Консультация "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
консультация на тему

Пономаренко  Марина Владимировна

Успешность процесса музыкального развития дошкольников невозможна без педагогического взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Данная консультация будет полезна как музыкальным руководителям. так и воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        центр развития ребенка – детский сад № 18

   города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Консультация для воспитателей по теме:

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

                           Подготовила:

музыкальный руководитель

                                     Пономаренко М.В.

Музыкальное занятие — это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю. Но проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы детского сада, которую ведёт и воспитатель. Воспитатель осуществляет педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкально – педагогического процесса.

Поэтому, воспитатель  обязан  присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.  Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.    Воспитателю отводится роль - помощника музыкального руководителя!!!

В чем же заключается эта помощь?

На музыкальном занятии воспитатель не только следит за дисциплиной. Он активный участник пения, игр, танцев.  Воспитатель должен знать текст песен, движения танцев, одним словом, весь музыкальный репертуар, используемый на занятии. 

Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях.


Активность воспитателя на занятиях зависит от трех факторов:

1. От возраста детей:   чем младше дети, тем активнее приходится воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, показывает плясовые и имитационные движения, смотрит, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдает, кто и как проявляет себя на занятии. В старших группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

2.  От раздела музыкального воспитания:

самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

 

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

    Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель.

        Если старый материал - внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.

    

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

- Воспитатель сидит с безучастным видом.

- Воспитатель перебивает исполнение.

- Воспитатель даёт словесные указания наравне с музыкальным руководителем (двух центров внимания быть не может).

-  Воспитатель нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

А теперь я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по музыкальному  развитию детей.

Образовательные задачи.

Исправление, закрепление навыков и умений, получаемых на занятиях. (Это закрепление текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)

Развивающие задачи.

Развивать музыкальные  способности детей дошкольного возраста.

(Воспитатель должен четко слушать задание, которое дает ребенку музыкальный руководитель, что бы в любой момент оказать помощь ребенку, пока музыкальный руководитель занят с другим ребенком).

Уметь пробудить интерес к музыке, её содержанию, направлять чувства детей, вызываемые музыкой.

Развивать и направлять творческие музыкальные способности детей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать любовь к музыке.

(Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям).

Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений.

Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен.

Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.

При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала - правильно ли дети передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным  руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Воспитатели должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.

На третьем этапе разучивания, когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны совершенно самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

Наиболее активную роль воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей.

Так, в младшей группе воспитатель  непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель, подбадривая им, хлопает в ладоши.

В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется.

Детям предоставляется больше  самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения.

 Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например: если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями.

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей.

С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

Со старшими детьми - в начале разучивания так же вставать вместе с детьми, в конце разучивания – наблюдать за работой детей, поправлять их,

показывать, как правильно выполнять то или другое движение.

В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя.

 В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми,  у которых нет пары.

На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно.

В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель.   

Необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Вот несколько принципов этого взаимодействия:

 
1. Принцип диалогизация. 

Музыкальный руководитель и воспитатель являются равноправными субъектами в вопросах музыкального развития детей.  Музыкальный руководитель проводит музыкальные  занятия. Воспитатели же, находясь в постоянном контакте с детьми, должны, как можно чаще, использовать музыку в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству и т.д.


2. Принцип индивидуализации.

Заключается в том, что и музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песенки, музыкально-ритмические движения, играть детских музыкальных инструментах. Одним словом музыкальный  руководитель и воспитатель должны дополнять усилия друг друга.


3. Принцип проблематизации.

Как часто, особенно от воспитателей можно услышать: »Я не буду за вас выполнять вашу работу, не буду разучивать слова песен! У меня своей работы хватает!»  Они даже не понимают, что работа у нас общая, и задачи мы ставим одни и те же.

Музыкальный  руководитель и воспитатель должны осознать необходимость тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка. Например, развитие певческих навыков - это задача не только музыкального воспитания, но и физического. Ведь, по мнению врачей, пение - это лучшая дыхательная гимнастика. А также задачи, как развитие внимания, памяти, умение анализировать, сравнивать актуальны как в музыкального  воспитании, так и в программе умственного развития ребенка.


Из всего выше перечисленного следует:

Успешность процесса музыкального развития дошкольников невозможна без педагогического взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....