Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Токарева Наталья Алексеевна

Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_rodnym_kraem.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.

Цель: осуществление комплексного подхода к духовно – нравственному воспитанию дошкольников, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Были поставлены следующие задачи:

  • Разработка перспективного планирования по теме;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • Развивать представления о «малой Родине» у детей старшего дошкольного возраста;
  • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края;
  • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край;
  • Воспитывать у старших дошкольников чувства любви, гордости и бережного отношения к родному краю;
  • Формировать и активизировать работу с родителями по духовно – нравственному воспитанию;
  • Повысить уровень духовно – нравственного воспитания у взрослого населения (родителей) и у детей.

В соответствии с поставленными целью и задачами был составлен перспективный план.

Срок проведения

Тема

Работа с родителями

Проект «Моя малая Родина».

Сентябрь - Ноябрь

  1. Проведение бесед «Мой родной город», «История возникновения города», «Моя улица».
  2. Экскурсия «Наш микрорайон».
  3. Дидактические игры с использованием ИКТ «Назови улицу», «Угадай чего не стало» и т.д.
  4. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу», «Строим город».
  5. Продуктивная деятельность
  6. Фотовыставка «Я – нижегородец!»
  1. Анкетирование родителей
  2. Участие и подготовка фотовыставки «Я – нижегородец»
  3. Участие в целевых прогулках и экскурсиях по плану

Проект «Культурное наследие нашего города»  

Декабрь - Февраль

  1. Презентация «Усадьба Рукавишниковых», «Музей – заповедник «Щелковский хутор»
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, картин, репродукций, открыток
  3. Знакомство с традициями и обычаями
  4. Целевые прогулки по городу (знакомство с достопримечательностями города)
  5. Сюжетно – ролевая игра «Мир театра»
  6. Продуктивная деятельность (рисование) «Достопримечательности нашего города»
  7. Организованный досуг «Масленница»
  8. Создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем»
  1. Помощь в подборе книг, альбомов, открыток
  2. Посещение музеев, театров
  3. Участие в целевых прогулках и экскурсиях по плану.
  4. Создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем»

Проект «Они прославили Нижний…»

Март - Апрель

  1. Беседы, рассматривание фотографий, просмотр презентаций
  2. Знакомство с именами героев нашего города «Их помнит Россия, их помнит наш родной город»
  3. Создание «Доски почета» совместно с детьми
  1. Беседы, рассматривание фотографий, просмотр презентаций
  2. Знакомство с именами героев нашего города «Их помнит Россия, их помнит наш родной город»
  3. Создание «Доски почета» совместно с детьми

Проектная деятельность по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста была представлена 3 краткосрочными проектами: «Моя малая Родина», «Культурное наследие нашего города», «Культурное наследие нашего города».

  1. Проект «Моя малая Родина»

Цель: познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города; пробудить у них интерес к истории своего города.

  1. Проект «Культурное наследие нашего города»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края.

  1. Проект «Они прославили Нижний…»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край.

Каждый проект содержит 3 этапа:

  1. Предварительный: выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта, изучение и подбор методической литературы, разработка тематического плана для реализации проекта.
  2. Основной: включение каждого ребенка в совместную или индивидуальную игровую, исследовательскую и познавательную деятельность.
  3.  Заключительный: осмысление собственных результатов, презентация проекта (итог проекта).

На предварительном этапе была создана развивающая предметно- пространственная среда, направленная на развитие интереса и любознательности детей. В групповой комнате были созданы и размещены 4 объемных настенных панно, на которых был представлен Нижний Новгород в разные временные периоды и прослеживалась история становления города. На полочках данных панно были размещены фигуры людей, одетых соответственно, тому временному периоду, которое было представлено на панно (от крестьян до настоящего времени); была создана атрибутика того или иного времени, для того, чтобы дети могли наглядно проследить этапы развития города (фото в приложении №1). В уголке патриотического воспитания подготовили  и разместили: различную литературу о Нижнем Новгороде; фотографии и иллюстрации достопримечательностей и памятников города; представлены макет «Нижегородского Кремля», портрет президента, флаг, герб, гимн; при активном участии родителей были созданы альбомы и книжки – малышки о замечательных людях Нижнего, медиатека «Нижний Новгород в сердце моем», в которой был собран материал в виде презентаций на темы: «С чего все начиналось», «Традиции и праздники», «Они прославили Нижний…», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Вот эта улица, вот этот дом…», «Моя семья» и т.д. Также было создано интерактивное панно «Книга Нижегородского Кремля», все 13 башен оснащены подсветкой (подсветка выведена для каждой башни отдельно), чтобы выделить именно ту башню, о которой идет речь. Была разработана дидактическая игра «Умная сова», направленная на закрепление уже полученных ранее знаний. Так, например, дети нажимают кнопку на панно и включается подсветка Коромысловой башни, а выбранный ребенок, одетый в фартук и шапочку с изображением совы («Умная сова») должен рассказать все, что знает об этой башне и ответить на дополнительные вопросы (так же можно проводить данную игру разбившись на команды). Для пополнения развивающей предметно - пространственной среды родители, совместно с детьми, изготовили лепбуки и макеты различных объектов района (библиотека, парк, стадион и т.д.), а один ребенок, создал макет «Микрорайон будущего».

Таким образом, на первоначальном этапе всех 3 проектов были созданы все условия для формирования представлений о родном крае у детей.

На основном этапе реализации данных проектов были использованы различные формы работы с детьми, такие как:

  1. Беседы: «Мой родной город», «История возникновения города», «Моя улица» и т.д.
  2. Просмотр презентаций: «Усадьба Рукавишниковых», «Музей – заповедник «Щелковский хутор» и т.д.
  3. Дидактические игры  с использование ИКТ:  «Назови улицу», «Угадай чего не стало» и т.д.
  4. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строим город» и т.д.
  5. Целевые прогулки и экскурсии.
  6. Продуктивные виды деятельности (фото в приложении № 2).

Совместно с родителями был организован праздник «Масленница» (фото в приложении № 3).

Родители воспитанников также принимали активное участие в реализации данных проектов:

  • совместно с детьми изготавливали макеты, поделки, игры, альбомы, дидактические игры и т.д.;
  • помогали в организации экскурсий и целевых прогулок;
  • оказывали помощь в проведении праздников, фотовыставки «Я - Нижегородец», доски почета «Они прославили Нижний…», мини – музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 4).

Итогом первого проекта «Моя малая Родина» стала Фотовыставка «Я - Нижегородец» (фото в приложении № 5).

Итогом второго проекта «Культурное наследие нашего города» было создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 6).

И итогом третьего проекта «Они прославили Нижний…» стала Доска почета замечательных людей нашего города (фото в приложении № 7)

В результате проделанной работы:

  1. Обобщен опыт работы по теме «Развитие представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»;
  2. Разработаны, систематизированы и внедрены разнообразные формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей;
  3. Повысился интерес у детей и родителей к данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Формирование представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами народных игр.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позити...

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ...

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. Но в наше время ребята живут в условиях постиндустриального информационного общества. С самого ро...

«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»

laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...

Методическая разработка по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности. Данная методическая разработка окажет содействие в создании оптимальных услов...