Формирование личности ребенка в игре
консультация на тему

Соболева Екатерина Андреевна

Семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева» ДО№2

Воспитатель: Соболева Екатерина Андреевна

Семинар с воспитателями по игре

Тема:   " Формируем личность ребенка в игре"

Учитывая, что игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжение всего дошкольного детства и представляет собой единственный и уникальный вид деятельности, позволяющий реализовать свои ресурсы, самовыразиться, "прожить" и переработать личный и личностный жизненный опыт, мы полагаем, что именно ей принадлежит важнейшая роль в формировании Я ребенка.

Большое влияние на формирование личности ребенка дошкольника оказывают сюжетные, тематические и дидактические игры типа " Кто я?", " какой я?", " Я и мои правила?", " Я умею?", " Я и мои достижения" и т.д. Благодаря идентификации себя с той или иной ролью, ребенок может оценить свои возможности и в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственного отношения. В этом зафиксированы значимые для субъекта ценности, существует иерархия предпочтений (что ему нужно и что он хочет). С точки зрения И.С. Якиманской , развитие ребенка как личности идет не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития.

Игра как отражательная деятельность, которая строится на основе субъективного опыта каждого ребенка, характеризуется индивидуальным вкладом в реализацию общего игрового замысла. Потребность в использовании и позитивном преобразовании опыта отражается в выборе ребенком сюжета, роли, способа игрового поведения, материалов, предметов заместителей, в построении вариантов игры и т.д.

Игра считается приоритетной деятельностью в дошкольном возрасте, но сегодня идет процесс отчуждения игры от ребенка, снижается удельный вес игровой деятельности в педагогическом процессе дошкольного учреждения, игра вытесняется учебно познавательным процессом.

Вместе с тем исследователи отмечают: развитие игрового поведения существенно дополнило бы возможности дошкольников в учебной, трудовой и других видах деятельности, что необходимо учитывать при организации педагогического процесса в ДОУ.

Наблюдения за игровой деятельностью детей разного дошкольного возраста, проводившиеся на протяжении нескольких последних лет, позволяют сделать вывод о том, что личный опыт детей отражает в основном стереотипные сюжеты, схематичные роли, шаблонные взаимодействия между персонажами. В играх отражаются стереотипные жизненные события, участником или очевидцем которых является ребенок: приём у врача, покупка в магазине, посещение парикмахерской и др. В содержании игр привносятся впечатления, полученные от просмотра мультипликационных фильмов ( например, Черепашки Ниндзя, Бетмен). Очевидно, яркие отношения персонажей, острые конфликты, динамичные события, и суперсильными героями объясняют стремление детей отображать и проживать впечатления от этих мультфильмов.

Анализ игровой деятельности показывает также, что в процессе руководства игрой педагог основное внимание изображает на развитие различных ипостасей Я играющих и преобразование их опыта. Часто на практике мы видим игры воспитателя, а не самих детей!

Материалы оценки игровой практики дошкольников позволяют утверждать: педагоги практически не уделяют внимания формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие Я. К ним мы относим умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, находить ошибки и их причины, оценивать собственный игровой образ и др. Фактически при руководстве сюжетной игрой за пределами внимания педагога остается Я ребенка. Анализ показывает также, что воспитатели стихийно используют отдельные удачные приёмы, направленные на формирование Я. Например, воспитатель отмечает: "Ты был внимательным и чутким доктором, сумел оказать помощь стольким больным". К этому неплохо бы добавить, что эти же качества присущи ребенку и в жизни. Умение рефлексировать, над которыми целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся игровой опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игры в формировании личности ребенка»

«Роль игры в формировании личности ребенка»Мы надеемся, что Вы прослушаете предложенный материал с интересом и пользой для себя, и ждем Ваших вопросов, размышлений, наблюдений за играми детей – ...

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

Роль игры в формировании личности ребенка

Данный материал содержит информацию  для  родителей  о  значении игры в жизни детей и взрослых.  Цель данной статьи повысить педагогическую компетенцию родителей, показать им ...

Игры для формирования личности ребенка

Игры на развитие памяти, мышления, внимания и воображения....

Игры для формирования личности ребенка

Игры на развитие памяти, мышления, внимания и воображения....

Формирование личности ребенка через игры с песком на улице у детей младшего возраста.

Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Проводя самоанализ работы мы п...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются приобщение старших дошкольников к традициям и культуре живущих в Чувашской республике....