Методическая разработка по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Астафьева Светлана Михайловна

 

Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности. Данная методическая разработка окажет содействие в создании оптимальных условий для реализации регионального компонента в области патриотического воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58

Методическая разработка по формированию представлений

о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

                         (Данная разработка адресована педагогам ДОУ)

Сценарий развлечения

«С днём рождения, город!»

(Для детей старшей и  подготовительной группы).

Автор  разработки:              

                              Астафьева Светлана Михайловна

музыкальный руководитель

                                                 

                                                  Иркутск 2023 год

1.  Аннотация

Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности.  Развлечение  будет полезно для учителей - логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп старшего дошкольного возраста, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, окажет содействие в создании оптимальных условий для реализации регионального компонента в области патриотического воспитания.

2.  Пояснительная записка

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены требования и представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

        Успешная реализация выдвинутых требований возможна при создании условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий обеспечивающих развитие у старших дошкольников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество.

        Многообразие нашей страны (природное, культурно-историческое, национальное и т.д.) создаёт особые условия для реализации указанных задач. Достижение их возможно только при гармоничном единстве общенационального, общегосударственного подхода и пристального внимания к исторической и современной жизни конкретного региона «малой родины»

3. Актуальность

 Одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения сегодня — это проблема патриотического воспитания. На сегодняшний день, в период нестабильной обстановки в обществе, возникает необходимость обратиться к лучшим традициям русского народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Приобщение дошкольников к отеческому наследию воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую родину, уважение к земле, на которой он живет.

На сегодняшний день необходимость формирования представлений о малой родине у детей дошкольного возраста связана с социальным запросом общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, его природе, традициях, его лучших людях, тем более действенными окажутся они в нравственно-патриотическом воспитании, формирования представлений о родном крае обусловлена потребностью общества в воспитании человека способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстоятельствам решения.

Цель: формировать у детей представления о малой родине и Отечестве.

Задачи: 

  • формировать гордость за свое происхождение;
  • создавать первоначальные представления о нравственных и духовных

ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);

  • воспитывать в подрастающем поколении интерес к нравственному и

духовному наследию предков;

  • формировать чувство сопричастности к своей стране.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, танцев. Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, посещение музеев, театров. Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах Иркутян.  Встречи с ветеранами родного города. Беседы, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций посвященных малой родине.  Организация конкурсов рисунков о родном городе, природе края, дидактические игры, праздники, развлечения.

Материал и оборудование: мультимедиа проектор,  презентация с изображением вокзала, театров, парка, сквера, цирка. Фонограммы к музыкальным номерам. Разрезные фотографии с изображением железнодорожного вокзала, музыкального театра. Мятая бумага, пустые пластиковые бутылки, фантики от конфет, три обруча.

Ход образовательной деятельности

Под музыку «Любимый Иркутск» Сл. М. Сергеева, муз. Е.Тумаян,  (Дети входят в зал, садятся на стулья)

Ведущий: Ребята, вы любите свой день рожденья? Да, этот праздник любят взрослые и дети. Потому, что приходят друзья именинника, поздравляют, дарят подарки. А сегодня вы присутствуете на необычном празднике, - дне рождения города. Вы знаете, как называется город, в котором мы живём? Правильно! А как называется река, у которой мы живём? Нашему городу исполняется 361 год! Наверное, вы подумали,  какой же он уже старик? Вы не правы, Город не может быть старым, если живут в нём такие жители, как вы. Вы все такие разные, но похожи в одном. Я думаю, что вы все любите свой город.  

Ребёнок: Осенью жёлтой, и снежной зимой

       Стоит величаво Иркутск, город мой.

       А дочка Байкала, течёт не спеша,

       Красавица наша, река Ангара.

       Люблю твои парки и скверы люблю.

       И дворик твой каждый легко узнаю.

       Всё с детства знакомо, и дорого мне.

       В какой бы я не был красивой стране.

                                                          (С.М. Астафьева)

Ведущий: Ребята, а что значит любить свой город?

Дети: Беречь, убирать, украшать, много знать о нём..

Ведущий: Правильно. А какие улицы и памятные места вы знаете? Предлагаю вам попутешествовать по городу. Скажите, какие виды транспорта есть в нашем городе? Давайте прокатимся на экскурсионном автобусе. Вы готовы?  

  • Песня «Автобус» Е.Железнова  (Исполняют дети)

Ведущий: Мы подъехали к самому важному месту в нашем городе, к «Вечному огню», Здесь находится бюст нашему земляку Иркутянину А. Белобородову, дважды герою ВОВ. Это место святое для каждого Иркутянина, потому, что вовремя войны в каждой семье кто-то погиб, в боях сражаясь за Родину. И мы живущие должны помнить о них и быть благодарными за мир, который они отстояли  в тяжёлых боях. Всегда у вечного огня лежат живые цветы, в знак благодарности!

  • Песня «Прадедушка» Муз. А. Ермолова, сл. М.Загот (Исполняют дети)

Ведущий: Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите прямо, это красивое здание «Польский Костёл». В нём находится король всех музыкальных инструментов орган. Иркутяне очень гордятся этим, потому, что не в каждом, даже большом городе есть орган. Давайте войдём в костёл и послушаем, как звучит этот чудесный инструмент.  

  • Музыкальный Фрагмент Токкаты и фуги Ре Минор И. С. Баха. Орган

Ведущий: А сейчас, давайте немного прогуляемся. Вот перед нами сквер им. Кирова, где стоит фонтан. Горожане и гости города любят бывать здесь и летом и зимой. Зимой на сквере делают ледяные городки, горки. А в другие времена года, взрослым приятно посидеть на лавочках, посмотреть на фонтан и цветы, которые растут в сквере, а детям поплескаться в фонтане, и поиграть. Предлагаю тоже поиграть.  

  • Игра «Собери картинку из частей и назови здание» (Дети командами собирают из деталей фото музыкального театра, вокзала, театра кукол)

Ведущий: Нас ждёт экскурсионный автобус. Устраивайтесь удобнее. Мы продолжаем наше знакомство с городом. А чтоб было интересней, Предлагаю ехать с песней.

  • Песня «Автобус» Е. Железнова (Дети, сидя на стульчиках, выполняют движения в соответствии текстом)

Ведущий: Посмотрите направо, это набережная Ангары. Здесь находится очень красивое здание музея. Мы подъезжаем к театру драмы. Рядом в сквере стоит скульптурный памятник нашему земляку писателю Александру Вампилову. Давайте войдём в театр. Но прежде давайте вспомним, как нужно себя вести в театре? (не забывать, актёрам кланяться, а зрителям хлопать) заглянем за кулисы, кажется, там идёт репетиция. Давайте посмотрим, что же там репетируют.

  • Стихотворение «О городе» В. Трошин (Читает ребёнок)

Городов на Руси, очень много.

Любят Люди их нашей страны

И ведут к ним пути иль дороги

Ну а мне нужен только лишь ты.

Ты где детство моё проходило

Я один из твоих сыновей.

Дорогой, бесконечно мне милый

Город детства и жизни моей.

Город труженик, город учёных

Город парков, проспектов, мостов

Город делом людей увлеченных,

Город театров, музеев, садов.

Стал с годами ты лучше и краше.

Пусть еще пролетят много лет

Но ты молод, как сверстники наши

Для меня лучше города нет.

Ведущий: В нашем городе много разных театров. Попробуйте отгадать загадку.

Оживают в нём игрушки,

Куклы, мишки и зверушки.

Он всегда ребятам рад.

Это ….(кукольный театр)

Ведущий:         

Это место знает каждый.

Этот парк знаком любому.

Каждый здесь, наверно был.

Даже папа мой когда-то

Покататься приходил.

А когда вы бываете в парке, вам наверное покупают разные сладости, напитки. Скажите, можно бросать на землю; бутылки от соков, бумажки от конфет и мороженого? Представляете, во что превратится парк, если все станут бросать мусор? В начале нашего праздника вы сказали, что любить город, это значит беречь, убирать, что бы он был ещё чище и краше. Давайте поиграем в игру «Чистый город»!  

  • Игра «Чистый город» (Командная игра, нужно собрать в корзинки фантики, бутылочки, мятую бумагу)

Ведущий: Самое правильное, не бросать ничего, тогда и убирать не придётся.

Наша экскурсия продолжается. Все удобно сели? Посмотрите вот здание Музыкального театра. На сцене этого театра показывают музыкальные спектакли, где актёры говорят, танцуют, и поют.

А как называется спектакль, где все танцуют?   (Балет)

  • Стихотворение  «В театре» А.Л.Барто (Читает ребёнок)

А весной каждый год, на этой сцене выступают детские танцевальные коллективы. Этот праздник называется «Весенняя капель». Мы тоже подготовили танцевальный номер для этого конкурса. Давайте посмотрим, как танцуют ребята.  

  • Танец вальс на музыку из мультфильма «Анастасия» (Исполняют дети)

Ведущий: Посмотрите налево, мы проезжаем по улице «Желябова». Перед вами одно из самых красивых зданий нашего города «Дворец детского и юношеского творчества». Посмотрите, какое красивое это здание, оно действительно похоже на дворец. В этом дворце занимаются много детей в разных кружках и секциях. Наши ребята тоже занимаются во Дворце в танцевальной  студии. Сейчас они исполнят свой танец.

  • Танец «Кадриль» муз. В.Темнова (Исполняют две девочки)

Ведущий: Посмотрите прямо. Это бассейн, где ребята занимаются плаванием, и спортивный зал, в нём занимаются юные гимнастки, которые много раз завоёвывали медали разного достоинства. Наша Таня Гавголенко  тренируется в этом спортивном зале и уже имеет спортивные награды.

  • «Гимнастический номер» (Исполняет воспитанница детского сада)

Ведущий: А так же в этом зале занимаются разными видами боевых искусств Востока. Алиса занимаются каратэ.

  • Номер «Карате» (Исполняет воспитанница детского сада)

Ведущий: 

Все глядят на середину,
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул,
Из кармана своего. 
  Там под купол танцовщица,
  Улетела, как синица. 
  Там собачки танцевали... 
  Вы, конечно, там бывали. 
(Цирк)

  • Номер «Дрессированные собачки» А.И. Суворовой  (Исполняют дети)

Ведущий: Продолжаем нашу экскурсию.

С виду он совсем простой.

Не спеши, войди, постой.

Здесь живут ключи скрипичные,

         Ноты очень симпатичные.

         Здесь живёт баян, гавот,

         В общем - музыка живёт!

Мы находимся у здания центральной музыкальной школы, по улице Желябова. Здесь ребята играть на музыкальных инструментах и правильно петь. Думаю, что многие ребята, которые выпускаются из сада, поступят в эту музыкальную школу. Они готовятся к своему главному празднику – «Выпуск в школу». Сейчас они исполнят нам песню.  

  • Песня «Теперь мы первоклашки» А. Ермолова (Исполняют дети)

Ведущий. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад. Думаю, что вы сегодня многое узнали и ещё больше полюбили наш город.

Много на свете есть городов;

Новгород, Пушкин, Москва и Ростов,

Но город, в котором всё время живём,

Для нас - самый лучший,

                                                 О нём мы споём!  

  • Песня «Мой город». Сл. И.Кутеповой, муз. И. Ортнер (Исполняют дети)

Ведущий. Дети, вы большие молодцы! Вы отгадали все загадки, прекрасно рассказали стихи, замечательно пели и танцевали! Думаю, пока в нашем городе живут такие замечательные дети, он будет всегда молодой и красивый. Обязательно посмотрите сами и покажите вашим родителям в фойе выставку рисунков ребят нашего детского сада,  о нашем городе Иркутске.  

Проводится награждение призами за участие в конкурсе рисунков «Мой город». В качестве приза - билет на представление в цирк.

  • Звучит песня «Иркутский вальс» М.Скомаровский  (Звучит фоном)

Заключение. В ходе развлечения все дети были вовлечены в процесс. Они активно участвовали  в отгадывании загадок, в пении, в танцах, живо отвечали на вопросы ведущей. Прекрасно выступили дети чтецы, с гимнастическим номером и карате. Командные игры прошли оживлённо, весело. Даже дети стеснительные смогли проявить себя, отвечая правильно на вопросы ведущей. Можно сделать вывод, что предварительная работа была проведена  в полном объёме, а результаты соответствуют поставленным целям и задачам данного развлечения и реализации взаимосвязи главной задачи воспитания и образования на современном этапе   - воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Литература:  

1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические  

    проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю.  

    Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007 г.

2. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в

    ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

3.  Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей /

     Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И..:АРКТИ, 2003 г.

4. . Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании

    моральных представлений и норм/ Дошкольное воспитание/.  2006. № 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию целостной картины мира "Путешествие по родному краю" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на расширение знаний детей о достопримечательностях  малой Родины, растительном и животном мире Краснодарского края, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к приро...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

«Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».

предлагаю вам статью на тему «Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, а так же родителям....

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна       Мето...