Формирование основ нравственности
статья (младшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_nravstvennosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ нравственности

Какая семья не мечтает, чтобы рос их малыш здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Настроенные воспитывать правильно, молодые родители искренне удивляются, услышав, что этим нужно заняться с первых дней жизни ребенка. Главное — уяснить для себя, что семья — первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на это крохотное существо. И очень важно, какая это семья. Веселая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. Все это небезразлично малышу. В семьях последнего типа порой бытует мнение, что баловать детей нельзя, нельзя часто брать их на руки, целовать, играть с ними, баюкать. Такие запреты помогут закалить растущий организм, подготовят его к суровым будням жизни. Но как же ошибаются эти «мудрецы»! Доказано, что дефицит эмоционально положительных воздействий оказывает свое ущербное влияние на базисное развитие малыша, лишенного тепла родительской любви, и растет в такой семье замкнутое, настороженное, неуверенное в себе маленькое существо, со скупой улыбкой, робкими движениями, испуганным взглядом.

Но к счастью, в большинстве семей малыш с первых дней своей жизни чувствует заботу, внимание окружающих. Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на мельчайшие нюансы поведения будят у ребенка первые ответные чувства признательности, доверия, привязанности к родителям. Растет в такой семье малыш счастливым, радостным, распахнутым навстречу добру, чувствуя себя равноправным членом дружного коллектива. Для него жизненно важно быть уверенным в том, что здесь он желанен, любим, постоянно ощущать радость от совместного бытия, не чувствуя при этом особой исключительности собственной персоны среди других членов семьи. В том-то и заключается мастерство родительской педагогики, чтобы не занять позицию «над ребенком», не давить на него собственным авторитетом и опытом, а искренне помочь ему, такому хрупкому, крохотному, удержаться в позиции равенства. Мудрость взрослого заключается не в том, чтобы снизойти до малыша, а именно в том, чтобы подняться до понимания «тонких истин детства», чутко улавливать и понимать каждое движение его души.

Потребность в тесном физическом и психологическом контакте двусторонняя. Ребенок тянется к взрослому: он для малыша — путеводная звезда. Любовь, ласка, чуткое отношение взрослых учат этому малыша. Органически впитывает он эти светлые чувства, делает их частью собственного Я, успешно формирует основу нравственной воспитанности.

Конечно, велика сила примера, но детям довольно трудно самостоятельно обучиться всем тонкостям человеческих отношений — их нужно учить «азбуке чувств», учить каждодневно, ежечасно, что не так просто.

Так с чего же начать? Живя в атмосфере тепла и уюта, малыш излучает радость, он стойко настроен на положительную волну в отношении взрослых. Опираясь на это , следует учить его нести радость окружающим не только фактом собственного существования, но и собственными поступками, действиями. Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающими в выражении чувств, культивируя симпатии, предлагая: «Поцелуй бабушку!», «Обними своего мишутку!» Не следует оставлять без внимания и такие чувства, как сопереживание, сострадание. Упал мишка — ему больно, пожалей, плачет кукла — успокой. Малыш учится с помощью взрослых щедрости в действиях: «Угости папу», «Отдай игрушку братику» и т.д.

В силу собственного возраста детям свойственна импульсивность, непосредственность. Вот и нужно взрослым умело направлять вспыхнувшее внезапно чувство малыша. Тянется малыш к котенку, а ему ласково предлагают: «Погладь его: он такой маленький, пушистенький!»; намеревается ребенок сдернуть очки с лица бабушки, а она, придерживая чуть руку внука, напевно приговаривает: «Золотко мое, бабушку хочет погладить!» И старается малыш быть послушным, так как видит, что своими действиями вызывает у родных радость. Ему нравятся похвалы взрослых. Крохотное существо учится любить окружающих, быть отзывчивым, чутким, уметь сопереживать и уважать переживания других. Эти формирующиеся гуманные чувства помогают ему расти нравственно. В связи с этим следует остерегаться одной из распространенных ошибок в практике воспитания: чрезмерного внимания, ничем не мотивированного восхищения, обилия игрушек. В результате такой неконтролируемый трезвым умом любви у малыша может сформироваться душевная слепота.

Нужно помнить: тормозные процессы у детей первого года жизни еще не сформированы, а поэтому поступки детей нередко непредсказуемы. Пальцы малыша цепко захватили щеку мамы. Новые ощущения интересны, малыш не имеет понятия о том, что своими действиями причиняет взрослому неудобство и даже боль. Следует предостережение: «Нельзя! Больно!»-и вместе с ним первые уроки бережного, чуткого отношения к другим: «Погладь, обними, поцелуй!» не стоит умиляться: «Какой сильный наш Вовочка!», когда он тянет волосы сестренке. Своим одобрением невольно можно закрепить нежелательное поведение малыша. Правильным будет, если взрослый укоризненно покачает головой, отведет руку ребенка, погрозит ему пальцем. Стыдить бесполезно: чувство стыда у детей формируется несколько позднее. А пока эффективнее предложить пожалеть сестренку, поцеловать ее. Поступая так, мы порицаем неправильные формы поведения, даем образец доброго отношения к окружающим. Сохраняя постоянный положительный психологический контакт с малышом, трудно даже отметить, когда же возникает и как быстро упрочивается чуткое отношение малыша к оценкам его действий и поведения со стороны взрослых. Так и кажется, что он родился с этим умением. Крохотное дитя еще не понимает значения обращенных к нему слов, но ухо его уже чутко улавливает разнообразные интонации взрослого, внимательный глаз безошибочно фиксирует его мимику, жесты. Все это служит четким ориентиром в выборе собственной линии поведения. Доволен взрослый -  ребенок искренне ликует, пытается вновь и вновь повторить те действия, которые привели взрослого в восхищение. Ему так нужно подтверждение, что он хороший! Малыш искренне переживает, замечая, что своими действиями огорчил окружающих. От избытка переполнивших чувств он может горько разрыдаться.

Воспитательное значение поощрений и порицаний еще более усиливается, когда ребенок  начинает понимать смысл обращенных к нему слов. Набор этих слов не так уж и велик, но в силу особенностей возраста малыш начинает соотносить эти слова не с конкретным лицом, предметом или действием, а с ситуацией в целом. Поэтому взрослым нужно запастись великим терпением в своих педагогических воздействиях, направлять поведение ребенка по правильному пути, неустанно повторяя слова «можно», «нельзя».

У ребенка первого года жизни пока еще отсутствует собственный житейский опыт, отсюда становится понятным его бесстрашие, когда он пытается прикоснуться к горячему утюгу, кипящему чайнику. Ему не понять предостережения взрослого, он начинает возмущаться и даже бунтовать. Во избежание конфликта следует отвести малыша в другую комнату или отвлечь его интересной игрушкой. А лучше, предвосхитив нежелательную ситуацию, убрать с глаз ребенка предметы, которые нельзя дать ему в руки. Иногда строгая мама, демонстрируя свою методику воспитания, решает: «У меня не побалуешь! Нет — и все!» И горько плачет малыш, недоумевая, почему так несправедливы к нему люди. Он искренне обижен на них. И не понимает его мама, что дефицит внимания и взаимопонимания    неизменно оставляет в душе ребенка свой отпечаток, что своим поведением она приводит в действие механизм отрицательных эмоций. Теперь не приходится от малыша ждать послушания. Он становится раздражительным, капризным, упрямым, а следом может прийти и беда — ранние неврозы.

«Дай!» - требует малыш, упрямо поворачиваясь в сторону хрустальной вазочки на столе, проявляя при этом завидную настойчивость. Он еще не знает, что есть вещи, которые детям в руки не дают. И в этом случае строгое взрослое «Нельзя!» должно звучать решительно и категорично. Запрет должен быть неизменным, к кому бы не обратился ребенок за помощью. Так малыш усваивает, что жить в человеческом обществе следует, соизмеряя собственные желания с общепринятыми нормами поведения. Сиюминутные чувства и желания придется подавлять, хотя сделать это на первых порах очень трудно.

Каждое новое требование к ребенку взрослый облекает в положительно-эмоциональную форму. «Вот какая умница наша Катенька! Сама ложится спать, моя милая!» - воркует над внучкой бабушка. Видя, сколько радости своим поведением она доставляет своей семье, девочка старается быть послушной.

Освоению норм поведения способствует и развивающееся умение действовать с предметами. К этому времени эмоционально-положительное общение взрослого с ребенком усложняется, приобретая статус делового сотрудничества. Активно пользуясь все возрастающей способностью к подражанию, малыш усваивает способы разнообразных действий с предметами окружающего мира. Что заставляет его раз за разом выполнять одни и те же действия? Не только желание закрепить новые умения, но и стремление продемонстрировать взрослому в совместных с ним действиях свою самостоятельность. К тому же упрочивающиеся умения позволяют малышу некоторое время играть, не прибегая к помощи взрослых. А это уже умение занять себя, обойтись без опеки взрослого. Более того, в таких ситуациях может возникнуть момент, когда следует приложить усилия, чтобы достать нужную игрушку, добиться результата. Можно уже с удовлетворением отметить, что у ребенка начинает проявляться инициатива, настойчивость. При всем этом какая гамма чувств отражается на его лице! Здесь и радость победы, и гордость за собственный успех, но главное: у малыша формируется ценное нравственное качество — способность к самостоятельному усилию.

Ребенок с удовольствием обучается правилам поведения, принятым в человеческом обществе: с помощью выразительных жестов здоровается, прощается, благодарит. Поощрения взрослых наполняют его гордостью. Он готов демонстрировать свои умения по нескольку раз подряд и в полном наборе, в определенной последовательности.

Не все безоблачно в поведении ребенка. Обычно со второй половины года малыш начинает вдруг протестовать во время одевания на прогулку. Он вертится, сбрасывает с ноги с таким трудом натянутый ботинок, пытается уползти от взрослого. Во время кормления может смахнуть со стола чашку, влезть в тарелку рукой. Не помогают ни окрики, ни отвлечения. Все это сопровождается капризами, упрямством, а то и слезами. Не нужно обвинять малыша. Взрослым следует проанализировать собственное поведение. Оказывается, домашние относятся к ребенку по-прежнему трепетно и нежно, а он вырос и не приемлет такого отношения к себе. Он желает теперь быть в позиции субъекта, а не объекта воспитания. Стремится быть равноправным партнером взрослого. Придется пересматривать всем в семье отношение к нему. Именно в этом возрасте малыш легко осваивает навыки самообслуживания и с удовольствием демонстрирует всем очень скоро довольно солидный набор самостоятельных действий: во время еды пользуется хлебом, умеет удерживать в обеих руках чашку и пить из нее, во время одевания помогает взрослому: подает ботинок, пытается натянуть колготки, перед едой учится мыть руки с помощью взрослого. Теперь уже все в семье должны следовать правилу: то, что может малыш делать самостоятельно, он и должен делать сам. Включение детей в активные самостоятельные действия снимает вопрос о детских капризах, непослушании. Он занят серьезным делом, ему не до шалостей. К концу года привычка быть опрятным и аккуратным настолько укореняется, что ребенок уже по собственной инициативе может призывать взрослых к помощи, обращая их внимание на грязные руки, на развязавшийся шнурок ботинка.

Самостоятельность — один из главных нравственных приобретений ребенка. Но она не означает устранение взрослых от воспитательного процесса — напротив, ею необходимо умно и тактично руководить, направлять в нужное русло, культивировать, закреплять. Иначе она заглохнет, исчезнет надолго, быть может, и навсегда. Ведь только в этом возрасте малышу интересны действия, связанные с самообслуживанием, и он активно стремится овладеть ими. В более старшем возрасте интерес к самообслуживанию угасает, и взрослым приходится прикладывать много усилий, чтобы заставить ребенка самостоятельно одеться, поесть. А пока активные самостоятельные действия сопровождаются постоянно только положительными эмоциями малыша. С одной стороны, это радость переживаний от самого процесса действий, от результативности их; с другой — поощрения, восхищение взрослых членов всей семьи. Все это приводит к более тесным эмоциональным контактам, способствует формированию общительности, приветливости малыша.

Уроки добра не проходят бесследно. Ребенок учится жить в коллективе. В одних случаях этому его учат взрослые, в других — он учится сам. К концу года, успешно овладевая активной речью, малыш демонстрирует с удовольствием успешное усвоение моральных норм. «На!»- щедро протягивает он печенье тому, к кому питает особую симпатию, будь то дедушка или игрушечный мишка. Под влиянием нахлынувших чувств начинает обнимать, целовать всех. В ледующий раз вдруг во время еды бросает хлеб на пол и тут же грозит себе пальчиком: «Ну-ну-ну!»- или, ткнув в глаз куклы, укоризненно качает головой, с осуждением произносит: «Ай-ай-ай!»; при этом всякий раз внимательно следит, как отреагирует на его поведение взрослый.

Что происходит? Оказывается, малыш пытается самостоятельно разобраться в сложном мире взаимоотношений с окружающими, предлагая на суд членов семьи разные модели поведения, проверяя собственные представления о том, что хорошо, что плохо. В такие моменты как никогда ярко раскрывается индивидуальность ребенка. Взрослый, понимая и правильно оценивая происходящее, всегда будет снисходителен, великодушен, демонстрируя малышу образцы истинной доброты.

Нравственное развитие предполагает процесс начального становления личности, основывается на потребности ребенка упрочить положительный образ собственного Я. Без постоянной помощи, поддержки и доверия взрослых малышу самому не справиться с этой сложной задачей. Взрослый всегда рядом, всегда готов правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая мелочи будней в целостные уроки жизни. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности пустят глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

Из опыта работы по формированию основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Работа предназначена для расширения представлений педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

Консультация для родителей "Формирование основ нравственности в раннем возрасте"

Формированием основ нравственности нужно заниматься с первых дней жизни ребёнка. Надо чётко понимать, что семья это первые и очень важные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жит...

Формирование основ нравственного поведения у детей с нарушением слуха, по средствам развития эмоциональной сферы.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в ...