ результатов формирования представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием народных игр ………………………………….......................
Выводы по главе 2.………………..…….………….……………………….....
Заключение..………………………….………………..…………………….....
Введение
Дошкольное детство - важный этап в становлении социального облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Актуальность нашей выпускной квалификацонной работы подчеркивается и нормативными документами. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации, обеспечивает непрерывность процесса формирования патриотического сознания граждан как одного из факторов единения нации. Согласно Указу Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ патриотического воспитания. В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования №1155 от 17.10. 2013 г., социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых. Познавательное развитее – развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира.
Проанализировав содержание образовательной «Социально-коммуникативное развитие», в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования , мы пришли к выводу, что оно направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к общепринятым нормам и ценностям. Среди задач образовательной области ставится и задача патриотического воспитания дошкольников.[1] Формирование представлений о родном крае у воспитанников, как отмечают К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, неотделимы от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье. В настоящее время одной из актуальных проблем является формирование представлении о родном крае у дошкольников[2]. Современные исследования показывают, что наиболее важной проблемой является проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания личности патриота. Так как именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда происходит воспитание основ гражданственности. Фундаментом воспитания гражданских чувств в дошкольном возрасте являются накопленные детьми социальный опыт жизни в своем Отечестве, формирование интереса к истории, культуре родного края. Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная нами тема остается актуальной.
Объект исследования: процесс формирования представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные игры как средство формирования представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель – теоретически осмыслить и практически обосновать проблему формирования представлений о родном крае средствами народных игр у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы игры;
- Рассмотреть народную игру как средство формирования представлений о родном крае средствами народных игр у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- Провести опытно-практическую работу по использованию народной игры в процессе средство формирования представлений о родном крае дошкольников;
- Изучить проблему формирования представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической базой: нашей выпускной квалификационной работы стали исследования в дошкольной педагогике затрагивающую проблему ознакомления детей с народными играми Ляминой Л. А., Литвиновой М. Ф. , Григорьеа В.М.
Алешина Н.В., Козлова С.А., Маханева М.Д., Погудкина Ю. А они указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
Противоречия исследования: между необходимостью воспитания патриотизма у воспитанников старшего дошкольного возраста и отсутствием обобщенной информации об использовании народных игр как средств формирования представлений о родном крае.
Проблема исследования: исследования состоит в углублении теоретических представлений о возможностях народной игры выступать средством формирования представлении о родном крае дошкольников; в уточнении воспитательных возможностей традиционных народных игр
Методы исследования: теоретические методы: анализ педагогической, психологической литературы, научных трудов, нормативных документов по исследуемой проблеме; обобщение и проведение аналогий, анализ и синтез, моделирование, систематизация данных. Практические методы: беседа,
опрос, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: исследования определяется раскрытием педагогических условий, способствующих формированию представлений о родном крае детей посредством народных игр. Разработанные методические рекомендации по использованию народных игр как средства формирования представлений о родном крае дошкольников можно применять в работе педагогов детских образовательных организаций.
Практическая значимость: исследования определяется раскрытием педагогических условий, способствующих формированию представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием народных игр. Разработанные методические рекомендации по использованию народных игр как средства патриотического воспитания дошкольников можно применять в работе педагогов детских образовательных организаций.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о родном крае средствами народных игр
1.1.Особенности и задачи формирования представлении о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.[3]
Базовым этапом формирования у дошкольников бережного отношения к родному краю является накопление детьми социального опыта жизни в своем родном крае, усвоение принятых норм поведения, приобщение к миру культуры. Одной из проблем, стоящих перед дошкольным образованием в настоящее время, является проблема формирования у дошкольников ценностного, формирования представлении у воспитанников к родному краю, стране.
В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий. Закон Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
С каждым годом представление дошкольников о родном крае расширяется. Формированию бережного отношения к родному краю, углублению и расширению представлений о родном крае, способствует использование в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Отношение дошкольников основано на элементарных знаниях, которые обозначают поведение и мотивы поступков детей дошкольного возраста. Обязательным составляющим процесса формирования бережного отношения являются знания и умения, а конечным результатом является соответствующее осознанное отношение к родному краю. Одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольника эстетических представлений, умения увидеть красоту родной земли, красоту человека живущего на этой земле, воспитать любовь к родным места, ко всему, что окружает ребенка с малых лет[4].
Так как дошкольный возраст является особенно важным периодом становления личности, периодом, когда закладываются такие качества как гражданская позиция, формируется мировоззрение, отношение к окружающему миру. То очень важным является воспитание бережного отношения и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее. Потому в формировании представлений о родном крае, так важно обратить внимание на национальную культуру, народные игры. Таким образом, задачами формирования представлений о родном крае , как отмечают исследователи, являются:
- прививание ребенку любви к семье, к дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитание бережного отношения к природе и всему живому;
- формирование уважительного отношения к труду;
- развитие любви к русским народным традициям, помыслам;
- расширение знаний о городах России, знакомство, символами государства, о правах человека;
- формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны, а также чувства уважения к другим народам, культурам, традициям[5].
Таким образом, воспитание в ребенке гражданина своей Родины идет рука об руку с воспитанием гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье: к матери, отцу, бабушке, дедушки. Одновременно с другими компонентами воспитания важно включать в содержание воспитательного процесса такие составляющие как любовь к Родине, к родному городу, знания об истории, культуре. Задачами патриотического воспитания, как отмечают исследователи, являются: прививание ребенку любви к семье, к дому, детскому саду, улице, городу; воспитание бережного отношения к природе и всему живому; формирование уважительного отношения к труду; развитие любви к русским народным традициям, помыслам; расширение знаний о городах России, знакомство, символами государства, о правах человека; формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны, а также чувства уважения к другим народам, культурам, традициям.[6]
Учитывая особенности дошкольного возраста, педагоги могут в свое работе использовать различные методические приемы:
- рассказ воспитателя;
- соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью;
- знакомство с выдающимися людьми родного края
- опора на работу с художественной литературой;
- русские народные игры.
1.2.Значение народной игры в образовании воспитанников старшего дошкольного возраста
Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная образовательная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.[7]
Игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга. Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:
- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;
- способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Мальчишки и девчонки водили хороводы , играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Оказывают большое влияние на воспитании ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.[8]
Знание игр необходимо каждому воспитателю, педагогу. Чем меньше дети, тем больше следует уделять включению их в ту или иную игру, праздник. Подбор игр не может быть случайным. Он зависит от целей и задач занятия, умений и навыков детей, существующими правилами. Правила игры обязательно повторяются или оговариваются. Дети должны осознавать, что в игре не допустимы грубость, нечестность, но всегда ценятся доброта, взаимопомощь, поддержка.
Народные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решить задачи в разных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать, активность, (образовательная область «Познавательное развитие»)
- создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями
( образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
- развивать двигательную активность и физические качества
( образовательная область «Физическое развитие»)
4) знакомить с различными видами фольклора – считалки, загадки, хороводы, народные песни и др. (образовательная область «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы; как элементы более обширной технологии; в качестве занятия или его части. Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребёнка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности обучения к школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда.[9]
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой;
Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольный возраст отражает в условно - игровой формы, способствует конкретному перевоплощению в образ (игры: «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка»,
«У медведя во бору» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка. В старшем дошкольном возрасте игры, не имеющие сюжета и построенные лишь на определённых игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной деятельности, развитию мышления ребёнка (игры: «Палочка-выручалочка», «Пятнашки», «Ловишки» и другие).
Большое воспитательное значение заключено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют деятельность детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Основным условием внедрения народных игр всегда было и остаётся знание и свободное владение игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью выполнения движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывает товарищескую поддержку. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучатся сами приобретать необходимые качества, нужные в будущей жизни.
В физкультурно-оздоровительной работе на занятиях, досугах, праздниках используются народные игры разные по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет («Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди»). В народных играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направленно на движения и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание водящего.[10]
В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, жеребьёвки, скороговорки. Жеребьёвки обычно проводятся в тех играх, где нужно разбиться на две группы.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Если обратится к прошлому, то в русских селах и городах среди молодежи были широко распространены подвижные игры. Праздники не обходились без русских народных игр. В таких играх активно старались участвовать вся молодежь. Подростки показывали свою силу, ловкость, быстроту, меткость. Народные игры проводились на свежем воздухе, что укрепляло здоровье с малых лет[11].
Существующие народные игры возникали свободно. Правила были достаточно гибкими. Участники игры каждый раз могли обговаривать и уточнять правила игры.
Развитие педагогической мысли позволяет отобрать из числа народных игр те, которые считаются наиболее целесообразными для воспитания. Практика позволила определить содержание народных игр, сформулировать правила. В последующем создавались новые игры, в которых нашли свое отражение актуальные педагогические цели.
Существуют так называемые творческие игры, которые возникали в основном в самостоятельной двигательной деятельности детей. К таким играм относятся «Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др. Также выделяются организованные игры, педагогически целесообразные, в которых уже зафиксированы содержания и правила. Организованные подвижные игры удобные для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.
П.Ф. Лестгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и другие передовые русские ученые предавали большое значение подвижным играм в развитии физических сил ребенка, а также в приобретении им необходимых навыков. Они отмечали, особорую важность изучения таких игр. Ученые говорили о необходимости внедрения народных подвижных игр, в систему воспитания подрастающего поколениях. В дальнейшем эту мысль развивали другие исследователи, внедрявшие теорию и методику подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания[12].
В играх часто встречаются диалоги, персонажи, движения, которые необходимо умело подчеркнуть, что требует от ребенка активной мыслительные деятельности.
В народных подвижных играх можно увидеть много познавательного материала, который содействует расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Также для народных игр характерно наличие шуток, юмора, соревновательного задора, что нравится детям. Сохраняя свою художественную ценность. Народные игры составляют ценный неоспоримый игровой фольклор.
Народные подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации:
- игры, которые имеют сюжет, роли, правила, которые тесно связаны с сюжетом;
- сюжет и роли отсутствуют, но предложены двигательные задания, которые регулируют правила, определяющие последовательность, быстроту, ловкость их выполнения;
- сюжет, действия играющих обусловлены текстом, которые определяет характер движений и их последовательность.
Во время отбора игр, для дошкольного воспитания, необходимо ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается сюжет, темп игры, правила и двигательные действия. Как отмечают исследователи, именно содержание игры определяет образовательную и воспитательную значимость игровых действий. Содержание игры влияет также на своеобразие организации и характер выполнения заданий.
Игры для детей дошкольного возраста, построенные на движение делят на две группы:
- сюжетные и бессюжетные игры;
- игры-забавы.
Сюжетные народные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры[13].
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк» и др.).
Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Воспитанники приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. [14] Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению. Для показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания[15].
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам[16].
Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте.
В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. Первыми бессюжетными играми для детей являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, дети приобретают много полезных навыков[17].
1.3 Народная игра как средство формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о родном крае
Очень важно формировать представления о родном крае с раннего возраста. Непрерывное накопление знаний о нормах нравственного и патриотического поведения для дошкольника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его не велик. Подчас для того, чтобы дошкольник поступил нравственно правильно, сделал выбор поступка, действия, ему не хватает жизненных знаний.
Формирование представлений о родном крае приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения. Но прежде чем осознать, принять или не принять требования должного, нужно его знать. Овладение информацией о существующих нормах поведения – это первое с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения. Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется, прежде всего, в процессе дошкольного обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления дошкольника с объективными моральными требованиями общества, и формирования у них нравственных отношений и мотивов поведения[18].
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и культуру родного края. За громкими, на первый взгляд, словами скрываются простые истины. Знакомство дошкольников с национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрировать в образовательный процесс ДОО.
Русская народная игра – это наша историческая память. За многие века народом накоплен обширный игровой репертуар, богатый и разнообразный по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Тот факт, что из глубины веков в современный мир высоких технологий дошли детские игры, говорит об их ценности для детей. Игры, придуманные много лет назад, актуальны по сей день и по-прежнему интересны детям.[19]
Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры - состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.
Народные игры – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:
- речевого (словесного) общения;
- ритмического или мелодического выражения;
- совместных движениях и действиях.
До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена», «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т. д., те немногие крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения, единодушие детей, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные потребности каждого нормального ребенка: быть частью группы, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, быть участником игры и т. д.
На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д.
В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры, ребенок усваивал необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотичного, художественного и физического воспитания . Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств[20]. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Традиция широкого использования игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Народные игры, подвижные игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения и воспитания, они могут быть основной формой организации учебного процесса. Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка формой освоения морали.
Выводы по главе 1
Проанализировав содержание образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», мы пришли к выводу, что оно направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к общепринятым нормам и ценностям. Среди задач образовательной области ставится и задача патриотического воспитания дошкольников.
Мы сделали выводы, что развитие игровой деятельности детей, приобщение их к принятым в обществе нормам и правилам, а также формирование гражданской принадлежности происходит в результате систематического воспитания детей в соответствии с содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Дошкольные учреждения являются институтом ранней социализации, где ведущей деятельностью ребенка является игра. Изучив жанровое своеобразие народных, игр мы пришли к выводу, что характерные особенности и в то же время основные приоритеты народной игры как средства воспитания:
- простота структуры (единая цель, одноплановость действия, на которых сосредотачивается все внимание играющих), лаконичность;
- движения в содержании игры (бег, прыжки, броски, ловля мяча и др.).
- гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов;
- основное место проведения игр – открытое пространство: участок детского сада, полянка и проч;
- выполнение правил требует внимания, выдержки, взаимопомощи;
- в произведениях фольклора, являющихся частью народных игр (песенки, считалки, заклички, запевки) сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Рассмотрев историю изучения народной игровой культуры, мы пришли к выводу, что педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании, а первая попытка классифицировать детские игры была предпринята еще в конце 19века. По сей день нет единой классификации, и ученые по-разному подходят к систематизации народных игр.
Нас интересовал потенциал народной игры как воспитательного средства. Он заключается в том, что игра входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие.
Глава 2. Организация и методика работы с народными играми
как средство формирования представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста
2.1. . Исследование уровня с формированности представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста
Наше исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 28 », Фрунзенского района города Ярославля, с воспитанниками старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 13 девочек, 7 мальчиков. Список детей представлен в( Приложении 1.)
В опытно-практической части исследования нами были поставлены следующие задачи:
- исследовать уровень с формированности представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- подобрать русские народные игры, как средство формирования представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать планирование мероприятий, направленных на повышение уровня знаний по формированию представлений о родном крае с использованием народных игр;
- используя диагностические методики, провести исследование влияния народной игры при решении задач по формированию представлений о родном крае после проведения целенаправленной педагогической работы;
- провести количественную и качественную обработку полученных
данных, сравнить, проанализировать их и сделать выводы.
Исходя из задач исследования, последовательность проведения этапов опытно-практической работы осуществлялась по следующим этапам:
1.Проведение диагностического исследования с целью выявления первоначального уровня с формированности представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста
2.Разработка содержания, внедрение разработанных нами мероприятий формирующего этапа.
3.Анализ, обработка и систематизация полученных результатов опытно-практической работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
Начальный этап проводился в сентябре 2015 года. Был обследован 20 воспитанников старшего дошкольного возраста. Целью этого этапа было изучение уровня с формированности представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста. Для диагностики уровня с формированности представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста мы руководствовались педагогической диагностикой в детском саду Рябцевой Илоны Борисовны.
Посредствам данной диагностики подвергся проверке выделенный критерий патриотической воспитанности – формирование представлений о родном крае у воспитанников в плане представлений, знаний и суждений.
Цель данной диагностики: выявить особенности освоения детьми 5-7-го года жизни содержания знаний о родном крае и элементов национальной культуры.
Задачи:
- выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре;
- выявить уровень представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном крае;
- выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать национальные традиции в практической деятельности.
Методы:
- методика выбора;
- индивидуальная беседа.
Первое диагностическое задание проводимое с воспитанниками было «Методика выбора». Целью данной методики является выявление уровня интереса у детей к национальной культуре. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация – выбор костюма (предлагается выбрать одежду для куклы)
• национальная одежда
• джинсовый костюм
• спортивный костюм
2 ситуация - выбор сувенира ( предлагается купить подарок для друга)
• игрушка - кукла в национальной одежде
• покемон
• городецкая игрушка
3 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать игру) :
• народная подвижная игра
• пазлы
• строительно-конструктивная ира
Критерии оценки:
3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры.
2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры.
1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры.
Для выявления особенностей представлений детей о родном крае, о национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие предметы быта ты знаешь? Назови.
- Чем занимались мужчины и женщины в деревнях?
- Какую русскую национальную одежду ты знаешь?
- Выбери из предложенных орнаментов орнамент (городецкая, хохломская, дымковская ).
- Выбери из предложенных изделий то, которое можно отнести к предметам культуры?
- Каких героев народных сказок ты знаешь?
- Какие деревья, травы, цветы растут в твоем городе (деревне)?
- Какие стихи, рассказыо природе родного края ты знаешь?
- Какой твой любимый уголок природы ?
- Какие народные игры ты знаешь?
- Какие животные обитают в нашем родном крае?
- Назови любимых домашних и диких животных?
Оценка результатов:
3 балла – ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах русского народа; знает много объектов русского быта, деталей народной одежды, элементов орнамента, сказок, подвижных игр. Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах культуры; промыслах русского народа. Стремится аргументировать свои суждения, называя объекты русской культуры, ;познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл – у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого, не знает названия предметов из русского быта познавательное отношение к ним неустойчиво.
Для изучения игровых интересов и предпочтений детей в играх была проведена беседа с детьми по следующим вопросам:
- Ты любишь играть?
- В какие игры ты любишь играть?
- Ты знаешь, что такое народные игры?
- Какие народные подвижные игры ты знаешь?
- В какие из них ты любишь играть?
- С кем ты любишь играть в подвижные игры?
Критерии оценки:
3 балла – ответ правильный, полный, развернутый.
2 балла – ответ частичный, поверхностный, не полный.
1 балл – ответ неправильный или отсутствие ответа.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым воспитанником.
В течение проведения выяснилось, что некоторые задания вызывают затруднение у детей, а некоторые ответы давались однозначные. Данные диагностики выявлению знаний о родном крае детей занесены в диагностическую карту. (Приложение 2)
В результате диагностики на начальном этапе выявлено, что уровень знаний о родном крае на высоком уровне у 20% старших дошкольников; на среднем у 50% испытуемых; на низком уровне у 30% детей. (Таблица 1)
Критерий оценки усвоения материала к диагностической карте по выявлению знаний о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста :
Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный интерес к ознакомлению с национальной культурой; имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, промыслах русского народа; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой деятельности.
Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.
Низкий уровень - от 1 до 1,6 балла - интерес к ознакомлению с национальной культурой явно отсутствует, сформированы поверхностные элементарные представления в области национального; Появляются попытки отразить черты национального в практической деятельности.
Уровень знаний о родном крае
на начало исследования у воспитанников старшего дошкольного возраста
Таблица 1.
Уровень знаний о родном крае | Количество человек | Процент |
Высокий | 4 | 20% |
Средний | 10 | 50% |
Низкий | 6 | 30% |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у воспитанников старшего дошкольного возраста знания о родном крае недостаточно высокие. Исходя, из анализа результатов ответов на поставленные задания мы сделали следующие выводы:
- работа по патриотическому воспитанию детей данной группы сведена лишь к формированию у ребят знаний о стране, в которой они живут;
- у детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города;
- в группе не создана среда, которая смогла бы способствовать формированию в растущем человеке гражданской позиции: внутреннее убранство помещений, где находятся дети, не включает элементы народной культуры;
- слабо поставлена работа, направленная на приобщение родителей и их детей к традициям народа.
2.2. Процесс формирования представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста с использованием народных игр
Данные исследования уровня с формированности представлений о родном крае воспитанников старшего дошкольного возраста на начальном этапе помогли разработать методический план, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Основные задачи плана:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм ;
- Использовать разные виды фольклора, сопровождающие народную игру (песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
6) Знакомить детей с народными традициями, народными играми.
Исходя из выше сказанного, мы провели запланированные мероприятия, направленные на повышение уровня представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о родном крае средствами народных игр. Наша работа делилась на два направления:
- организационно-педагогическое;
- сопровождающее.
В ходе организационно-педагогического направления работы, нами был разработан тематический план работы по формированию представлений о родном крае средствами народных игр у воспитанников в старшем дошкольном возрасте. (Приложение 3)
Ведущим средством формирования представлений о родном крае было приобщение детей к традициям народа через народные игры.
Одной из основных форм работы с воспитанниками остается образовательная деятельность, где используются разнообразные народные игры. При помощи тематического плана составлялся календарный план, который соотнесён с логикой народного календаря. В соответствии, с календарно-тематическим планированием нами были составлены конспекты занятий направленные на повышение уровня представлений о родном крае средствами народных игр.
В этих занятиях сочетались различные виды деятельности по работе с народной игрой, таких как трудовая, познавательная, продуктивная. Во время занятий дети не только играли в народные игры, но и узнавали что то новое о родном крае. (Приложение 5).
В уголках для родителей постоянно помещали материал по народному календарю, по народным праздникам «Святки», «Масленица» и другие. Для того чтобы родители больше узнали о народных играх нами были подобраны «Рекомендации родителям по формированию представлений о родном крае средствами народных игр в старшем дошкольном возрасте».(Приложение 6)
Также была проведена« Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников» (Приложение7)
Важным моментом к приобщению детей к любви к родному краю через народные игры, стало проведение в детском саду русских народных праздников. Таких как «Масленица», «Зима весну встречает – детвору забавляет», Одной из главных составляющих этих праздников являются русские народные игры. (Приложение 8 )
В ходе сопровождающего направления работы в группе было произведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды старшей группы №6 детского сада №28 с целью приобщения детей к народной культуре родного края, народному творчеству:
Уголок народного декоративно-прикладного искусства был создан для того, чтобы познакомить детей с историей родного края на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус. Предметы декоративно-прикладного искусства собраны в соответвии с возрастом детей, располагается на специальном стенде в групповой комнате. На верхних полках представлены народные игрушки, образцы народных промыслов, деревянные глиняные игрушки и посуда, куклы из ткани, соломы, тканные изделия, а также старинная утварь. Творческие поделки, изготовленные детьми и взрослыми. На нижней полке представлены альбомы, репродукции с изделиями народных промыслов, альбомы с эскизами, схемами изготовления игрушек.(Приложение 9)
В книжном уголке группе были подобраны картотеки с русскими народными видами фольклора , которые сопровождают народную игру (считалки ,песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .(Приложение 11)
В работу были привлечены родители, которые принимают активное участие в организации фольклорных праздников ,в подборе и изготовлении атрибутов для народных игр.(Приложение 12 )
Мы с сентября 2015 года по апрель 2016 года на доступном для детей уровне знакомили их с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствовало развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Внедрение мероприятий с использованием народных тряпичных кукол в воспитательно-образовательный процесс помог обогатить его содержание, обеспечил у детей стремление изучить традиции родного народа.
Таким образом, мы убедились, что правильно организованная работа позволила повысить наш профессиональный уровень, а также уровень патриотического воспитания детей данной группы. Мы пришли к выводу, что формула успеха образовательного процесса заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя – увлечённых общим интересным делом.
2.3.Подведение итогов и анализ результатов формирования представлении о родном крае обучающихся старшего дошкольного возраста с использованием народных игр
После проведения формирующего этапа опытно-практической работы, для выявления эффективности мероприятий, направленных на повышение уровня с формированности представлений о родном крае была проведена повторная диагностика в апреле 2016 года. На контрольном этапе практической работы использовались методики начального этапа с той же группой воспитанников. Данные диагностики по выявлению знаний о родном крае воспитанников занесены в диагностическую карту.(Приложение )
В результате диагностики патриотического воспитания на итоговом этапе выявлено, что высокий уровень знаний детей составляет 60%, средний – 30%, низкий – 10%. (Таблица 2)
Уровень знаний о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования .
Таблица 2.
Уровень знаний о родном крае | Количество человек | Процент |
Высокий | 12 | 60% |
Средний | 6 | 30% |
Низкий | 2 | 10% |
В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с сентября 2015 года по апрель 2016 года, используя народные игры как часть русской народной культуры во всех видах деятельности, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. После проведения диагностики высокий уровень знаний о родном крае у воспитанников составил уже 60%, средний - 30%, а низкий - 10%. На основе диагностики, направленной на определение уровня знаний детьми русской народной культуры и о родном крае, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы он повысился, а также сформировалось положительное отношение дошкольников к традициям своего народа. Благодаря серии проведённых мероприятий по работе с народными играми, у детей возникло желание познавать народную культуру родного края. Развился познавательный интерес к народным традициям, чувство причастности к культуре своего народа. Сформировались обобщенные знания и умения об устном народном творчестве, традициях и истории, народных играх, традиционных и обрядовых праздниках .
Выводы по главе 2
В результате исследования по данной теме мы пришли к выводу о необходимости использования народных игр, как важного средства формирования представлении о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования на контрольном этапе работы показали, что у большинства детей после проведения занятий посредством народных игр, стал более высоким уровень патриотизма. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-практической работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития. Количество детей высокого уровня было 20 %, стало – 60%, среднего уровня было 50 %, стало – 30%. Детей с низким уровнем 10%, а их было на начальном этапе 30%. Старшие дошкольники, у которых на начало года был средний уровень развития, на конец года стал высокий уровень. Это дает основание полагать, что через народные игры старшим дошкольникам прививается любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них формируются патриотические чувства.
Заключение
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательной деятельности, развития всех психических процессов. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность детей старшего дошкольного возраста снижается, в то же время дети старшего дошкольного возраста становятся более активным в поиске новой информации.
К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности.
Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности. Применение народных игр в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Они прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине. Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, от которых следует рассказать старшим дошкольникам.
[1] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).// Российская газета. 2013. № 265.
[2] Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1. – С. 16-24.
[3] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).// Российская газета. 2013. № 265.
[4] Погудкина Ю. А. Воспитание патриотизма средствами русского декаротивно-прикладного искусства. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1. С. 108-113.
[5] Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. С. 44.
[6] Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст]. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
[7] Психология детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожеца А.В., Эльконина Д.Б.[Текст]. - М. : Просвещение, 1964. – 350 с.
[8] Григорьев В.М., Народные игры и традиции в России [Текст].- М., 2010. С. 160-162.
[9] Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]. Под редакцией Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
[10] Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 45 – 56.
[11] Говорова Р. Игры и упражнения для умственного развития у детей.// Дошкольное воспитание. – 1998. - № 1. С. 34 – 45.
[12] Детские подвижные игры народов СССР. М.: 1989. С. 23.
[13] Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. С. 45.
[14] Жиров,М.С., Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб.пособие М.С.Жиров [Текст]. – Белгород:Изд-во БелГУ,2013. – С. 210.
[15] Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. – 1999. - № 5. С. 34 – 56.
[16]11 Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 45 – 56.
[17] Григорьев В., Народные игры и традиции в России [Текст].- М., 1994. С. 160-162.
[18] Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Российская газета. 2014. С. 5
[19] Волков Г.Н. Исскуство. Традиции [Текст]. Этнопедагогика: - М.:2010. – 65-69с.
[20] Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре. - [Текст] М., 1997. с.45 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"
Описан опыт работы по организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...
Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
Презентация опыта...
Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь...
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ...
Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ро...
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...
Методическая разработка по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности. Данная методическая разработка окажет содействие в создании оптимальных услов...