Главные вкладки

    Статья (старшая группа):
    Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

    Токарева Наталья Алексеевна

    Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznakomlenie_s_rodnym_kraem.docx24.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

    Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследовательского поведения, самостоятельности, творческой и познавательной активности детей. В процессе реализации проектной деятельности имеется возможность интегрировать различные формы и методы.

    Цель: осуществление комплексного подхода к духовно – нравственному воспитанию дошкольников, приобщение их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

    Были поставлены следующие задачи:

    • Разработка перспективного планирования по теме;
    • Создание развивающей предметно-пространственной среды;
    • Развивать представления о «малой Родине» у детей старшего дошкольного возраста;
    • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края;
    • Знакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край;
    • Воспитывать у старших дошкольников чувства любви, гордости и бережного отношения к родному краю;
    • Формировать и активизировать работу с родителями по духовно – нравственному воспитанию;
    • Повысить уровень духовно – нравственного воспитания у взрослого населения (родителей) и у детей.

    В соответствии с поставленными целью и задачами был составлен перспективный план.

    Срок проведения

    Тема

    Работа с родителями

    Проект «Моя малая Родина».

    Сентябрь - Ноябрь

    1. Проведение бесед «Мой родной город», «История возникновения города», «Моя улица».
    2. Экскурсия «Наш микрорайон».
    3. Дидактические игры с использованием ИКТ «Назови улицу», «Угадай чего не стало» и т.д.
    4. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу», «Строим город».
    5. Продуктивная деятельность
    6. Фотовыставка «Я – нижегородец!»
    1. Анкетирование родителей
    2. Участие и подготовка фотовыставки «Я – нижегородец»
    3. Участие в целевых прогулках и экскурсиях по плану

    Проект «Культурное наследие нашего города»  

    Декабрь - Февраль

    1. Презентация «Усадьба Рукавишниковых», «Музей – заповедник «Щелковский хутор»
    2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, картин, репродукций, открыток
    3. Знакомство с традициями и обычаями
    4. Целевые прогулки по городу (знакомство с достопримечательностями города)
    5. Сюжетно – ролевая игра «Мир театра»
    6. Продуктивная деятельность (рисование) «Достопримечательности нашего города»
    7. Организованный досуг «Масленница»
    8. Создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем»
    1. Помощь в подборе книг, альбомов, открыток
    2. Посещение музеев, театров
    3. Участие в целевых прогулках и экскурсиях по плану.
    4. Создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем»

    Проект «Они прославили Нижний…»

    Март - Апрель

    1. Беседы, рассматривание фотографий, просмотр презентаций
    2. Знакомство с именами героев нашего города «Их помнит Россия, их помнит наш родной город»
    3. Создание «Доски почета» совместно с детьми
    1. Беседы, рассматривание фотографий, просмотр презентаций
    2. Знакомство с именами героев нашего города «Их помнит Россия, их помнит наш родной город»
    3. Создание «Доски почета» совместно с детьми

    Проектная деятельность по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста была представлена 3 краткосрочными проектами: «Моя малая Родина», «Культурное наследие нашего города», «Культурное наследие нашего города».

    1. Проект «Моя малая Родина»

    Цель: познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города; пробудить у них интерес к истории своего города.

    1. Проект «Культурное наследие нашего города»

    Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, культурой, традициями родного края.

    1. Проект «Они прославили Нижний…»

    Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с именами знаменитых людей, прославивших свой край.

    Каждый проект содержит 3 этапа:

    1. Предварительный: выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта, изучение и подбор методической литературы, разработка тематического плана для реализации проекта.
    2. Основной: включение каждого ребенка в совместную или индивидуальную игровую, исследовательскую и познавательную деятельность.
    3.  Заключительный: осмысление собственных результатов, презентация проекта (итог проекта).

    На предварительном этапе была создана развивающая предметно- пространственная среда, направленная на развитие интереса и любознательности детей. В групповой комнате были созданы и размещены 4 объемных настенных панно, на которых был представлен Нижний Новгород в разные временные периоды и прослеживалась история становления города. На полочках данных панно были размещены фигуры людей, одетых соответственно, тому временному периоду, которое было представлено на панно (от крестьян до настоящего времени); была создана атрибутика того или иного времени, для того, чтобы дети могли наглядно проследить этапы развития города (фото в приложении №1). В уголке патриотического воспитания подготовили  и разместили: различную литературу о Нижнем Новгороде; фотографии и иллюстрации достопримечательностей и памятников города; представлены макет «Нижегородского Кремля», портрет президента, флаг, герб, гимн; при активном участии родителей были созданы альбомы и книжки – малышки о замечательных людях Нижнего, медиатека «Нижний Новгород в сердце моем», в которой был собран материал в виде презентаций на темы: «С чего все начиналось», «Традиции и праздники», «Они прославили Нижний…», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Вот эта улица, вот этот дом…», «Моя семья» и т.д. Также было создано интерактивное панно «Книга Нижегородского Кремля», все 13 башен оснащены подсветкой (подсветка выведена для каждой башни отдельно), чтобы выделить именно ту башню, о которой идет речь. Была разработана дидактическая игра «Умная сова», направленная на закрепление уже полученных ранее знаний. Так, например, дети нажимают кнопку на панно и включается подсветка Коромысловой башни, а выбранный ребенок, одетый в фартук и шапочку с изображением совы («Умная сова») должен рассказать все, что знает об этой башне и ответить на дополнительные вопросы (так же можно проводить данную игру разбившись на команды). Для пополнения развивающей предметно - пространственной среды родители, совместно с детьми, изготовили лепбуки и макеты различных объектов района (библиотека, парк, стадион и т.д.), а один ребенок, создал макет «Микрорайон будущего».

    Таким образом, на первоначальном этапе всех 3 проектов были созданы все условия для формирования представлений о родном крае у детей.

    На основном этапе реализации данных проектов были использованы различные формы работы с детьми, такие как:

    1. Беседы: «Мой родной город», «История возникновения города», «Моя улица» и т.д.
    2. Просмотр презентаций: «Усадьба Рукавишниковых», «Музей – заповедник «Щелковский хутор» и т.д.
    3. Дидактические игры  с использование ИКТ:  «Назови улицу», «Угадай чего не стало» и т.д.
    4. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строим город» и т.д.
    5. Целевые прогулки и экскурсии.
    6. Продуктивные виды деятельности (фото в приложении № 2).

    Совместно с родителями был организован праздник «Масленница» (фото в приложении № 3).

    Родители воспитанников также принимали активное участие в реализации данных проектов:

    • совместно с детьми изготавливали макеты, поделки, игры, альбомы, дидактические игры и т.д.;
    • помогали в организации экскурсий и целевых прогулок;
    • оказывали помощь в проведении праздников, фотовыставки «Я - Нижегородец», доски почета «Они прославили Нижний…», мини – музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 4).

    Итогом первого проекта «Моя малая Родина» стала Фотовыставка «Я - Нижегородец» (фото в приложении № 5).

    Итогом второго проекта «Культурное наследие нашего города» было создание мини-музея «Нижний Новгород в сердце моем» (фото в приложении № 6).

    И итогом третьего проекта «Они прославили Нижний…» стала Доска почета замечательных людей нашего города (фото в приложении № 7)

    В результате проделанной работы:

    1. Обобщен опыт работы по теме «Развитие представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»;
    2. Разработаны, систематизированы и внедрены разнообразные формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей;
    3. Повысился интерес у детей и родителей к данному вопросу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

    "Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

    Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

    Формирование представлений о родном крае у воспитанников старшего дошкольного возраста средствами народных игр.

    В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позити...

    Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.

    Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....

    Перспективное планирование по формированию представлений о жанрах живописи у детей старшего дошкольного возраста

    В перспективном планировании представлены темы ООД, темы мероприятий на год по неделям с задачами ООД, описанием совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности и РППС -...

    МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

    Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...